Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образцы тестов по русскому языку




Московский государственный областной университет

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Программы вступительных экзаменов

МОСКВА – 2013

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание вступительных испытаний определяется программами, составленными в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам средних учебных заведений.

 

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фонетика

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки, Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме. Слог, ударение.

 

Лексика

Понятие о слове. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы, антонимы.

Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Заимствованная лексика.

Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологических оборотах).

 

 

Состав слова. Словообразование.

Морфемный состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс. Чередование гласных и согласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буква э. Разделительные ъ и ь. Буквы е и о после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание приставок пре - и при -. Буквы з и с на конце приставок.

Употребление прописных букв.

Способы словообразования в русском языке.

Сложные и сложносокращенные слова и их правописание.

 

 

Морфология и орфография

Имя существительное и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, падеж. Типы склонения. Правописание окончаний и суффиксов существительных.

Имя прилагательное и его грамматические признаки. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие формы имен прилагательных. Степени сравнения. Особенности склонения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

Имя числительное и его грамматические признаки. Количественные и порядковые числительные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

Местоимение. Особенности местоимений как части речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Наклонение, время, лицо и число глагола. Спряжение глаголов. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

Причастия, их образование и правописание. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных. Образование и правописание деепричастий.

Наречие. Значение наречий. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий.

Предлог и его признаки. Правописание предлогов.

Союз и его признаки. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частицы, их употребление в речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы не и ни, их правописание с различными частями речи.

Междометие. Знаки препинания при междометиях.

 

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и его типы. Подчинительные связи слов: согласование, управление и примыкание.

Предложение. Типы простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные). Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, простое и составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения и обобщающих словах. Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Пунктуация в сложных предложениях при сочетании союзов.

Бессоюзные предложения и знаки препинания в них.

Сложные предложения с сочинением и подчинением.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

 

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На собеседовании по литературе абитуриент должен показать знание русской литературе, в частности:

а) знание указанных ниже произведений русской литературы, понимание их идейного содержания, их художественного, исторического и общественного значения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи;

б) понимание идейного богатства, высоких художественных достоинств русской литературы и ее мирового значения;

в) умение анализировать каждое художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов, а также в единстве содержания и формы.

При анализе конкретного литературно-художественного произведения абитуриенту необходимо знать:

1) историю создания (уметь показать связь с эпохой или библиографическими вехами в жизни автора), тему, проблему, идею, авторскую позицию и способы ее выражения в произведении (роль заглавия, эпиграфов, в драматическом произведении – ремарок);

2) идейную направленность и эмоциональный пафос произведения;

3) жанровое своеобразие;

4) роль автора в художественном произведении;

5) систему основных художественных образов, центральные и второстепенные, внесценические (в драматическом произведении) персонажи;

6) роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, художественной детали, речевой характеристики, обстановки действия, приемов психологического анализа, действий и поступков героев произведения;

7) речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения);

8) понятие лирического героя;

9) композицию, сюжет и фабулу, конфликт, внесюжетные элементы (лирические, философские, публицистические отступления, вставные эпизоды в произведении);

10) место произведения в творчестве писателя, а также в истории русской и мировой литературы;

11) актуальность данного произведения для современности.

По теории литературы от экзаменующегося требуются следующие знания:

1) связь мировоззрения и творчества писателя;

2) понятие о художественном методе и литературном направлении (классицизм, романтизм, реализм);

3) образ, литературный тип, лирический герой;

4) тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;

5) основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;

6) сатира, юмор;

7) эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, гипербола;

8) основные стихотворные размеры.

 

Литературные произведения

«Слово о полку Игореве».

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» (одна повесть по выбору), «К морю», «Вольность», «К Чаадаеву», «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...», «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Я вас любил…», «Поэт», «Когда за городом задумчив я брожу», «Два чувства дивно близки нам...», «Бородинская годовщина», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Осень», «Вновь я посетил» и др. по выбору абитуриента.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Лирика: «Смерть поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Бородино», «Дума», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...», «Молитва». («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Пророк», «Желание», «На севере диком...», «Узник», «Пленный рыцарь», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Я не унижусь пред тобою...».

Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души», одна из повестей (по выбору).

В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина» (статья 8,9 – в сокращении); «Герой нашего времени», «Сочинения М.Лермонтова» (в сокращении).

А.Н.Островский. «Гроза», «Бесприданница».

Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве».

И.А.Гончаров. «Обломов».

И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Ася», «Русский язык» (стихотворение в прозе).

Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!», «Весенние воды», «О, как убийственно мы любим…», «О чем ты воешь, ветр ночной», «Я очи знал – о, эти ночи…», «Не то, что мните вы, природа...», «Есть в осени первоначальной…», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Я встретил вас…» и другие по выбору абитуриента.

А.А.Фет. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Прости - и все забудь...», «На заре ты ее не буди…», «Поделись живыми снами...», «Вечер» («Прозвучало над ясной рекою...»), «Певица», («Унеси мое сердце в звенящую даль...»), «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Одним толчком согнать ладью живую», «Я тебе ничего не скажу...» и др. по выбору абитуриента.

Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика: «В дороге», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «На Волге», «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Школьник», «Крестьянские дети», «Вчерашний день в часу шестом», «Памяти Добролюбова», «Умру я скоро…», «О, письма женщины, нам милой», «Зине».

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (2 – 3 по выбору).

Л.Н.Толстой. «Война и мир», «После бала».

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»,

А.П.Чехов. «Вишневый сад», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Душечка», «Крыжовник», «Дама с собачкой».

А.М.Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «На дне», один из романов – по выбору.

И.А.Бунин. 1 –2 произведения (по выбору).

А.И.Куприн. «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» (одно из произведений по выбору).

Поэзия «серебряного века»: стихи И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, А,Ахматовой, Ф. Сологуба, В. Хлебникова (творчество одного из поэтов по выбору).

А.А.Блок. «Двенадцать», «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Родина», «На поле Куликовом» («Река раскинулась...»), «О доблестях, о подвигах, о славе», «Девушка пела в церковном хоре...», «Осенняя воля», «Рожденные в года глухие...», «Скифы».

С.А.Есенин. «Береза», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Поет зима – аукает», «Мир таинственный, мир мой древний», «Неуютная жидкая лунность...», «Письмо женщине», «отговорила роща золотая…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Я иду долиной…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь Советская», «Каждый труд благослови, удача...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Выткался на озере алый свет зари...»,»Я последний поэт деревни...», «Письмо матери...», «Я иду долиной...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Анна Снегина».

В.В.Маяковский. «Облако в штанах», «Послушайте!», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Во весь голос», «Письмо Татьяне Яковлевой».

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (по выбору абитуриента).

М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Спасибо, моя родная...», «Собратьям по перу», «Памяти матери», «Не стареет твоя красота», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Я знаю, никакой моей вины...».

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет (К. Симонов, К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента).

Основные темы и проблемы литературы второй половины ХХ в.: тема труда; человек и природа; осмысление исторического прошлого нашей страны; тема детей и подростков, учителя, современной школы; нравственные проблемы (на материале произведений В. Астафьева, В.Белова, А. Вампилова, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Б. Окуджавы, В. Распутина, Н. Рубцова, Ю. Трифонова, Ч.Айтматова, В. Шукшина и др. – по выбору абитуриента).

 

 

Образцы тестов по русскому языку

 

ЧАСТЬ I

1. Вкаком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бант Ы 2) торт Ы 3) шарф Ы 4) приб Ы вший

 

2. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) донельзя 2) досуха 3) красивее 4) исключит

 

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) неисс…каемый, просл…влять, с…нтаксический

2) ан…логия, г…рмония, р…скошный

3) к…снуться, ок…нчание. ост…влять

4) согл…шение, об…зательный, к…нтинент

 

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ампл…туда, ан...малист. ам...тист

2) больш…нство, бр…ллиант, реаб...л…тация

3) г...потеза, д…алект, д...фицит

4) дел...катес, д...ректива, диз...нтерия

 

5. Укажите ряд, в котором во всех словах допущены ошибки.

