Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция налогового учета организации и практическая реализация расчетно-графической работы

СД.10.09 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

 

 

Методические указания

По выполнению расчетно-графической работы

Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

Уфа 2010


УДК 336

ББК 65.261.4

М 54

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета 13 сентября 2010 г. (протокол № 1)

 

Составитель: к.э.н., доцент Сибагатуллина Л.Р.

 

 

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Насырова А.Д.

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой аудита и налогообложения, к.э.н., доцент Кулешова В.П.

 

г. Уфа, БГАУ, кафедра аудита и налогообложения


Оглавление

1 Цель и задачи выполнения расчетно-графической работы  
2 Объем, структура и содержание расчетно-графической работы  
3 Концепция налогового учета организации и практическая реализация расчетно-графической работы  
Библиографический список  

 

Цель и задачи выполнения расчетно-графической работы

Целью расчетно-графической работы является формирование у студентов прочных теоретических знаний и практических навыков в области налогового учета.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

1) Закрепление аудиторных знаний и навыков;

2) Расширение кругозора в области налогообложения и налогового учета;

3) Самостоятельное изучение новых вопросов;

4) Эффективная работа с законодательными и нормативными актами, научными публикациями;

5) Развитие творческих способностей при применении полученных знаний.

 

2 Объем, структура и содержание расчетно-графической работы

 

Оптимальный объем расчетно-графической работы 20-25 страниц рукописного или 15-20 страниц машинописного текста. Оформление работы должно соответствовать требованиям Стандарта организации «Самостоятельная работа студента» СТО 0493582-003-2009.

Расчетно-графическая работа выполняется на материалах, собранных в ходе производственной практики студента по субъекту хозяйствования. При этом в пределах группы (групп) не должно быть совпадений базы производственной практики.

Расчетно-графическая работа должна содержать титульный лист с указанием субъекта хозяйствования; разделы основного содержания; библиографический список; приложения.

Основное содержание работы – это краткая характеристика постановки налогового учета (или учета для целей налогообложения) в коммерческой организации, анализ исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, разработка концепции (стандарта) налогового учета.

В ходе описания учетно-аналитической работы бухгалтерии студент должен показать хорошее знание современной системы учета и налогообложения, ее проблем, а также способность ориентироваться в законодательных и нормативных материалах. Раскрытию разделов должны способствовать наличие правового обеспечения решения проблемы (краткая характеристика видов деятельности, объектов налогообложения, хозяйственных операций и степень исполнения обязанностей налогоплательщика и налогового агента), сравнение с зарубежной методикой ведения налогового учета, рекомендации отечественных ученых и специалистов.

 

Концепция налогового учета организации и практическая реализация расчетно-графической работы

 

В связи с изменениями, введенными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учета в организациях. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.

Налоговый учет – система обобщения информации первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учета:

1) Формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учета;

2) Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета;

3) Смешанное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Первый подход основан на том, что данные налогового учета получают на основе регистров бухгалтерского учета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ.

В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета".

Этот подход к ведению учета менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Основная идея "встраивания" налогового учета внутрь бухгалтерского учета базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учете могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учета. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учете.

Например, курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учете отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учета реквизитами и /или дополнительно вести расчеты и ведомости налогового учета.

Очевидно, что применение первого подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждая организация - налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учет вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.

Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией организации ведения налогового учета в любой организации.

Второй подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учета на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учета, а также регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учета.

Вполне понятно, что осуществление второго подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходств и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатывается концепция налогового учета и учетная политика для целей налогообложения. Концепция и учетная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учета, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств организации.

И, наконец, третий подход основан на ведении учета по правилам и бухгалтерского, и налогового учета, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку некоторых хозяйственных операций для их соответствия правилам налогового учета и составления налоговой отчетности. Применение такого подхода возможно при наличии небольших и редких отклонений от правил бухгалтерского учета, например, при применении ЕСХН.

Требования к системе налогового учета изложены в НК РФ:

- объекты учета;

- правила группировки доходов и расходов;

- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

- методы налогового учета;

- требования к составлению регистров налогового учета.

