Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Аудитория.

2. Презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук, по предварительной заявке);

3. Рабочее место преподавателя.

4. Рабочие места студентов.

5. Пакеты ПО общего назначения (электронные таблицы, тестовые редакторы, графические редакторы).


7. ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образователь-
ных технологий:

1. Лекция, мастер-класс – передача учебной информации от преподавателя к студентам, как правило, с использованием компьютерных и технических средств, направленная в основном на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний;

2. Практическое занятие – решение конкретных задач (математическое моделирование, расчёты и др.) на основании теоретических и фактических знаний.

При проведении практических и лекционных занятий применяются интерактивные формы обучения, представленные в таблице:

 

Тема занятия по дисциплине Количество часов Используемая интерактивная форма обучения
Практические занятия
Тема 2. Простые проценты 0,5 Образовательная игра
Тема 3. Сложные проценты 1,5 Образовательная игра
Итого    

 

А также используемые активные формы:

- работа в малых группах - она предоставляет всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

8. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Оценивание уровня учебных достижений студента осуществляется в виде текущего контроля (устный опрос), рубежного контроля (домашняя контрольная работа) и промежуточного контроля (зачёт).

 

 

Фонд оценочных средств

 

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:

- перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Основы финансовых вычислений» с указанием этапов их формирования;

- результаты обучения (в формате компетенций) на данном этапе их формирования;

- критерии оценивания всех показателей по текущему, рубежному и промежуточному контролю.

- вопросы для текущего контроля;

- домашняя контрольная работа;

- вопросы к зачёту.

8.1. Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль освоения студентами дисциплины осуществляется посредством устного опроса на практических занятиях, оценкой знаний студентов при выполнении письменных практических заданий.

 

Вопросы для текущего контроля:

 

Тема 1. Введение. Содержание курса

1. Какие задачи ставит и решает финансовая математика?

2. Что означает принцип не равноценности денег, относящихся к разным моментам времени?

3. Какую роль играет время в финансовых расчетах?

4. Как учитывается время в финансовой математике?

5. В чем состоит главное отличие финансовой математики от бухучета?

Тема 2. Простые проценты

1. Какие методы начисления простых процентов вы знаете?

2. В чем сущность операции учета?

3. Конвертация валюты и начисление простых процентов.

4. Расчет доходности операций с двойной конвертацией.

5. Определение критических точек.

6. Движение денежных средств на расчетном счете и банковская практика расчета процентов. Определение суммы, выдаваемой при закрытии счета.

7. Методы расчетов при погашении краткосрочной задолженности частичными платежами (актуарный метод и метод торговца).

8. Сопоставление процентных ставок при различных условиях контрактов.

9. Объявленная ставка и реальная доходность кредитора в потребительском кредите.

Тема 3. Сложные проценты

1. Какие ставки сложных процентов вы знаете?

2. Что такое номинальная и эффективная ставки наращения?

3. Что такое номинальная и эффективная учетные ставки?

4. Исходя из какого принципа получают формулы эквивалентного перехода от номинальных ставок к эффективным, рассчитывают средние доходности?

5. Как рассчитать конечный результат, если ставка сложных процентов меняется во времени?

6. Как учесть эффект реинвестирования в случае начисления сложных процентов?

7. Что такое брутто–ставка?

8. Как рассчитать реальную доходность в случае инфляции: (а) по простым, (б) по сложным ставкам?

9. Что такое средние ставки и как они рассчитываются?

10. Конвертация валюты и начисление сложных процентов.

Тема 4. Непрерывные проценты

1. Что такое сила роста?

2. Как связаны непрерывные и дискретные ставки процентов?

3. Как учесть изменение силы роста во времени?

4. В чем привлекательность непрерывных процентов в аналитических расчетах?

Тема 5. Эквивалентность процентных ставок и финансовых обязательств

1. Как осуществляется конверсия нескольких платежных обязательств в одно?