1) адменестрация, архепелаг, аномалия

2) бетон, бедон, баталист

3) венигрет, ветчена, ветиран

4) генеальный, горизонт, грамада

 

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) мет...ор, им...тация, импресс...онизм

2) арх…тектор, верн...саж, гал...рея

3) ан...малист, мар...нист, с...луэт

4) гриф...ль, р…сунок, ж...вописец

 

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) р…п...ртуар, сув...р...нитет, св...репый

2) д...летант, пр...т...ндент, сув...нир

3) велос…пед, проц…дура, ц...р..мония

4) д...л...гат, мин...рал, т...мп...рамент

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) ам...ральный, адв...кат, б...хрома

2) ант...логия, г...ризонт, к...морка

3) алг...ритм, б...кал, п...родия

4) ви…лончель, об...няние, т…рпеда

 

9. В каком ряду во всех словах пишется буква Ы?

1) под…тожить, пред…дущий, вз...мать

2) небез…звестный, об…скать, дез...нформация

3) под…грать, пред…стория, с...знова

4) пред…нфарктный, роз...грыш, сверх…нтересный

 

10. В каком ряду во всех словах пишется приставка ПРЕ-?

1) пр…вратиться, пр...взойти, пр…щемить

2) пр...обладать, пр...одолеть, пр...чёска

3) пр…секающий, пр...терпевающий, пр...небрежение

4) пр...образить, пр…поднести, пр…охотиться

 

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в дальн...м зарубежь...; о цветущ...й черешн…; о правящ...й парти...

2) к зимн...й свадьб…; о выдающ...мся художник...; о начавш...йся экскурси…

3) в проехавш...м автобус...; в утренн…м туман...; на побледневш…й кож...

4) о древн...м племен…; о лежавш…й картин...; в бескрайн…м простор…

 

12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?

1) прожж…нный, искаж...нный, обж…ра

2) ш…пот, ш...рты, девч...нка

3) деш...вый, сгущ…нка, реш…тка

4) ж...лудь, тренаж...р, книж…нка

 

13. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) меч...щийся, (они) перетащ...т

2) блещ…щий, (они) полощ...т

3) брызж...щий, (они) наточ..т

4) слыш…щий, (они) ищ...т

 

14. В каком варианте верно указаны слова, в которых пропущена буква Я?

1) совсем отча..ться

2) поле засе...но

3) наде...вшийся на удачу

4) готов...щийся завтрак

 

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 4; 3) 1, 2, 3, 4; 4) 2, 3, 4

 

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна буква М?

1) и…итация, ко...иссия, эпигра...а

2) и…игрант, ко...итет, ме...уары

3) гри…аса, гри…ёр, ко...ический

4) диле…а, ко...юнике, э...играция

.

16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишутся две буквы Р?

1) ба...икада, ко...ида, пе...очинный

2) ко…еспондент, ко...идор, те....ариум

3) ко…озия, те…аса, те...итория

4) по...ажение, су..огат, те…орист

 

17. Отметьте ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется мягкий знак.

1) поб…ёмся, об...ездить, ад…ютант

2) вороб…и, компан...он, сверх...естественный

3) лос...он, с...ёжиться, спряч...тесь

4) воз...мите, отреж..., съеш…

 

18. В каком слове (каких словах) пишется одна буква Н?

А. Вымоще…ая улица

Б. Хорошо точе…ые ножи

В. Заявил увере…о

Г. Всё хорошо обоснова…о

 

1) А, Б 2) Б 3) В, Г 4) Г

 

19. Раскройте скобки. В каком ряду все слова в данных словосочетаниях пишутся раздельно?

1) (пол) чайной ложки; (слабо) зелёный; (язык) коми

2) (быстро) растворимый; (рабски) преданный; (жизненно) важный

3) (абсолютно) необходимый; (по-детски) наивный; (сравнительно) короткий

4) (обильно) иллюстрируемый; (северно) русский; (стиль) модерн

 

20. Раскройте скобки. В каком ряду все слова пишутся одинаково (слитно, раздельно или через дефис)?