Объектами налогового учета являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учета применяется следующая группировка доходов:

- доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

- внереализационные доходы;

- доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Расходы группируются:

- на расходы, связанные с производством и реализацией;

- внереализационные расходы;

- расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на 4 группы:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

Определен особый порядок признания расходов по:

- формированию резервов по сомнительным долгам;

- гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

- определению расходов при реализации товаров;

- отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам и др.

НК РФ определены два метода налогового учета:

- метод начисления;

- кассовый метод.

Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учета различен.

При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:

- прямые расходы;

- косвенные.

Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчет налога на прибыль.

К прямым расходам на производство и реализацию относятся:

- расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

- расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- страховые взносы, начисленные на расходы по оплате труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в НК РФ. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

- доходов от долевого участия;

- доходов простого товарищества;

- по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

- по доверительному управлению имуществом;

- при передаче имущества в уставный капитал (фонд);

- при уступке права требования;

- по операциям с ценными бумагами.

Расчет налоговой базы ведется нарастающим итогом в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в НК РФ, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.

Концепция налогового учета разрабатывается применительно к хозяйственной деятельности организации и учетной системе.

Студент вначале должен кратко охарактеризовать налоговый статус организации по следующей схеме:

- наименование организации;

- организационно-правовая форма;

- виды деятельности;

- структура и персонал организации;

- основные поставщики и покупатели продукции;

- основные объекты налогообложения (имущество и имущественные права, доходы и расходы, обязательства, операции);

- используемый режим налогообложения (традиционный, специальный).

Далее необходимо проанализировать суммы начисленных и уплаченных налогов за три предыдущих налоговых периода, а также суммы задолженности и налоговых санкций, определить уровень налоговой нагрузки. Для наглядности все расчеты необходимо приводить в табличной форме.

При формировании концепции налогового учета конкретной организации, принимаются допущения об отсутствии отдельных объектов налогообложения, либо выборе определенного варианта налогооблагаемой базы из числа возможных.

Формы и способы ведения налогового учета зависят от:

- форм и методов ведения бухгалтерского учета;

- системы обработки учетных данных и организации информационной системы;

- количества фактов хозяйственной жизни, которые подлежат налоговому учету;

- специфики деятельности организации.

Порядок признания доходов и расходов определяется организацией в соответствии с требованиями НК РФ и выбранными вариантами учета, определяемыми учетной политикой для целей налогообложения.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязана, невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и необходимые корректировки бухгалтерского учета.

Например, удобно использовать в ходе работы табличный порядок раскрытия учетной политики организации (таблица).

Таблица Сравнительная характеристика правил бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Классификация доходов
   
Классификация доходов от реализации (от обычных видов деятельности)
   
Признание доходов от реализации (выручки от продаж)
   
Признание доходов, полученных в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг
   
Классификация расходов
   
Признание расходов
   
Классификация расходов по обычным видам деятельности
   
Порядок списания косвенных расходов
   
Определение стоимости материально-производственных запасов
   
Способы начисления амортизации основных средств
   
Классификация нематериальных активов
   
Способы начисления амортизации нематериальных активов
   
Способы оценки незавершенного производства
   

 

Конечно, данная оценка способов учета должна быть направлена на оптимальное сочетание правил, сокращение трудозатрат бухгалтера. Для этого в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету предусматривают одинаковые положения.

Начиная с 2009 г. формировать учетную политику может и иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации (специализированная организация, специалист, сам руководитель).

В концепции излагаются способы налогового учета имущества и хозяйственных операций:

- состояния объектов основных средств и начисления амортизации основных средств;

- доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

- расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком;

- доходов от реализации покупных товаров, стоимости реализованных покупных товаров и прямых расходов по покупным товарам;

- доходов от реализации и выбытия амортизируемого имущества, остаточной стоимости реализованного амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией;

- доходов от реализации прочего имущества, цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией;

- доходов от реализации прав требования как реализации финансовых услуг, стоимости реализованного права требования;

- доходов от реализации права требования до наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования до наступления срока платежа;

- доходов от реализации права требования после наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования после наступления срока платежа;

- убытка, образовавшегося при уступке права требования;

- доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств; расходов и убытков обслуживающих производств и хозяйств, понесенных при реализации товаров, работ и услуг; убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств;

