Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страшный пример немилосердия 7 глава




Итак, люби более всего душу и не стремись к суетной красоте, которая вянет при малейшей немощи. Бегут наши дни, и проходит юность. Приближается старость, и мы поспешно бежим к смерти. Каковым будет наше прекрасное лицо, когда все члены тела, прежде бывшие такими прекрасными, станут безобразными, неприятными и лишенными вида? Исаия уподобляет красоту тела траве, которая сегодня зеленая, а завтра сухая. Сегодня она сладостная, а завтра увядшая. Так исчезает зелень и всякая зрелость и красота юности. Когда ты видишь благообразное лицо, то подумай, какая вонь и мерзость скрыта под видимым благообразием и природным изображением. Представь, что будет после смерти. Думай не о настоящем, а о будущем. Не смотри на тело, но исследуй дух.

Сколь небо прекраснее земли, столь прекраснее душа всех мирских творений. Если бы было нам возможно увидеть красоту телесными очами, то мы бы презирали всякое другое земное благообразие. Но чтобы мы не превознеслись, как случилось с некоторыми из Ангелов, Господь не пожелал, чтобы мы видели здесь красоту наших душ. Так что старайся и трудись, чтобы сделать благообразной свою душу и украсить ее благими деяниями, при обрести то благообразие, к которому ты как раз стремишься.

Если бы где-то был источник, и его вода имела дар превращать на три дня в урода того, кто умоется ей, а позже навсегда оставлять прекрасным, - кто бы не почел с радостью умыться такой водой? Кто бы не выдержал уродство три дня, чтобы быть позже всю жизнь прекраснейшим?

Так и ты, если желаешь быть всегда и вечно благообразным, то умой свою душу слезами покаяния, истязай свою плоть постами и молитвами. Если ты и будешь малые дни нашей жизни безобразен, то в раю станешь радоваться и сиять как солнце. Если ты сегодня немощный и хилый старик, там, по воскресении, ты будешь юным, здоровым и прекраснейшим как Ангел. Это очевидно, если сохранишь здесь целомудрие и созиждешь свою душу благообразным путем добродетелей. Напротив, если ты сейчас благообразен телом, а душу осквернил грехами, то воскреснешь с безобразным и низким ликом.

Не вожделей непостоянной и суетной красоты. Помни о великом вреде от соблазнов. Благообразие дочерей Каина стало причиной того, что исчез весь мир. За красоту Елены было убито 1.800.000 человек, а славная и богатейшая Троя сравнялась с землей.

Многое другое зло не только для души, но и для тела произошло и происходит по этой причине. Разврат уменьшает мужество, сокращает жизнь, истребляет красоту тела, заставляет тебя порочным образом расходовать деньги. Ты теряешь честь и доброе имя, а люди перестают тебя уважать и любить, и больше не относятся к тебе благоговейно. Разврат приносит немощь телу и множество других зол. От них ты можешь быть искуплен только с помощью Господа, - если ты подумаешь и поразмыслишь над написанными выше объяснениями. А я приведу примеры. Их мы поведаем, чтобы всякий понял, как Господь ненавидит грех разврата.

Петр Дамиани пишет, что когда он учился в Парме, то произошел страшный приговор праведного Судии для нашего вразумления. Дело было так. В западной части Пармы, за крепостной стеной, стоял храм, посвященный святым мученикам Гервасию и Протасию. Однажды ночью, когда была всенощная, 13 октября, один крестьянин поднялся с ложа еще до рассвета и пошел пасти свое стадо. Его увидел сосед, который любил его жену. Он вошел в дом крестьянина, притворился, что плохо себя чувствует, и пал на ложе с женой, которая не узнала его и подумала, что это ее муж. Когда нечестивец совершил блуд, то поднялся с ложа и ушел.