2. Как осуществляется переход от одной ставки к другой?

3. Что такое кривые доходности?

4. Что такое временная структура ставок?

5. Что такое форвардная ставка?

6. Какие основные теории объясняют временную структуру ставок?

Тема 6. Финансовые ренты (аннуитеты )

1. Дайте определение финансовых потоков и ренты.

2. Дайте классификацию финансовых рент.

3. Какими параметрами характеризуется финансовая рента?

4. Что такое постоянная рента?

5. Что такое переменная рента?

6. Что такое рента постнумерандо и рента пренумерандо?

7. Что такое немедленная и отложенная рента?

8. Каковы принципы эквивалентного пересмотра параметров ренты?

9. Что такое ограниченная и вечная рента?

10. Когда на практике применяются формулы расчета вечной ренты?

Тема 7. Анализ кредитных операций

1. Как построить рейтинг коммерческих операций с различными условиями кредитования?

2. Как определить истинную цену потребительского кредита?

3. Как найти предельные значения параметров коммерческого контракта, обеспечивающие конкурентоспособность?

Тема 8. Форфейтная кредитная операция

 

1. В чем сущность операции а форфэ?

2. В чем состоит позиция продавца?

3. В чем состоит позиция покупателя и банка?

Тема 9. Ипотечные ссуды

1. Какие виды схем ипотечного кредита вы знаете?

2. Чем в основном отличаются нестандартные ипотеки от стандартной?

3. В чем особенности российской ипотеки?

Тема 10. Льготные займы и кредиты

1. Что такое льготный заем?

2. Что такое абсолютный грант–элемент и как он рассчитывается?

3. Что такое относительный грант–элемент и как он вычисляется?

4. Что такое реструктурирование займа, в каких случаях оно проводится и какими методами?

Тема 11. Определение оптимального уровня денежных средств

1. Каков критерий управления денежными средствами предприятия?

2. Что вы можете сказать о достоинствах и недостатках моделей Баумоля и Миллера–Орра?

Тема 12. Показатели эффективности производственных инвестиций

1. Как выбирается ставка сравнения?

2. Какие из показателей эффективности обладают свойством аддитивности?

3. Какие преимущества вытекают из этого свойства?

4. В чем состоит главный недостаток показателя срока окупаемости?

5. Что такое точка Фишера?

6. Чем ограничивается приемлемая ставка по кредиту при выборе инвестиционного проекта?

7. Как и зачем проводится анализ чувствительности показателей эффективности?

8. Как интерпретируется показатель рентабельности (индекс доходности)?

Тема 13. Аренда оборудования (лизинг)

1. Какие виды лизинга существуют?

2. Какие возможны схемы лизинговых платежей?

3. Какие принципы и формулы используются при сравнении различных вариантов приобретения оборудования?

Тема 14. Неопределенность размеров платежа

1. Что такое математическое ожидание и дисперсия случайной величины?

2. Что такое интервальная оценка случайной величины при заданном значении вероятности?

3. Как оценить математическое ожидание и дисперсию платежей?

4. Что такое независимость случайных величин и какое значение имеет гипотеза о независимости размеров платежей при выводе формулы для дисперсии современной стоимости и наращенной суммы потока?

5. Как изменится дисперсия обобщающих характеристик потока, если случайные размеры платежей не являются независимыми (то есть коррелированы)?

Тема 15. Риск невозврата

1. В чем преимущество вероятностного подхода к анализу финансовых потоков?

2. Где особенно широко применяется этот подход?

3. В чем вы видите трудности применения этого подхода на практике?

4. Как рассчитать математическое ожидание современной стоимости потока платежей с учетом вероятности их не поступления?

5. Математические методы в экономике

 

Практические задания расположены в литературе:

1. Коренюгина, Л. М. Основы финансовых вычислений. [Электронный ресурс]: сборник задач/ Л. М. Коренюгина. – Красноярск: НОУ ВПО СИБУП, 2013. – 10 с.