- убытков прошлых лет обслуживающих производств и хозяйств с расчетом сумм, учитываемых в уменьшение прибыли обслуживающих производств и хозяйств отчетного периода;

- внереализационных доходов, в том числе доходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

- внереализационных расходов, в том числе расходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

- прямых расходов незавершенного производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- прямых расходов, принимаемых к уменьшению налогооблагаемой базы при реализации товаров, (работ, услуг) собственного производства;

- расходов и убытков будущих периодов;

- доходов по операциям с ценными бумагами, а также доходов в виде дивидендов;

- расходов на ремонт основных средств;

- расходов на освоение природных ресурсов;

- расходов на формирование НИОКР;

- расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

- расходов на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Если организация применяет специальный налоговый режим, то необходимо провести анализ на соответствие объектов учета, так как на некоторые из них НК РФ предусмотрены ограничения, например: закрытый перечень расходов, соблюдение уровня (размера) доходов.

В концепции излагается перечень и порядок расчетов:

- налоговых баз и (или) исключений из налоговых баз;

- доходов при безвозмездном получении имущества;

- рыночных цен по однородным или идентичным товарам, работам, услугам;

- сумм резерва на конец отчетного периода;

- убытка от реализации амортизируемого имущества, принимаемого для целей налогообложения;

- убытка при реализации права требования как реализации финансовых услуг;

- убытка при реализации права требования;

- убытков будущих периодов по истечении 45 дней от даты уступки права требования;

- убытка обслуживающих производств и хозяйств, не учитываемых для целей налогообложения;

- суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемых в уменьшение прибыли текущего периода;

- остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных и корректировки суммы прямых расходов;

- расходов по торговым операциям;

- корректировки амортизации по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование и переведенным на консервацию;

- суммы списания убытков, уменьшающих налоговую базу отчетного (налогового периода).

Концепция налогового учета может реализоваться в стандарте налогового учета (для компьютерной обработки данных) или в инструкции по заполнению налоговых регистров (для обработки данных в электронных таблицах или вручную).

При разработке стандарта налогового учета в системе компьютерной обработки данных, у организации возникает проблема выбора программного обеспечения. Опыт работы с одним из стандартных программных продуктов (1:С Предприятие 7.7), позволяет выделить основные отличия в подходах к ведению налогового учета разработчиков этого программного продукта.

 

Подход, реализованный в программном продукте 1С Предприятие 7.7:

1. Реализация системы налогового учета обеспечивается в момент принятия к учету первичных документов. При вводе первичных документов расходы и доходы отражаются отдельно в бухгалтерском и налоговом учете.

Реализация этого подхода в момент принятия к учету первичных документов требует документировать прямые и косвенные расходы по производству, в том числе выделить расходы по производству:

- готовой продукции (по номенклатуре);

- работ, услуг, предназначенных для реализации на сторону;

- работ, услуг, предназначенных для собственного потребления;

- работ, услуг по созданию основных средств (по каждому объекту).

Например, по расходам на оплату труда работников и амортизации основных средств, потребуется документально зафиксировать использование рабочего времени по каждому работнику и амортизацию по каждому объекту основных средств. Это требует разработки сложной системы документооборота и привлечения дополнительного персонала.

2. Расчет суммы расходов, признаваемых в отчетном периоде, требует разработки алгоритмов закрытия счетов налогового учета. Алгоритмы в конфигурации 1С Предприятие 7.7 называются регламентными процедурами. Но типовых алгоритмов в налоговом учете нет и быть не может.

3. Формирование налоговых регистров учета расходов в программе не реализовано.

4. Построение аналитики по налоговым счетам не позволяет автоматически заполнить все строки декларации.

Подход, реализованный компанией «Развитие бизнес-систем»:

1. Расходы по производству, которые в момент принятия к бухгалтерскому учету нельзя однозначно отнести к прямым и косвенным налоговым расходам по видам деятельности, распределяются расчетным путем, по окончании отчетного месяца. При этом, в бухгалтерском учете обеспечивается предварительная группировка таких расходов, которая позволяет осуществить это распределение на счетах налогового учета с минимальными затратами на дополнительное документирование.