Настало утро, вернулся муж. Будучи благоговеен, он собрался идти на литургию. Жена осудила его и стала бранить: “Ты часа не мог воздержаться от скверного смешения плоти. И это твоя любовь к святым, несчастный! А теперь ты уже столь безстыден, что собираешься идти к Дарам?” Он был очень удивлен и спросил, что произошло. Из речи жены он понял, что другой пришел вместо него и обманул ее. Тогда несчастная женщина стала рыдать (ибо она была честной и добродетельной). Она горько плакала над учиненной подлостью. Затем пошла в храм святых и там восклицала пред лицем священного образа во всеуслышание: “Господи Иисусе Христе Боже, знающий все, исследующий сердца и испытующий помыслы! Твоя благодать знает мои мысли. Я и от моего мужа в воздержании во все праздники. А теперь по незнанию я введена в заблуждение и согрешила, несчастная. Молю тебя, многомилостивый Господи, благосердный Боже, прости мне грех. Праведный Судия, сотвори скорое отмщение нечестивцу, который ввел меня в заблуждение коварством и хитростью. Сделай отмщение публично на людях ради примера, да прославится Твое всесвятое имя. Господи мой, услышь меня, грешную, ходатайствами в славе пребывающих Твоих мучеников Гервасия, Протасия и других святых. Аминь”.

Когда она сказала о скором отмщении, в чрево развратника вошел диавол и бросил его на землю, растерзав ему ужасным образом внутренности; а головой его так крепко колотил о камни и не отпускал, что пред всеми совершенно умертвил его различными ударами. Стоявшие вокруг, видя это, дрожали.

Также был один солдат в краях Германии. Однажды он встал ночью с ложа, где спал с женой, и, пойдя в путь, соблудил. Затем вернулся домой. Когда жена его увидела, то закричала от страха и задрожала. На крики хозяйки собрались и слуги, и когда увидели господина, то у них остановилась кровь от страха. Они побежали из дома с громкими воплями, потому что лицо прелюбодея было как у беса. Когда солдат увидел все это, то понял, что за беззаконие облик его стал страшным и безобразным. Он погасил светильники и прятался до рассвета. А утром вышел и побежал искать священника для исповеди. По дороге коровы и другие животные, которые встречались, тотчас пускались в бегство, будто от молнии. Дрожали не только скоты, но и люди. Когда он дошел до храма, и священник его увидел, то запер дверь и стал заклинать, думая, что это бесовщина. А солдат стоял вне храма и говорил со слезами, что он не диавол, но за грех стал таким страшным с виду и безобразным. Получив епитимью от священника и исполнив ее, как подобает, вернулся в прежнее обличье. Затем он исправил свою душу покаянием.

Вы видите, читатели, сколь большой вред причиняет нам грех? Понимаете, какие облики бесов мы увидим в аду, если будем прелюбодеями? Я знаю безчисленное множество чудес, относящихся к греху разврата, о которых мог бы написать. Чудеса эти случались в разные времена, некоторые люди, согрешив так, и умирали преждевременно. Но я ставлю точку, потому что следует написать и о других грехах.

 

Глава 11

О гневе о ругани

 

Гнев - это стремление к отмщению, и он может быть хорошим или плохим. Хороший гнев - когда ты совершаешь подобающее отмщение, чтобы что-то неверное исправить или сохранить справедливость. Такой гнев, будучи разумным и справедливым, не только не является грехом, но и полезен тебе, ибо ты предотвращаешь гнев в других, раз есть законная причина. Кроме того, ты исполнял лежащую на тебе обязанность как стоящий впереди и отвечающий за дело. Наказать безчиние - не грех, как говорит божественный Иоанн Златоуст в 2-й “Беседе на Матфея”. Кто не разгневан по законной причине, тот согрешает.

Ведь безсмысленное терпение потакает уклонению с пути истины, воспитывает безответственность и толкает к пороку не только плохих, но и благих людей.