2. Косарев, В. П. Информатика для экономистов. Практикум [Текст]: учебное пособие для бакалавров/ под ред. В. П. Полякова, В. П. Косарев; Финансовый институт при правительстве РФ. – М.: Юрайт, 2013. – 343 с.

3. Мелкумов, Я. С. Финансовые вычисления. Теория и практика [Текст]: учеб.-справ. пособие для вузов / Я. С. Мелкумов. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 408 с.

 

Критерии оценивания выполнения письменных практических заданий и устного опроса:

§ удельный вес правильных ответов менее 50 % - 2 балла;

§ удельный вес правильных ответов от 50 % до 70 % - 3 балла

§ удельный вес правильных ответов от 70 % до 90% - 4 балла.

§ удельный вес правильных ответов свыше 90 % - 5 баллов.

 

 

8.2. Рубежный контроль

Рубежная аттестация студентов производится по окончании каждой темы в форме защиты домашней контрольной работы, которая расположена в:

Коренюгина, Л. М. Основы финансовых вычислений [Текст]: Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 38.03.02 (080200) Менеджмент/ Л. М. Коренюгина, Е. С. Разгулина. – Красноярск: НОУ ВПО СИБУП, 2013. – 44 с.

 

Пример типовой контрольной работы:

ВАРИАНТ № 1

 

ЗАДАЧА № 1 БС

Определите, какая сумма окажется на счёте, если вклад размером 900 тыс. руб. положен под 9% годовых на 19 лет, а проценты начисляются ежеквартально.

 

ЗАДАЧА № 2 БЗРАСПИС

Рассчитайте будущую стоимость облигации номиналом 300 тыс. руб., выпущенной на 5 лет, если предусмотрен следующий порядок начисления процентов: в первые два года – 13,5% годовых, в следующие два года – 15% и в последний год – 20% годовых.

 

ЗАДАЧА № 3 ПС

Рассчитайте текущую стоимость вклада, который через три года составит 15000 тыс. руб. при начислении 20% в год.

 

ЗАДАЧА № 4 ЧПС

Определите эффективность инвестиции размером 200 млн. руб. по ЧПС, если ожидаемые ежемесячные доходы за первые пять месяцев составят соответственно: 20, 40, 50, 80 и 100 млн. руб. Издержки привлечения капитала составляют 13,5% годовых.

 

ЗАДАЧА № 5 ЧИСТНЗ

Определите чистую текущую стоимость проекта на 1.01.1998, затраты по которому на 20.12.1998 составляет 100 млн.руб. Ожидается, что за первые полгода 1999 года проект принесет следующие доходы:

на 01.03.1999 – 18 млн.руб.; на 15. 04.1999 – 40 млн.руб.;

на 30.06.1999 – 51 млн.руб. Норма дисконт-ния – 12% годовых.

 

ЗАДАЧА № 6 КПЕР

Рассчитайте через сколько лет обязательные ежемесячные платежи размером 150 тыс. руб. принесут доход в 10 млн. руб. при ставке процента 13,5% годовых.

 

ЗАДАЧА №7 СТАВКА

Рассчитайте годовую ставку процента по вкладу размером 100 тыс. руб., если за 13 лет эта сумма возросла до 1 млн. руб. при ежеквартальном начислении процентов.

 

ЗАДАЧА № 8 ПЛТ

Определите размеры периодических взносов в фонд размером 100 млн. руб., сформированный за два года ежемесячными платежами, если процентная ставка составляет 20% годовых.

 

ЗАДАЧА № 9 ВСД

Допустим, проект стоимостью 9 млн. руб. будет в течение следующих трех лет приносить доходы — 4,4; 3,2; 5,9 млн. руб. а на четвертый год предполагается убыток в 1,6 млн.руб. Оцените целесообразность принятия проекта, если рыночная норма процента 13%.

