Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие подходы к структуре Я-концепции (Я-образа)




Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я. В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет Я-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об Образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.

Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я.

Наиболее же распространенным является представление о структуре «Образа-Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Г. Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития Образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента Образа-Я начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Формирование Я-концепции

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции у девочки-подростка происходит развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я.

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть — общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях.

Формирование адекватной Я-концепции у девочек-подростков очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие.

Я-концепция может моделировать реальность с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве. Много лет назад Гордон Олпорт подчеркивал, что индивидуальность — это скорее не конечный результат, а непосредственно происходящий процесс: она обладает некоторыми стабильными чертами, но в то же время постоянно претерпевает изменения. Олпорт ввел термин проприум, которому дал следующее определение: «все аспекты личности, которые способствуют ее внутреннему единству». Это своевременно развившееся Я, или эго, составляющее ядро личной идентичности.

Рут Стренг выделила четыре основных аспекта Я. Во-первых, существует общая, основная Я-концепция, то есть представление подростка о собственной личности и «восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире.

Во-вторых, существуют индивидуальные временные или переходные Я-концепции, которые зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная на экзамене плохая оценка может создать у девочки-подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.

В-третьих, существует социальное Я девочки-подростка: ее представления о том, что о ней думают другие люди. Эти представления в свою очередь влияют на мысли девочки-подростка о себе. Если у нее создается впечатление, что другие считают ее некрасивой, глупой, то она склонна думать о себе так же негативно. Представление о том, как ее воспринимают другие, окрашивает и взгляды девочки-подростка на саму себя. Взаимоотношения с другими людьми, близкие отношения, участие в каких-либо группах, сотрудничество и соперничество влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, включающих в себя как преемственность и единство Я, так и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я. Вильям Кэрайл писал: «Покажите мне вашего друга, и я пойму, каков ваш идеал и каким человеком вы хотели бы стать» {William Caryle.1970).

Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Например, подросток из группы с низким социоэкономическим статусом, который не считает себя принадлежащим к ней, а относит себя к более высокому социоэкономическому классу, формирует новую идентичность на основе своих более высоких устремлений.

В-четвертых, существует идеальное Я, то есть то, какой девочка-подросток хотела бы стать. Эти представления могут быть реалистическими, заниженными или завышенными. Заниженное идеальное Я препятствует достижениям; завышенный образ идеального Я может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистические Я-концепции способствуют приятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистичных целей.

Составив представления о себе, девочка-подросток должна оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самоприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то самооценка достаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. Поскольку людям необходима самооценка, то должна существовать связь между их Я-концепцией и идеальным Я.

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я (Handel, 1980). В старшем подростковом возрасте им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они Могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.

Карл Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я (Rogers, 1961). Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представления о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовосприятие и отношения с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам.

Проблема адекватности Я-концепции

Самоуважение называют "условием выживания души"; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.

Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий — в группах с низкой самооценкой. Между принятием себя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция. Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми.

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Девочки-подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких девочек-подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Один человек рассказывает: «Теперь я понимаю, что, пытаясь справиться со своей застенчивостью, я шел на любые жертвы, чтобы быть приятным людям, вплоть до подчинения им в своих мыслях и поступках». Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...