Хороший гнев - когда ты видишь, что кто-то грешит явно с презрением к священному Закону, а ты гневаешься, чтобы его научить. Например, если работают в праздник, а ты их обличаешь; или пляшут в храме Господнем, а ты их сечешь, как это сделал сам Господь, бичуя торгующих в храме, и тому подобное.

Дурной гнев - когда ты гневаешься безчинно, наставляешь человека несправедливо или превосходящего тебя по чину и по разуму. Тогда гнев - это грех, потому что он давит на разумное существо и смущает его. Нужно вести себя так, чтобы гнев не владел тобой, не забегал вперед разума, но следовал за ним как слуга. От гнева рождаются и другие грехи: гневливость, крик, хула, драка, оскорбление и другое.

Этим грехом ты грешишь различным образом. Прежде всего, если мстишь кому то, не имея на то власти и веления справедливости. Второе, если из-за безчинного соблазна и многого гнева ты пренебрегаешь своим спасением, то есть не подчиняешься Церкви или не делаешь других душеспасительных дел. Третье, - если ругаешься и хулишь, что есть величайшее беззаконие, как ты слышал из шестой главы. Четвертое, если ты проклинаешь самого себя или ближнего, говоря, чтобы его побрал враг, или чтобы его нашло зло.

Грех становится еще больше, если проклинаемый тобой, - достойный человек, то есть отец или мать семейства, начальник, старший. Но если ты желаешь телесную слабость или другую скорбь грешнику для того, чтобы он обратился или для иного доброго выхода, то это не грех.

Кто хочет быть освобожден от гнева, пусть прочтет написанное нами против превозношения, - ведь гнев рождается от превозношения. Гордые вообще гневливые, они раздражаются по малейшему поводу. Также мы здесь напишем и несколько других вразумлений для твоего исправления и душевной пользы.

Во-первых, знай, что тот, кто тебя ругает или обижает подругому, больше зла делает самому себе, чем тебе. И напротив, если ты раздражен против него, желаешь ему отомстить, то больше вредишь самому себе. Согласно великому Иоанну Златоусту, никому не вредит другой человек, а только самому себе. Так что ты не должен вооружаться против обижающих тебя и не желай им вреда. Ибо мы все - братья и члены Владыки Христа, и один должен сострадать другому. Разве это хорошо, если рука повредит ногу, или одна нога - другую (как часто бывает от невнимательности)? Что, ты возьмешь камень, чтобы повредить другую ногу? Поэтому бездумный невежда тот, кто ополчается против брата.

Будь внимателен, чтобы не быть побежденным гневом. Не совершай дела, не говори слова, которые производят скандал. Просто удались от того, кто тебя оскорбил, и делай другую работу, пока не угаснет пламя гнева, и не пройдет ярость. Если что собираешься предпринять в гневе, то немного подожди и сделай спустя некоторое время, когда ты подобреешь и будешь понимать, можно ли это делать, не будет ли вреда душе или телу. Ибо многие начинают предпринимать какие-то действия в гневе, а потом раскаиваются.

Подобное явлено в “Лавсаике”, Однажды авву Исаию спросили, по какой причине его так боятся бесы. Он ответил: “С того часа, когда я стал монахом, я не позволял, чтобы из уст моих изошел гнев; я его запирал внутри”.

И еще. Авва Агафон сказал, что он никогда не позволял, чтобы солнце закатилось при разгневанности брата: авва успевал сотворить покаяние и изгладить раздражение. Так поступай и ты, чтобы быть искупленным от гнева. Не нужно, чтобы гнев над тобой господствовал, особенно если что ты сердишься по всякому мелкому поводу.

То, что мы сказали, полезно, когда тебя оскорбил другой или навредил чем-то, и ты на него разгневан. Но если ты сам ввел в соблазн другого, и он тебя ругает, то сделай одно из двух. Или удались с его глаз, пока не начался скандал. Или, если тебе невозможно уйти в другое место, смягчи его раздражение смиренными словами, - сладостная беседа гасит гнев, а жестокая речь его разжигает. А если ты не можешь сделать ни того, ни другого, то молчи, когда видишь брата своего разгневанным, и молись Господу за него. Похвальнее избежать гнева в молчании, чем победить его пререканием.