2. Алгоритмы расчета суммы расходов, признаваемых в отчетном периоде, разрабатываются в стандарте налогового учета с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Например, разрабатываются алгоритмы расчета следующих видов расходов:

- по использованию в производстве материалов собственного изготовления;

- по учету расходов на формирование и использование резервов на ремонт основных средств и резервов на оплату отпусков, выслугу лет, вознаграждений по итогам работы за год.

3. Налоговые регистры учета расходов формируются отдельно от бухгалтерских регистров.

4. Декларация по налогу на прибыль заполняется автоматически по всем строкам.

Студент может воспользоваться любым программным продуктом либо табличным редактором Excel.

Стандарт налогового учета в системе компьютерной обработки данных основывается на определенных подходах к ведению налогового учета:

1) на ведении забалансового учета тех операций и имущества, налоговый учет которых отличен от бухгалтерского учета;

2) на применении данных бухгалтерского учета при отсутствии различий;

3) на корректировке данных бухгалтерского учета при определенных различиях.

1. Забалансовые счета налогового учета используются для учета налоговых доходов и расходов, порядок признания которых для целей налогового учета отличается от бухгалтерского учета.

Для учета каждого вида доходов и расходов, порядок признания которых для целей налогового учета отличен от бухгалтерского, организуется синтетический налоговый счет. К каждому счету плана счетов забалансового налогового учета прикрепляются необходимые для формирования показателей декларации по налогу на прибыль аналитические справочники, формы и справочники-перечисления. Для ведения аналитического учета используются аналитические справочники. В справочниках применяются шифры аналитического учета 1, 2 и 3 уровня.

Кодирование счетов налогового учета начинается с буквы Н. Относительно формирования показателей бухгалтерского баланса, счета налогового учета являются забалансовыми. Учет операций на счетах налогового учета ведется с применением двойной записи.

Поскольку с бухгалтерских счетов переносится не вся информация, а только необходимая для дальнейшей обработки, в случае отсутствия корреспондирующего налогового счета может использоваться специальный счет.

Рабочий план счетов и субсчетов налогового учета разрабатывается с учетом дополнительной детализации доходов и расходов в соответствии с требованиями НК РФ.

2. Информационной базой для обработки информации на счетах налогового учета являются данные бухгалтерского учета. К плану счетов бухгалтерского учета прикрепляются необходимые для формирования входящих данных налогового учета аналитические справочники. Бухгалтерский и налоговый учет максимально сближены между собой.

3. Корректировка данных бухгалтерского учета основана на следующих правилах:

3.1. При оценке объектов учета:

- если в бухгалтерском учете оценка объектов учета совпадает с оценкой для целей налогообложения, то данные из бухгалтерского учета без изменения переносятся в регистры налогового учета и налоговую декларацию;

- если в налоговом учете стоимостная оценка объектов учета признана большей, чем в бухгалтерском учете, то суммы фиксируются на специальных забалансовых счетах налогового учета после предварительного расчета;

- если в налоговом учете стоимостная оценка объекта учета признана меньшей, чем в бухгалтерском учете, то построением аналитики в бухгалтерском учете можно обеспечить раздельный учет принимаемых и не принимаемых для целей налогообложения сумм;

- если выделение объектов учета влечет за собой значительное увеличение аналитики и неудобства для пользователей программы компьютерного учета, то данные объектов учета отражаются на счетах налогового учета.

3.2. При различиях в группировке объектов учета:

- если для целей бухгалтерского и налогового учета предусмотрена различная группировка объектов учета, то данные налогового учета по указанным объектам учета отражаются на забалансовых налоговых счетах.

3.3. При совпадении или различиях в определении даты признания доходов и расходов при методе начисления:

- при совпадении дат признания событий в налоговом и бухгалтерском учете, данные бухгалтерского учета могут быть перенесены в регистры налогового учета и налоговую декларацию;
- если операции признаются в бухгалтерском учете раньше или позже, то данные налогового учета по таким операциям отражаются на счетах налогового учета, а данные бухгалтерских счетов имеют отметку "Не для целей налогообложения".

Система налогового учета организуется, начиная с первичных документов. Для этого имеется два варианта:

1) внесение изменений в действующие документы учета основных средств и нематериальных активов;

2) разработка новых документов - карточек учета основных средств и нематериальных активов.

