Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Южная Азия в древности




 

Вопросы темы:

1. Введение.

2. Индская (Хараппская) цивилизация.

3. Ведийский период.

4. Буддийский период. Держава Маурьев.

5. Последний период древности (II д.н.э.-V в.н.э.).

 

Изучив тему Вы будете

Знать:

· периодизацию истории Южной Азии

· особенности развития общества в Южной Азии

· отличительные черты Хараппской цивилизации

· новшества ведийского периода

· особенности ведизма, буддизма

· особенности первых общеиндийских государств

 

Основные понятия:

· Хараппская цивилизация;

· веды;

· варны;

· касты;

· брахманы;

· кшатрии;

· вайшьи;

· Шудры;

· Буддизм;

· Ведизм;

· Индуизм;

· брахманизм.

 

Теоретический материал

 

Вопрос 1. Введение.

 

Цивилизация и вся история Индии – это совсем иной мир. Подчас можно найти параллели скорее с античной культурой, нежели с ближневосточной культурой Азии. Конечно, они легко объясняются общностью происхождения: в конечном счете и те, и другие являются выходцами из единой праиндоевропейской общности. И все же в Индии можно обнаружить много особенного, уникального.

Рассматривая историю Индии, дадим общую характеристику этому региону и отметим его особенности.

 

 

Рис. 49

 

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе.

На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге - дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана (плоскогорье на юге полуострова Индостан) и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая - на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до н.э.

Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до н.э. Появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры).

В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до н.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до н.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга.

3. "Буддийский период" (V-III вв. до н.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

4. II в. до н.э. - V в. н.э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

 

Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.

Однако в этих религиозных текстах нет известий о политической, хозяйственной истории. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с их обширной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, - в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Поэтому так мало в распоряжении ученых источников по древнему периоду Индии. Но, не смотря на сложности, ученым все же в общих чертах удается нарисовать картину древнего прошлого Южной Азии.

Природно-климатические условия. В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация, которая совпадала по времени с очагами земледельческих цивилизаций Египта и Месопотамии, обнаруживая сходство с ними.

Древнеиндийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности. От окружающего мира ее отделяли два океана и Гималаи (Обитель снегов) - величайший на земле горный массив с самыми высокими пиками, идущими с запада на восток. По характеру поверхности Индия делилась на горный пояс на севере, Индо-Гангскую равнину и Деканское плоскогорье.

Огромные горные системы Гималаев и Гиндукуша издревле служили барьером, затруднявшим какие-либо перемещения племен. По горным тропам на юг могли проникать лишь отдельные охотники-собиратели. Ширина этой естественной границы 240 км, длина 3200 км и высота примерно 8 км.

Гималаи задерживали сухие и холодные ветры, дующие с севера, а также теплые и влажные, дующие с юга и юго-запада. Благодаря наличию многочисленных ледников Гималаи являлись главным источником влаги, питающим основные реки, протекающие по самой населенной части Индии. Без Гималаев большая часть Индо-Гангской низменности представляла бы собой пустыню. Поэтому водная проблема в Индии стояла далеко не так остро, как в Египте и Месопотамии. Хотя искусственное орошение было известно древним индийцам издавна, его вряд ли можно считать основой древнеиндийского земледелия.

С юга к Гималаям примыкала Индо-Гангская равнина, которая делилась на западную (долина Инда) и восточную (долина Ганга). С запада на восток на протяжении 3200 км тянулся район, покрытый густыми джунглями. Река Инд несла свои воды в долину, протекая через весь полуостров от юга Гималаев к Аравийскому морю. В долине Инда климат сухой и жаркий.

На востоке сквозь покрытую густыми чащами низменность тянулась от Гималаев до Бенгальского залива главная артерия Индии Река Ганг. Здесь климат жаркий и влажный. Индо-Гангская равнина занимала одну четвертую территории Индии, являясь наиболее населенной ее частью. Отличаясь плодородными аллювиальными почвами, особо благоприятными для развития земледелия, эта равнина стала местом формирования Древнеиндийской цивилизации.

Обилие влаги далеко не всегда было благом, и густая тропическая растительность для древнего человека являлась труднопреодолимым препятствием при хозяйственном освоении земли, поэтому ранние очаги земледелия первоначально возникли в Индской долине на северо-западе страны.

Южнее и восточнее Индо-Гангской низменности располагалось сердце Индостанского полуострова огромное континентальное плато Декан. Разнообразные земли Деканского плоскогорья, от густых лесов до суровых неплодородных степей и долин, находились между горными хребтами Западных и Восточных Гхат. Плато Декан самая древняя часть полуострова.

Полагают, что именно здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке. Плоскогорье имеет небольшой уклон к востоку, поэтому все крупные реки Южной Индии текут с запада на восток. Освоение этих районов было более трудным, поскольку их жители должны были бороться с непредсказуемыми муссонным ветрами (холодными и сухими зимой, влажными и знойными летом), которые определяют в целом ритм и образ жизни людей.

Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь человек Древнеиндийской цивилизации создал первые торговые поселения, открывал первые морские пути, которые вели в далекий западный мир.

Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Непригодных для земледелия почв в Индии немного, что играло важную роль в образовании первых цивилизаций.

Не менее щедро наделена Индия и полезными ископаемыми, в том числе различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. В морях, омывающих полуостров, добывали великолепный жемчуг, который заменял драгоценные металлы при изготовлении украшений.

Также богата и флора Индии. Начинаясь у подножий Гималаев кустарниками и кормовыми травами, она с каждым шагом вниз становится все разнообразнее. За густыми сосновыми, дубовыми и березовыми рощами, покрывающими горные склоны, следуют кедры и фиговые деревья. Бамбук, сал, твердый как железо, тик, эбеновое и красное дерево, сандал давали превосходную строительную и поделочную древесину.

К югу от Ганга росли благовонные и красильные деревья, хлопчатник, кокосовые пальмы. Леса также давали пряности (перец, корицу, гвоздику) и лекарственные снадобья. Здесь же человек находил ценное техническое сырье: хлопок, красители, шелковое волокно, лубяные материалы, писчий материал в виде листьев пальм, а также лианы, которые использовались для плетения корзин и в качестве веревок.

Богат и разнообразен и животный мир этого региона: тигры, львы, дикие слоны, пантеры, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Одни животные становились объектом охоты, другие хорошо поддавались одомашниванию. Например, собаки, коровы, буйволы, слоны, овцы, козы, куры. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.

Благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности природные условия сочетались с высокой концентрацией населения в этом регионе. Среди цивилизаций древнего мира Индийская отличалась многочисленностью и плотностью населения. Индия одна из самых населенных стран древнего мира.

Возможно, коренным народом Индии были дравиды, которые составляли большую и смешанную этническую группу, населявшую главным образом среднюю и южную часть Индостанского полуострова. Древнеиндийская цивилизация говорила на многочисленных языках, которые в основном составляли две группы: индоевропейскую и дравидскую.

Ранняя Индия. Индия была заселена довольно давно. Уже в VI тыс. до н.э. в эпоху неолита на ее территории появляются самые ранние поселения земледельцев.

Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют Мергарской.

Поседения мергарцев расположены на западной окраине долины Инда в невысоких горных районах. Климат здесь более умеренный, небольшие речки служили источником воды для хозяйственных и бытовых нужд. Здесь же легко было найти укрытие от врагов. Первые поселения были небольшими. Их характерными особенностями являлись строения из сырцового кирпича, развитая кремневая индустрия с геометрическими микролитами, наличие каменных шлифовальных тесел и топоров, украшений в виде бус из кости, камня и раковин.

Найденные археологами предметы культуры свидетельствуют, что люди, жившие здесь тысячи лет назад, стремились благоустроить своё бытие. Сохранились комплексы строений. Например, зернохранилище, состоящее из отсеков-закромов. Все строения имели плоские перекрытия. Об уровне благосостояния мергарцев свидетельствуют и появившиеся украшения в виде ожерелий и браслетов. Украшения представляют замысловатую комбинацию бус из кости, раковин, различных полудрагоценных камней, в том числе сердолика, бирюзы и лазурита.

Мергарцы уже занимались элементарным земледелием и приручали скот. Состав возделываемых злаков довольно разнообразен: ячмень, пшеница, рожь. Засушливый климат района Мергара, где осадки ливневого характера выпадали лишь в августе-сентябре, позволял использовать для земледелия влажные заболоченные почвы, - т.н. лиманное орошение. Относительно развитое земледелие сочеталось с охотой, игравшей большую роль. В рационе питания мергагцев постепенно прочное место стали занимать мясные продукты (мясо дикой овцы, козы, кабана).

Вначале пищу готовили и хранили в каменной посуде. И лишь в V-IV тыс. до н.э. стала появляться глиняная посуда, которую делали с помощью гончарного круга. Постепенно гончарное дело утвердилось как самостоятельное занятие, Наладилось массовое производство нарядной расписной керамики, которую украшали фризы, изображающие процессии следующих друг за другом животных, в основном быков и антилоп с ветвистыми рогами, а также птиц.

С наступлением века металлов земледельцы горных районов получили возможность осваивать более обширные площади земель в равнинных районах. Оседлые общины мергарцев продвинулись в Южный Белуджистан и долину Инда, осваивая все новые и новые территории.

В этот период появляется высокохудожественная по масштабам данной эпохи расписная керамика. Появилась посуда с многоцветной росписью. Она иногда выполнялась в три цвета белым, красным и черным. Пестрый геометрический узор необычайно тонок и изящен. Столь же разнообразны и мотивы орнаментации. Наряду с изображением животных широко распространяются изображения рыб и листьев пипала. Впоследствии это станет одним из популярных мотивов росписи индийской керамики.

Массовый характер приняло и изготовление терракотовой скульптуры. Появляются глиняные фигурки сидящих и стоящих женщин с пышной прической и круглыми глазами, напоминающими мотоциклетные очки (у ученых они получили название зхобские богини).

В эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры обитателями был накоплен мощный потенциал, позволивший перейти на следующий, более высокий этап развития. Такой новой ступенью к середине III тыс. до н.э. стала Хараппская цивилизация.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...