Если твое раздражение происходит не из-за человека, но от бед и скорбей, которые у тебя случаются, то знай, что Господь посылает их тебе премудро на пользу, чтобы изгладить твои грехи. Ты должен иметь терпение и благодарить Бога, который шлет тебе удачу. Так поступали многие, имевшие и больше твоего скорбей. По их примеру ты станешь мудрым. Вспомни многострадального и твердого Иова, как он вытерпел и стойко перенес столько ударов и бед, никогда не сказав тягостного слова ко Господу. Также и пророка Моисея, который не доходил до гнева на постоянное ворчание неблагодарных иудеев. Кроткого Давида, претерпевшего столько гонений, издевательств и безчестий и никогда не разгневавшегося, чтобы отомстить врагам. Не только древние святые, но и святые новой благодати, как говорит евангелист Лука в Деяниях Апостолов, никогда не роптали и не гневались. Когда фарисеи унижали святых апостолов, они радовались, что Бог удостоил их быть презираемыми за любовь к Нему. С такой же выдержкой и ликованием позже пролили свою кровь и умерли ради Владыки и другие многочисленные мученики. Помни о них и стойко выдерживай скорбь, чтобы она привела тебя ко спасению.

Ненавидь гнев, ибо он заставляет тебя не думать о Боге и собственной совести. Он ослепляет душу, лишает ее разумного начала и способности рассуждать и толкает ее к различным бедам. Он вредит и телу, потому что будоражит соки организма и вредит обмену веществ. По-этому гневливые люди так мало живут - именно от этой слабости. Гнев лишает человека внутреннего и внешнего мира, а мир - самое ценное в нашем мире. Гнев делает жизнь несчастной и полной печалей. В конце концов, гнев так угнетает и смущает человека, что он не может хорошо работать ни на пользу души, ни на пользу тела, но совершает только недостойное и безполезное.

Как вор желает, чтобы в доме ближнего случился пожар, и тогда он может что-то схватить и похитить, - так и бес старается зажечь в сердце раздражение, чтобы можно было войти в душу и украсть, или разрушить то благо, которое там есть. Безобразно и нелепо, когда благороднейшего князя (то есть ум) связывает его раб, тащит по улице, словно бесноватого, и совершает разные безчиния и смехотворные деяния. А что другое есть гневное раздражение, как не недостойный раб? Когда ты им побежден, то ты творишь безрассудные деяния, достойные скорее дикого зверя, чем человека. Твое гневное лицо похоже на лицо глупца и одержимого сумасшедшего. Разве можно вести себя так, когда ты являешься человеком разумным, тем более христианином, а значит, ты должен подражать Учителю и Спасителю Христу в смирении и кротости?

Так что властвуй над гневом, чтобы он тебя не побеждал, если только само разумное начало не повелевает по иному. Если ты будешь так поступать, то приобретешь на земле честь, а на Небе венец. Но, побежденный гневом, ты будешь изгнан с Небес, как недостойный. Люди станут тебя избегать, как дикого зверя, и сам гнев будет для тебя смертелен.

Гнев - это крепкая веревка, за которую бес тащит к различным грехам, а мы и не видим, куда идем. Но кротость - нож, легко перерезающий ту веревку, - если его хорошо обточить о камень, который есть кроткий Христос. Смиренными деяниями ты победишь безчинные и дерзкие, угнетающие смиренность благодати.

