Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7. Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению




 

На формирование модели партнера влияют и субъективные факторы, к характеристике которых мы и переходим.

В значительной степени процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения: общение нужно нам; общение необходимо ему.

Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто в этом случае происходит сознательное преувеличение тех качеств, которые нам нужны. Возникает так называемый «эффект ореола» — перенос уже известных положительных качеств на всю личность, Таким образом, «эффект ореола» способствует ошибкам восприятия, так как мешает увидеть действительные черты объекта восприятия. Если общение нужно Ему, то мы «подстраиваемся к партнеру сверху (взгляд сверху вниз). На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Роли определяют специфику восприятия тех качеств, которые обусловлены ролевыми предписаниями.

На формирование модели партнера большое значение оказывает установка в процессе восприятия человека человеком. Следует отметить значение таких факторов, как условия восприятия и эмоциональное состояние партнеров по общению. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого; попытка понять суть (смысл) его поступков; основанная на этом стратегия и тактика изменения его поведения; построение своего собственного поведения. Более полному пониманию и познанию партнера способствуют особые психологические механизмы: эмпатии, рефлексии, стереотипизации, идентификации, аттракции, каузальной атрибуции.

Эмпатия — «постижение эмоционального состояния, проникновение — вчуствование в переживания другого».

Сам факт выделения целей, интересов и т. п. участников общения предполагает владение искусством рефлексии. Рефлексия представляет собой сложное психологическое явление и в развернутом виде выглядит так: «Я думаю, что ты думаешь (обо мне, о теме разговора, о своих планах и пр.)». Искусство рефлексии обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник, управление его пониманием, возможность прогнозировать развитие общения и направлять его в нужном направлении. При восприятии и познании людьми друг друга часто приходится сталкиваться со сложившимися стереотипами.

Стереотипизация — восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных представлений. С психологической точки зрения представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Это восприятие, классификация и оценка человека на основе определенных представлений.

Идентификация — это способ понимания другого человека путем уподобления себя ему. Идентификация выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви.

Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией. Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т. е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т. е. причина заложена в предмете. Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Вопрос 8. Основные формы взаимодействия в общении

 

Анализ интерактивной стороны общения представляет определенную сложность.

Вообще разделение трех сторон общения — коммуникативной, перцептивной и интерактивной возможно только как прием анализа.

В действительности нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Как познание другого в общении, так и воздействие, — всегда действие, одно без другого существовать не может.

В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разделить на три основные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.

Ролевое (инструментальное, функциональное) — имеет целью выполнение совместных действий, а также получение конкретной информации.

Ролевое взаимодействие — это взаимодействие в рамках функций и стереотипов, которые соответствуют содержанию ролей партнеров: инструментальная роль и инструментальное общение — это общение по поводу совместной деятельности, регламентируется оно документами. Ролевое межличностное общение — это общение в рамках той структуры отношений, которая сложилась между людьми.

Коммуникация «масок» — промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении.

Маска — это совокупность знаков, передача которых обеспечивает бесконфликтность общения в случаях, когда имеются ограничения в нем. Ограничения могут быть конвенциональные. Функциональные ограничения связаны с выполняемой деятельностью.

Эффективной коммуникация «масок» может быть только при учете региональных и этнокультурных особенностей.

Экспрессивное общение более, чем на 2/3 является основой всего того, что мы говорим и делаем. Главное здесь — чувства, получение эмоций. Причем каждому человеку постоянно нужна своя доля эмоций, особенно положительных. Исследователи выделяют довольно большое количество разновидностей экспрессивного общения; однако среди разнообразия форм можно вычленить три основных, которые являются общепризнанными: ритуалы; психологические игры; манипуляция. Сущность ритуалов и психологических игр заключается в гласном или негласном подтверждении нашего статуса.

Ритуальное общение ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного, по мнению Ю. С. Крижанской и В. П. Третьякова, — знания правил игры.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной. Поэтому восприятие друг друга схематично. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Интерактивная сторона ритуального общения определяется тем, что ситуация воспринимается как межгрупповая. Ритуальное общение — это чисто социальное общение.

При манипулятивном общении к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Существенной особенностью интерактивной стороны в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении. Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения.

Вопрос 9. Специфика профессионального общения юриста

 

 

Профессиональное общение юристов обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:

1. Специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев, например в преступной среде, поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения, определяет содержание общения, его цели.

2. Наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников, в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоление социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждение преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения.

3. Конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере друг другом.

4. Формализация общения, т. е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами. Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения и гибкой.

5. Специфика психических состояний участников общения: повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; доминирование отрицательных эмоциональных состояний.

6. Особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

 

 

Первый этап – установление контакта, имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя ряд элементов:

а. прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа — сбор информации о партнере по общению;

б. создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т. е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения;

в. проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т. е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа — снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением;

г. оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера;

д. устранение помех в общении;

е. стимулирование интереса к продолжению общения.

Второй этап — информационный обмен — передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

Третий этап — побуждение партнера к активному обмену информацией.

Четвертый этап — координация общения — согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.

Пятый этап — установление взаимопонимания — понимание смысла сообщаемой информации. Но главное — понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т. д.

Шестой этап — эмоциональное воздействие — побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения.

Седьмой этап — установление отношений — определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок.

Восьмой этап — регуляция поведения партнера — изменение поведения (намерений, решений, установок, представлений) партнера в контексте взаимодействия.

Литература по теме

Основная:

1.Аминов И.И. Психология делового общения. 7-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учеб. - СПб.: Питер, 2010.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учеб. – СПб.: Питер, 2010.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учеб. / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Дополнительная:

5.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2011.

6.Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998.

7.Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

8.Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М., 2000.

9.Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П. Тренинг делового (профессионального) общения. – М., 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...