Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основание подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом)




Открытие процедуры банкротства начинается с подачи заявления в хозяйственный суд о возбуждении дела о банкротстве. С заявлением в суд может обратиться как должник, так и кредитор. Что касается должника, то законодательство выделяет случаи, когда должник может обратиться в хозяйственный суд и обязан.

При наличии одного из этих обстоятельств должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве:

- неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

- наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленные сроки исполнить обязательство.

В законе содержится перечень, по которому должник обязан обратиться в хозяйственный суд:

- удовлетворение требований одних кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

- если орган юридического лица, уполномоченный на принятие решения о подаче заявления должника в хозяйственный суд о признании его банкротом, примет такое решение.

Для того чтобы кредитор мог обратиться в суд, необходимо:

- наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

- наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Досудебное оздоровление

Под досудебным оздоровлением понимаются меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности (Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства»).

В этих целях указанные лица могут в соответствии с законодательством:

- изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

- взыскивать дебиторскую задолженность;

- принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

- привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

- содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий (п. 1.6 Указа).

Принимать меры по:

- погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- изменению установленного законодательством срока уплаты налогов и пени путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;

- принимать иные меры, не противоречащие законодательству.

Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности.

Размер пени, взыскиваемой за неуплату, несвоевременную уплату обязательных платежей государственными организациями, градообразующими или приравненными к превышать суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам.

В случае, если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого лица частное определение, обязывающее его в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Должник, прежде чем получить право пройти процедуру банкротства, должен принять меры досудебного оздоровления и вместе с заявлением о возбуждении дела о банкротстве обязан предоставить документы, свидетельствующие о том, что руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, разработали меры по досудебному оздоровлению (а должник осуществил эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

В случае утверждения хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде с руководителем должника прекращается трудовой договор по основаниям, установленным законодательством о труде, и назначается временный управляющий, о чем выносится соответствующее определение.

Отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде рассматривается хозяйственным судом с вынесением соответствующего определения, которое может быть обжаловано или опротестовано в установленном законодательством порядке.

Временный (антикризисный) управляющий – юридическое лицо наряду с деятельностью временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу о банкротстве вправе осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством, следующие виды деятельности: оказание юридических услуг; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; оценочную деятельность; научные исследования и разработки; образовательную деятельность.

Выплата заработной платы временному (антикризисному) управляющему, осуществляющему деятельность на основании заключенного с ним государственным органом контракта, производится за счет средств должника, а в случае отсутствия или недостаточности средств должника – за счет средств соответствующего бюджета.

При восстановлении платежеспособности должника, подтвержденной хозяйственным судом, временному (антикризисному) управляющему (по решению хозяйственного суда) может быть выплачена премия в размере до 100 базовых величин за счет средств должника, находившегося в процедуре санации.

В случае обеспечения временным (антикризисным) управляющим стабильной и эффективной деятельности, а также восстановления платежеспособности должника лицо, выполнявшее обязанности временного (антикризисного) управляющего, включается в соответствующий кадровый реестр государственных должностей. Кроме того, указание о названных результатах заносится в личное дело лица, достигшего этих результатов.

Орган государственного управления по делам о банкротстве ежемесячно анализирует и обобщает информацию, представляемую временными (антикризисными) управляющими в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, проведение досудебного оздоровления преследует ряд целей, основные среди которых: восстановление платежеспособности; погашение задолженности; обеспечение стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности; предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) в целом.

Защитный период

Защитный период – это процедура банкротства, применяемая к должнику – юридическому лицу, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества. Она вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве должника и действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении конкурсного производства, либо принятия судом мирового соглашения, либо принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В защитный период вводится судом временный управляющий.

Введение защитного периода влечет определенные последствия:

приостанавливаются в общем или хозяйственном суде дела, связанные с взысканием с должника денежных средств;

приостанавливается исполнение всех исполнительных документов;

запрещается удовлетворение требований учредителя о выделении доли в имуществе должника в связи с выходом его из состава.

Срок защитного периода – не более 3 месяцев.