Кротость - как панцирь против стрел наших врагов. И он у нас должен быть всегда в готовности, не только в несчастьях, но и в счастии, - чтобы мы не превозносились. Кротость делает человека рассудительным миротворцем. Он не смотрит на причиняемое ему зло, как и на злодея, который доставляет ему скорбь. Он тогда начинает думать и осмысливать самого себя: что он должен делать как ученик кротчайшего Спасителя нашего Иисуса Христа? Каждый день утром размышляй и подвигайся терпеть всякую случающуюся скорбь и учись принимать наказание - зная, что милостивый Бог посылает его тебе в обручение вечного блаженства. Да достигнем его же благодатью и человеколюбием Господа во веки. Аминь.

Глава 12

О чревоугодий

 

Чревоугодие есть недостаток, который движет нас к безпричинному питанию и питью для наслаждения. Оно приводит к тому, что мы как бы перестаем принадлежать к существам, обладающим разумом и словом. Учители Церкви, и особенно Иоанн Златоуст в 13-ой “Беседе на Матфея”, говорят нам, что чревоугодие - великий грех. Чревоугодие изгнало Адама за пределы рая; чревоугодие привело в мир Потоп; оно сделало некогда израильтян идолослужителями и принесло людям много другого зла. Не стесняя своего чрева, мы вредим тем самым всем добродетелям, особенно целомудрию. Чревоугодие способствует разврату, потому что избыток пищи и ласка живота возжигает пламя похоти, и ты легко падаешь, как уже слышал в десятой главе. Необходимо, чтобы ты все время был хорошо вооружен против чрева: не давал бы ему сколько оно просит, но лишь потребное, согласно великому Иоанну Златоусту. Дай животу то, что он должен принять, а не то, что он просит. Бог создал человека не для того, чтобы он ел, но создал еду, чтобы человек ходил и работал, чтобы он ел столько, чтоб не умереть. Еда - это словно лекарственное питье, то есть очищающее, но если ты берешь больше твоей нужды, то портишь себя. Чревоугодие - дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами. Поэтому и те преподобные, которые подвизались в пустыне, принуждали себя господствовать над чревоугодием, зная, что если они не победят перво-наперво эту страсть, то едва ли исчезнут и оставшиеся.

Видов и путей, которыми обычно чревоугодие нас искушает, пять, как говорит Григорий Двоеслов в 27 главе 30-ой книги нравственных диалогов. Это: время (ситуация), количество, качество, способ, замысел.

Время нас искушает и подвигает, чтобы мы предвосхищали момент приема пищи без необходимости или какой-либо пользы. То есть чтобы мы ели прежде подобающего часа. Количество - чтобы мы ели и пили больше надлежащего. Качество - чтобы мы искали дорогие и благообразные блюда. Способ искушает нас, чтобы мы ели с большой страстью, жадно, хищно и ненасытно. Замысел - чтобы когда мы готовили еду, делали это с большой выдумкой, дабы она нас услаждала.

Из чревоугодия рождаются многие уклонения и различные страсти, поэтому оно причисляется к семи смертным грехам. Оно делает грубым ум. Из желудка в голову восходят многие зловония и затуманивают ум, делают человека неспособным к созерцанию и вялым. Чревоугодие усыпляет разумную часть души; раздувает страсти; делает людей лживыми, так что они болтают и фантазируют, говорят нелепые и неподобающие речи. Разумная часть души помрачается, как от пьянства, а в таком положении не может сдерживать язык и чувство. Но хуже всего, что отсюда возникает и нечистота.

Кто богом почитают чрево, те согрешают смертным грехом. То есть их главная цель - есть и пить. Они, влекомые наслаждением чревоугодия, не думают о заповедях Господних. А есть еще те, которые напиваются, делая так сознательно, - а потом чинят насилие, безобразия и принуждают других пить вино вместе с ними, пируя даже в постные дни.