 

ЗАДАЧА № 10 ЧИСТВНДОХ

Рассчитайте внутреннюю скорость оборота инвестиции, если выплата 20/04/97 750 тыс. руб. принесет доходы 28/11/97 в 405 тыс.руб.; 20/05/98 — 310 тыс. руб., а 1/01/99 — 210 тыс. руб.

 

ЗАДАЧА № 11 НОМИНАЛ

Рассчитайте номинальную процентную ставку по облигации, если эффективная ставка составляет 17%, начисление процентов производится ежеквартально.

 

Критерии оценивания контрольной работы:

§ удельный вес правильно выполненных задач менее 50 % - 2 балла;

§ удельный вес правильно выполненных задач от 50 % до 70 % - 3 балла

§ удельный вес правильно выполненных задач от 70 % до 90% - 4 балла.

§ удельный вес правильно выполненных задач свыше 90 % - 5 баллов.

 

 

8.3. Промежуточная аттестация

Промежуточный контроль по результатам изучения дисциплины проходит в форме зачёта, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний

 

Вопросы по курсу к зачёту

 

1. Какие задачи ставит и решает финансовая математика?

2. Что означает принцип не равноценности денег, относящихся к разным моментам времени?

3. Роль времени в финансовых расчетах. Как учитывается время в финансовой математике?

4. В чем состоит главное отличие финансовой математики от бухучета?

5. Какие методы начисления простых процентов вы знаете?

6. В чем сущность операции учета?

7. Конвертация валюты и начисление простых процентов.

8. Расчет доходности операций с двойной конвертацией.

9. Определение критических точек.

10. Движение денежных средств на расчетном счете и банковская практика расчета процентов. Определение суммы, выдаваемой при закрытии счета.

11. Методы расчетов при погашении краткосрочной задолженности частичными платежами (актуарный метод и метод торговца).

12. Сопоставление процентных ставок при различных условиях контрактов.

13. Объявленная ставка и реальная доходность кредитора в потребительском кредите Какие ставки сложных процентов вы знаете?

14. Что такое номинальная и эффективная ставки наращения?

15. Что такое номинальная и эффективная учетные ставки?

16. Исходя из какого принципа получают формулы эквивалентного перехода от номинальных ставок к эффективным, рассчитывают средние доходности?

17. Как рассчитать конечный результат, если ставка сложных процентов меняется во времени?

18. Как учесть эффект реинвестирования в случае начисления сложных процентов?

19. Что такое брутто–ставка?

20. Как рассчитать реальную доходность в случае инфляции: (а) по простым, (б) по сложным ставкам?

21. Что такое средние ставки и как они рассчитываются?

22. Конвертация валюты и начисление сложных процентов.

23. Что такое сила роста? Как учесть изменение силы роста во времени?

24. Как связаны непрерывные и дискретные ставки процентов?

25. В чем привлекательность непрерывных процентов в аналитических расчетах?

26. Как осуществляется конверсия нескольких платежных обязательств в одно?

27. Как осуществляется переход от одной ставки к другой?

28. Что такое кривые доходности?

29. Что такое временная структура ставок? Что такое форвардная ставка?

30. Какие основные теории объясняют временную структуру ставок

31. Дайте определение финансовых потоков и ренты.

32. Дайте классификацию финансовых рент.

33. Какими параметрами характеризуется финансовая рента?

34. Что такое постоянная рента? Что такое переменная рента?

35. Что такое рента постнумерандо и рента пренумерандо?

36. Немедленная и отложенная рента. Ограниченная и вечная рента.

37. Каковы принципы эквивалентного пересмотра параметров ренты?

38. Как построить рейтинг коммерческих операций с различными условиями кредитования?

39. Как определить истинную цену потребительского кредита?

40. Как найти предельные значения параметров коммерческого контракта, обеспечивающие конкурентоспособность?

41. Когда на практике применяются формулы расчёта вечной ренты?

42. В чем сущность операции а форфэ?

43. В чем состоит позиция продавца? В чем состоит позиция покупателя и банка?