Введение данной процедуры не влечет отстранения руководителя от управления, вводятся лишь определенные ограничения:

заключение сделок и исполнение платежных обязательств органами управления возможно только с письменного согласия временного управляющего;

органы управления должника не вправе принимать решения о ликвидации организации должника;

органы управления должника не вправе принимать решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и объединениях юридических лиц.

Если руководитель препятствует работе управляющего, то хозяйственный суд вправе отстранить руководителя предприятия от должности.

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего. И если в ходе проведения анализа финансового состояния должника выявлена неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер, то хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство, освобождая временного управляющего и назначая управляющего.

В ходе защитного периода временный управляющий также должен провести проверку на выявление ложного и преднамеренного банкротства.

Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредитору ущерб, причиненный подачей заявления в суд.

Под преднамеренным банкротством закон понимает банкротство должника по вине его учредителей, собственника имущества и иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной ответственности по его обязательствам.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – процедура осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации или отсутствии санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника.

Возбуждение конкурсного производства влечет следующие последствия для должника:

1) материально-правовые – управление имуществом должника переходит к управляющему, совершение сделок допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством, приостанавливается начисление процентов и штрафных санкций по всем обязательствам должника, запрещается выход участников и учредителей, выдел их доли, приостанавливается удовлетворение всех требований кредиторов по всем обязательствам);

2) процессуально-правовые – не допускается взыскание по исполнительным документам; исполнительное производство приостанавливается; отменяются все меры обеспечения и аресты имущества, предпринятые всеми судами; все иски к должнику во всех судах приобщаются к делу о банкротстве; все новые требования могут быть заявлены только в процессе банкротства;

3) административно-правовые – органы управления отстраняются, управление переходит к управляющему, о банкротстве делается запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Цель конкурсного производства – определение дальнейшей судьбы банкрота. Устанавливаются размеры требований кредиторов, производится инвентаризация и учет имущества, принимаются меры к возврату имущества от третьих лиц, разрабатывается план санации или ликвидации должника. Вопрос о санации или ликвидации решает собрание кредиторов и направляет через управляющего соответствующее ходатайство в хозяйственный суд. Хозяйственный суд рассматривает этот вопрос в заседании и принимает один из актов:

решение о банкротстве с санацией;

решение о банкротстве с ликвидацией;

определение о прекращении производства. Эти акты подлежат немедленному исполнению.

Срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации – 22 месяца.

 

17 Санация – это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой помощи для восстановления его устойчивой платежеспособности.

Составляется план санации, в котором отражаются меры по восстановлению платежеспособности должника.

Итогом деятельности управляющего является отчет с предложением:

- о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

- о заключении мирового соглашения;

- о продлении установленного срока санации;

- о прекращении санации и заявление в хозяйственны суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Отчет должен содержать:

- сведения о прибылях и убытках;

- данные реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

- сведения о наличии денежных средств должника;

- расшифровку об оставшейся у должника дебиторской задолженности.

Отчет рассматривается собранием кредиторов, которое созывается не позднее 10 дней по истечении установленного срока. Собрание вправе принять одно из предложений управляющего. Если они не принимают ни одно из решений или в течение 15 дней данное решение не поступит в хозяйственный суд, то хозяйственный суд принимает решение об устранении управляющего и о назначении нового.

Расчеты с кредиторами проводятся управляющим в порядке, предусмотренном планом санации. Контроль осуществляется хозяйственным судом.

Ликвидация – это процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника и освобождения его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

1-я стадия ликвидационного производства состоит в продаже имущества, способ реализации – торги, но может осуществляться и другим путем (договор купли-продажи). Имущество, которое ограничено в обороте, может быть продано только на закрытых торгах. Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. В качестве организатора может быть сам управляющий или специальная организация по договору. Имущество, не проданное на первых торгах, выставляется на вторые торги и реализуется без проведения торгов на основании договора купли-продажи.

2-я стадия – удовлетворение требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждение управляющему. Дальше в соответствии с очередностью

1) требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

2) выходные пособия и оплата труда;

3) по обязательным платежам (штраф, пени);

4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества;

5) расчеты с другими кредиторами.

Завершается ликвидационное производство вынесением определения хозяйственного суда после рассмотрения им отчета управляющего. Указанное определение предоставляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию. С момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ликвидационное производство считается оконченным, а должник – свободным от долгов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...