Уклонения к чревоугодию не есть смертный грех: если ты ешь изысканную пищу, если ей подолгу услаждаешься, если ешь раньше времени, или ешь чуть больше, и тому подобное. Если, конечно, ты это дела-ешь не с риском смерти или большим вредом для себя, или в соблазн для ближнего. Или если ты заранее же знаешь, что серьезно повредишь здоровью своим чревоугодием и не сдерживаешься. Если расходуешь много на питание, отчего беднеет твоя семья. Или если ты постоянно видишь, сколь бедны ближние, которые не имеют самого необходимого, а ты не только ешь различные блюда, но и немилостив к ним, не сострадаешь и не помогаешь другим.

Но даже если бы чревоугодие не было грехом и не мешало нашей жизни, мы должны его всячески избегать. Оно вредит нашему телу, а потому следует его ненавидеть от всего сердца. Это только безсловесные (безсмысленные) животные едят, чтобы разжиреть и быть заколотыми. А человек создан, чтобы вкушать Бога вечно в раю.

Когда ты крепко держишь уздой плоть, то получаешь пользу, потому что приобретаешь добродетели. Итак, сдерживай чрево, если желаешь быть человеком, и храни себя заботливо, чтобы не стать побежденным первым видом чревоугодия, - то есть не ешь раньше положенного по чину времени. Не ешь более двух раз в день: на завтрак и на обед (в жарких странах обычно двухразовое питание: утром - завтрак, а ближе к закату - обед; в полуденное время до вечера (“сиеста”) не едят. В холодных странах, несомненно, требуется питание более частое и насыщенное: три раза в день в скоромные дни, а в постные - два раза. (Прим. пер.)), разумеется, это относится только к скоромным дням. Помимо двух раз не дерзай есть. А в Четыредесятницу, среду и пятницу, в навечерие праздников - только один раз.

Если тебя и будет искушать помысел предвосхитить время еды однажды, то ты должен противостоять ему изо всех сил. Так делал тот монах, о котором написано в “Лавсаике”. Когда его искушал такой помысел, и бес внушал ему поесть утром, монах говорил себе так: “Имей выдержку и в третий час поешь”. А когда наступал этот час, то снова говорил: “Давай сначала немного позанимаемся рукоделием”, или: “Давай прочтем несколько псалмов”. Или опять: “Размочим сначала сухарь в воде”. И таким способом, под тем и другим предлогом, время доходило до девятого часа дня. И так монах оказывался свободен от страсти чревоугодия.

Второй вид чревоугодия определяется качеством. То есть ты выискиваешь вкусные и красивые на вид блюда. Здесь ты должен себя особенно охранять. Вкушай ту еду, которая не доставляет наслаждения, которая не изнеживает тела, а только поддерживает твою жизнь. Если она тебе покажется невкусной, то ешь какое-то время только сухой хлеб, и потом простой хлеб будет тебе казаться сахаром. Прежде всего дождись, когда наступит девятый час дня (то есть три часа дня), когда ты будешь вполне голоден, и тогда ешь, - ты увидишь, какую сладость имеет даже самая невкусная еда. Помни великое воздержание преподобных отцов. Они ели только сухой хлеб с водой и никогда не пробовали ничего вареного. Это сказано в “Лавсаике”. Однажды авва Исаия возвратился издалека в свою келлию; так как его уста были сухи от зноя, он подогрел воды с солью и смягчил хлеб. Когда другой брат это увидел, то был введен в соблазн. Брат сказал: “Если ты хочешь хлеба, то иди в мир, а в пустыне ты не должен совершать велений плоти”. Видишь строгость отцов? Понимаешь.что есть воздержание? Постыдись, алчущий пищи, и смутись. Не ищи благовидной еды, чтобы не быть подобным тем евреям, вспоминавшим в пустыне мясо, которое ели в Египте, и злившимся на Господа.