44. Какие виды схем ипотечного кредита вы знаете?

45. Чем в основном отличаются нестандартные ипотеки от стандартной?

46. В чем особенности российской ипотеки?

47. Что такое льготный заем?

48. Что такое абсолютный грант–элемент и как он рассчитывается?

49. Что такое относительный грант–элемент и как он вычисляется?

50. Что такое реструктурирование займа, в каких случаях оно проводится и какими методами?

51. Каков критерий управления денежными средствами предприятия?

52. Что вы можете сказать о достоинствах и недостатках моделей Баумоля и Миллера–Орра?

53. Как выбирается ставка сравнения?

54. Какие из показателей эффективности обладают свойством аддитивности?

55. Какие преимущества вытекают из этого свойства?

56. В чем состоит главный недостаток показателя срока окупаемости?

57. Что такое точка Фишера?

58. Чем ограничивается приемлемая ставка по кредиту при выборе инвестиционного проекта?

59. Как и зачем проводится анализ чувствительности показателей эффективности?

60. Как интерпретируется показатель рентабельности (индекс доходности)?

61. Какие виды лизинга существуют? Какие возможны схемы лизинговых платежей?

62. Какие принципы и формулы используются при сравнении различных вариантов приобретения оборудования?

63. Что такое математическое ожидание и дисперсия случайной величины?

64. Что такое интервальная оценка случайной величины при заданном значении вероятности?

65. Как оценить математическое ожидание и дисперсию платежей?

66. Что такое независимость случайных величин и какое значение имеет гипотеза о независимости размеров платежей при выводе формулы для дисперсии современной стоимости и наращенной суммы потока?

67. Как изменится дисперсия обобщающих характеристик потока, если случайные размеры платежей не являются независимыми (то есть коррелированы)?

68. В чем преимущество вероятностного подхода к анализу финансовых потоков? Где особенно широко применяется этот подход? В чем вы видите трудности применения этого подхода на практике?

69. Как рассчитать математическое ожидание современной стоимости потока платежей с учетом вероятности их не поступления?

70. Математические методы в экономике

 

Критерии оценивания устного ответа:

§ удельный вес правильных ответов менее 70 % - незачтено;

§ удельный вес правильных ответов от 70 % до 100 % - зачтено.


 

Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Основы финансовых вычислений»

 

Аннотация рабочей программы

 

Дисциплина «Основы финансовых вычислений» относится к циклу Математических и естественнонаучных дисциплин вариативной части (обязательная дисциплина) подготовки студентов по направлению подготовки 38.03.02 (080200) Менеджмент по профилю Финансовый менеджмент. Дисциплина реализуется на экономическом факультете НОУ ВПО СИБУП кафедрой Прикладной математики и информатики.

Целью освоения дисциплины Основы финансовых вычислений является достижение следующих результатов образования (РО):

знания:

- методики и практики использования финансово-экономических расчётов;

- количественного анализа финансовых операций;

- методов погашения задолженностей;

- системы показателей оценивания эффективности производственных инвестиций

умения

- использовать финансово-экономические расчеты при решении практических задач;

- производить наращение по простым и сложным процентам;

- осуществлять дисконтирование и учёт по простым и сложным ставкам процентов;

- проводить количественный анализ финансовых операций;

- строить модели количественных оценок;

- разрабатывать план погашения задолженности;

- расcчитывать обобщающие характеристики потоков платежей применительно к различным видам финансовых рент;

- анализировать инвестиционные проекты.

навыки: иметь навыки работы выполнения финансовых расчётов.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК–15, ОК–16 и ОК–17 выпускника.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с использованием информационных технологий в обработке числовой информации.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции (6 часов), практические занятия (6 часов), самостоятельная работа студента (92 часа), консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опроса и выполнения практических работ, рубежный контроль в форме домашней контрольной работы и промежуточный контроль в форме зачёта.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 108 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...