При использовании первого варианта составляются документы по формам ОКУД, в которые вносятся дополнительные данные (графы) в целях налогового учета. При втором варианте создаются карточки налогового учета.

В стандарте налогового учета разрабатывается перечень регистров синтетического и аналитического налогового учета в соответствии с требованиями НК РФ и налоговой декларации. При этом предусматривается, чтобы регистры налогового учета содержали сведения, соответствующие кодам строк налоговой декларации по налогу на прибыль.

При разработке регистров налогового учета учитывается максимальная взаимная увязка всех внутренних учетных документов - управленческих, бухгалтерских и налоговых, так как в процессе управления деятельностью организации менеджмент нуждается в достоверной и оперативной информации о бизнес - процессах организации, в том числе для целей налогового планирования и разработки бюджетов.

В процессе разработки стандарта решаются технические проблемы ведения учета:

- одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета в одном модуле или в одной базе данных системы компьютерной обработки данных (КОД);

- параллельное ведение учета в разных модулях или базах данных системы КОД.

В процессе разработки стандарта также решается проблема оптимизации налогообложения, на основе правил бухгалтерского и налогового учета и их вариантности.

Стандарт налогового учета может устанавливать схему распределения между персоналом функций по составлению налоговых документов, ввода данных, подготовки регистров налогового учета и их контроля.

Постановка налогового учета в системе компьютерной обработки данных требует значительных затрат времени и средств, поэтому на 1 этапе внедрения налогового учета для всех предприятий можно использовать электронные таблицы Excel.

При использовании данных бухгалтерского учета для ведения налогового учета необходимые корректировки доходов и расходов осуществляются в электронных таблицах по правилам налогового учета.

Основополагающие принципы построения системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета:

- максимальное использование данных бухгалтерского учета для целей формирования данных налогового учета;

- привязка аналитических регистров налогового учета к налоговой декларации.

Создание системы регистров налогового учета в электронных таблицах определяется системой регистров бухгалтерского учета и необходимостью дополнительной детализации аналитического учета имущества и отдельных хозяйственных операций.

Перечень регистров налогового учета разрабатывается с учетом требований составления налоговой декларации и порядком ведения налогового учета доходов и расходов, изложенным в НК РФ. Каждой строке налоговой декларации соответствует регистр учета или определенная ячейка регистра налогового учета.

Большая часть регистров налогового учета заполняется на основе аналитических или синтетических ведомостей бухгалтерского учета, журналов-ордеров, карточек по отдельным счетам и других регистров бухгалтерского учета. Часть регистров налогового учета ведется на основе карточек налогового учета основных средств и нематериальных активов, расходов и убытков будущего периода и других. Часть регистров налогового учета ведется на основе первичных бухгалтерских документов.

Одновременно с разработкой системы налогового учета составляется схема распределения между учетным персоналом функций по составлению налоговых первичных документов, вводу данных, подготовке регистров налогового учета и их контролю. Изменение функций персонала закрепляется в должностных инструкциях, в схеме документооборота.

Грамотная разработка концепции (стандарта) налогового учета организации является залогом успешной работы всей системы бухгалтерского и налогового учета, она помогает избежать систематических ошибок, негативно влияющих на финансовые результаты.

В «Приложения» необходимо выносить громоздкие расчетные таблицы, рисунки, регистры, план счетов, наличие которых требуется для подтверждения, разъяснения или наглядности того или иного тезиса, положения, основное содержание которого и должны иллюстрировать приложения (если нет необходимости в иллюстрациях - приложения необязательны). Следовательно, на каждое приложение должна быть ссылка в работе. Кроме этого, обязательны в качестве приложений форма № 5 к бухгалтерской отчетности (пояснительная записка) и Главная книга (фрагмент) за последний отчетный (финансовый) год.

В приведенном ниже списке рекомендуется литература для разработки концепции, но студент должен проявить и самостоятельность, подбирая источники для проведения как анализа налоговых показателей организации, так и для разработки налоговых регистров.

 

Библиографический список

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 09.03.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 19.05.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

  1. Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 [Электронный ресурс]: (ред. от 26.05.2009) // СПС «Консультант Плюс».Версия Проф.
  2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: приказ Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н [Электронный ресурс]: (изм. от 11.02.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей: приказ Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».Версия Проф.
  4. Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...