Третий вид чревоугодия заключен в количестве, то есть когда ты ешь больше, чем нужно организму. Этого вида чревоугодия нужно остерегаться никак не меньше других видов, ибо он очень опасен. Ведь обилие вина и яств помрачает разумное начало души, и ты легко можешь утратить себя. Сердцем ты весел, поешь, ликуешь, хлопаешь в ладоши и подпрыгиваешь, оскверняя себя грязными и развратными разговорами. Но если бы ты поел столько, сколько достаточно, ты не вел бы себя так. Будь внимателен: как бы твое сердце не стало отягощено хмелем и опьянением, ибо тогда ты не сможешь избежать гневного возбуждения и беды.

Четвертый вид чревоугодия заключен в том, как ты ешь. Если ты ешь очень жадно, внимательно выискиваешь еду и все заглатываешь быстро, то это свинское безчиние. Так делают скоты, а не человек. Когда ты ешь, ты должен следить за собой и сосредоточить свой ум на чтении за трапезой. А если чтения не происходит, то возвысь свой помысел к Богу и думай о Его спасительной Страсти, молись умно. Тогда и твоя душа будет питаться вместе с телом, и ты не будешь предан весь душевредному и земному.

Пятый и последний вид состоит в излишнем попечении за качеством блюд, то есть когда ты гонишься за хорошими и различными блюдами. Ты должен возненавидеть их, как вредящие душе, чтобы не быть подобным тем, у кого, согласно апостолу Павлу, бог - чрево. Они служат чреву с таким усердием, с такой тщательностью, которая должна была бы быть в служении истинному Богу. Освободиться от этой страсти тебе помогут написанные ниже лекарства вразумления.

Прежде всего подумай, сколько тягости доставляет обжорство и пьянство желудку, насколько оно угнетает организм. Подумай, что особенного в нем? Какое такое вкушение могут дать благовидные блюда? Ведь их вкус, их приятность держатся только тогда, когда они у тебя во рту. А как только ты их проглотил, больше не остается ни капли сладости, нет даже воспоминания о вкушении. Если ты не веришь, то скажи, какой вкус или приятность ты чувствуешь в настоящее время от той прекрасной еды и напитков, которые ты съел и выпил за всю свою жизнь - на пирах и обедах, где тебе случилось побывать? Какая сладость осталась у тебя от тех блюд? Какой вкус обретается в тебе от вкушения на богатых пиршествах, отборных обедах? Ты видишь, что ощущение такое, будто ты никогда ничего и не пробовал. Наслаждение проходит быстро. Полагай, когда тебя искушает помысел, что оно уже прошло. Не исполняй волю плоти. Поел ли ты вечером отборные блюдо, а нищий- только хлеб и воду, - завтра в оставшемся вкусе не будет никакой разницы. Вы оба равны, но только не в расположении души, ибо у тебя будет грех разгула, а у него - награда за бедность.

Перечислю безчинства и вред от страсти чревоугодия. Это и большие расходы, когда ты тратишь то, что заработал с большим трудом и усилиями, - только бы обслужить чрево. Это и различные болезни, которые происходят от переедания и пьянства. Это и помрачение ума, когда ты в пресыщении не можешь совершать никакого духовного или телесного делания, когда тебе ничего не хочется. Но прежде всего думай о всегдашнем голоде и вечной жажде, которую ты унаследуешь после смерти - согласно истиннейшему решению Господа, как Он говорит в священном Евангелии от Луки: Увы вам, пресыщенные. Увы вам, кто теперь хорошо насытились, ибо вы будете голодать вечно и жаждать, будете просить, как тот немилосердный богач, одной капли воды, и вам она не будет дана. Подумай же о том, что тебе доставляет переедание. Чем будет потом та плоть, которую ты так радуешь и так ей угождаешь, - она будет хорошим уделом и пищей для червей!

Думай все время о вечной Небесной Трапезе, установленной Владыкой в притче (14 глава Евангелия от Луки). На этот пир призваны и мы. А если желаешь вкушать ту Царственнейшую Трапезу, то воздерживаться в еде в нынешней жизни. То же и на земле: те, кого позвали на ужин, не едят перед тем даже самого малого - иначе им не будет хотеться есть там.