1) (не) (в) меру; (не) впрок; (не) (в) серьёз

2) (не) (по) карману; (на) ощупь; (на) перечёт

3) мало (помалу); точь (в) точь; крест (на) крест

4) взять (на) прокат; (на) перерез, (на) обум

 

21. В каком ряду расположены все слова, написание которых зависит от контекста?

1) что(бы); прим(е,и)рять, м(е,и)ровоззрение

2) ст(а,о)рожил, (на)конец, ра(з,с)чёска

3) в течени(е,и), (на)счёт, пр(е,и)лестный

4) (по) прежнему, (за)то, ч(а,и)стота

 

22. На месте каких цифр в предложении пишется НЕ?

Я (1) мог (2)сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из этого странного письма.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2

 

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятьюстами рублями

2) надсмехается над ними

3) более интересно

4) красивее него

 

24. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Созерцая прекрасное,

1) вспоминается «Сикстинская мадонна» Рафаэля

2) художнику удаётся открыть новые черты действительности

3) возникает тревога, предшествующая внутреннему очищению

4) становится радостно на душе

 

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы 19 века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

 

1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

 

26. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

 

27. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Теоретически считается (1) что (2) прежде чем (3) пойти в музей (4) необходимо подготовиться к этому: почитать книги (5) ознакомиться с художниками.

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 1, 4, 5

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4, 5

 

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глядя на бесконечно спокойную фигуру микеланджеловского Давида (1) на его (2) слегка задумчивое (3) прекрасное лицо (4) я не обнаружил в нём (5) ни напряжения бойца (6) готовящегося к схватке (7) ни торжества победителя.

1) 1, 4, 6, 7

2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

3) 1, 2, 3, 4, 6, 7

4) 1, 4, 5, 6, 7

 

29. Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок?

Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни () они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

 

1) точка с запятой 2) тире 3) запятая 4) двоеточие

 

30. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1) Шахматы – игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2) Русский писатель Борис Зайцев, который был тонким ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3) Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчёта, силу выдержки.

4) Эта игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

 

ЧАСТЬ II. Прочитайте текст и расставьте знаки препинания.

Первая лекция

Полю знобило от волнения несмотря на ее темно-синий свитерок связанный матерью перед отъездом. По затоптанной лестнице она поднялась на третий этаж и через казарменный коридор несколько неопрятный из-за множества расклеенных уведомлений на стенах вместе со всеми вошла в аудиторию.

Все было забито до отказа кроме новичков со всех факультетов сюда в этот день приходили также студенты-старшекурсники. Мест не хватало и Поле пришлось усесться наверху под потолком исчерканным карандашными записями.

Ее соседка высокая загорелая девушка по-видимому ее ровесница поделилась с ней восторженным воспоминанием о такой же лекции прошлого года когда по ее словам стены здания как будто раздвинулись и дремучий брусничный бор живо представился слушателям.

Попривыкнув Поля огляделась. Впереди далеко внизу стоял бедный залитый чернилами стол дальше на стене теснились портреты бородатых патриархов отечественной лесной науки.

Гул голосов схлынул и за столом появился подвижный небольшого роста старик с проседью в висках. Он начал говорить с непривычной для официального места образностью избегая цифр способных затруднить неподготовленное внимание новичков. Изредка он умолкал опираясь кулаками в стол и как бы выискивая возможных оппонентов. Какая-то сближающая искренность возрастала по мере углубления в тему и никто не заметил когда и как лекция превратилась в безыскусственный разговор старого лесника с будущими товарищами по профессии.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

Абитуриенту предлагается тест, состоящий из 2 частей. Первая часть содержит 30 вопросов. За каждый вопрос – 2 балла.

За правильно выполненное тестовое задание (часть 1) абитуриент получает 60 баллов.

Вторая часть содержит текст, в котором нужно правильно расставить знаки препинания. За правильно выполненное задание абитуриент получает 40 баллов. 1-2 ошибки: 30 баллов; 3-4 ошибки: 20 баллов; 5 ошибок – 10 баллов; более 5 ошибок – 0 баллов.

Всего баллов – 100.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...