Четвертое и последнее: вспоминай воздержанность нашего Спасителя. Он постился в пустыне 40 дней. На Кресте неблагодарные напоили Его уксусом и желчью. Никогда не забывай Страсти нашего Владыки, но помни о них с болью и великим стеснением сердца и скорбью. Избегай пиров и обедов, где много разных блюд, ибо там трудно сохранить воздержанность. Там ты побежден видом блюд. Это претерпели праотцы: они увидели прекрасный плод и не сдержались, а теперь наказаны и мы, их потомки, вместе с ними.

Для истинного воздержания надо помнить три вещи. Первое - житействуя с другими, ешь с ними вместе и в одно время. Не предвосхищай времени еды без великой необходимости. Не опаздывай, чтобы не вводить ближних в соблазн. Не бывает хорошего воздержания, если не соблюдается чин.

То же самое относится и к тому, какая еда. Когда готовят одну еду на всех, а один хочет чего-то другого, то с его стороны такое, явно, не доблесть. Если ты болен, и тебе нужно есть чаще или особую еду, - то это не грех. Но если ты делаешь так по своей злой воле, то ты грешишь.

Знай также точно, что кто воздерживается, а при том ворчит и осуждает, не получает пользы. Ведь добродетель воздержания возникает в успокоении и веселии сердца. И кто постится, чтобы понравиться людям, тому нет никакой награды, ибо цель воздержания - слава Божия. А ее не удостаивается тот, кто стремится к пустой славе мира и суете. Скорее он жалким образом наследует вечное мучение вместе с тем, тайно евшим, о ком сказано ниже.

Так что воздерживайся по силам, особенно от того, чтобы пить лишнее. Ведь опьянение связывает разумное начало души, - и потому становится причиной многого вреда, порчи души и тела. Должны остерегаться вина и никогда его не пить все те, кто жаждет спасения души, прежде всего, юноши, женщины, судьи, священники и монахи. Ведь молодые люди легко вводимые в соблазн, и у них сильны вожделения плоти, - а вино создает порыв к безчинию и необузданным стремлениям, как говорит великий Павел в Послании Титу (глава 2). Женщинам также не следует пить вина - ибо у них нет вполне силы сопротивляться плотским стремлениям, которые усиливает вино. Поэтому историк Валерий Максим пишет в “Истории” (том 2, глава 1), что в древние времена в Риме женщины никогда не пили вино. Судьи, заботящиеся о народе, как должно, тоже не должны совершать безчиния. Поэтому и в притчах царям запрещается вино, чтобы они принимали взвешенные решения. Совершенно воздерживаться от вина должны и все клирики - по той же причине, чтобы совершать службу и читать с благоговением, умилением и страхом, а этого не могут делать пресытившиеся.

Возлюбленный мой, помни, что плоть - дерзкий и безчинный твой враг. Чем больше ты ему угождаешь, тем более жестоко он с тобой воюет. Его полководцы - вожделения и чувства. Его вооружение различные блюда и вина. Те раны, которые он наносит душе, - это грехи. Вред телу - болезни головы, желудка и почек. Если ты желаешь его победить, то воюй с ним воздержанием. Воздержание отнимает у плоти оружие и силу, и саму ее подчиняет господству разумного начала.

Как пьянство разрастается в блуд, так и воздержание верно хранит целомудрие. Воздержание обуздывает врага плоть, делает человека господином страстей и победителем уловок беса. Так что ненавидьте, братья, чревоугодие как причину прегрешений. Особенно убегайте тайноядения - как порока, имеющего нрав змеи, ибо оно очень вредно для души и наносит ей огромный ущерб. Оно так мерзко Спасителю, что Он только за тайноядение мучает человека, как то много раз становилось явным на достоверных примерах. О том написано в разных книгах, и мы выпишем одно в правдивейшее свидетельство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...