Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лакообразование в среднетемпературной зоне двигателя




В среднетемпературной зоне двигателя углеводороды и другие компоненты масел становятся недостаточно химически стабиль­ными. Они окисляются и образуют плохо испаряющиеся, высоко­вязкие, практически не растворимые в масле асфальтены и кис­лые смолы, осаждающиеся на деталях в виде тонкого блестящего слоя, называемого лаковым отложением.

Наибольшую опасность лаковые отложения представляют для поршневых колец, так как вместе с внедрившимися в них тверды­ми частичками нагара вызывают пригорание поршневых колец, т. е. полную потерю ими подвижности.

На рис. 6.2 показан прибор для определения термоокислитель­ной стабильности масла.



 

 

Рис. 6.2. Прибор для определения термоокисли­тельной стабильности масла (а) и его диск (б):


1 — кольцо; 2 — диск

 

Рис. 6.3. Схема углеродистой дисперсии в масле, наблюдаемая с помощью элект­ронного микроскопа:

а — без моющей присадки; б — с моющей присадкой

 

Одной из мер борьбы с лакообразованием является введение в масла антиокислительных (ДФ-11, МНИ, ИП-22к, ВНИИ НП-354, ИХП-21 и др.) и моющих (обычно в составе композитных) при­садок, которые тормозят отложение образующихся смолисто-ас­фальтовых веществ.

При использовании масла с хорошими моющими свойствами детали двигателя выглядят как бы вымытыми. Кроме того, моющие присадки удерживают продукты окисления масла во взвешенном состоянии, препятствуя прилипанию их к поверхностям нагретых деталей и сращиванию частичек между собой, что нарушило бы поступление масла к трущимся деталям (рис. 6.3).

 


 

Рис. 6.4. Колориметр для определения цве­та масла:

1 — цилиндр с эталонной жидкостью; 2 — оку­ляр оптической системы; 3 — цилиндр с испы­туемым маслом; 4 — экран

Моющие свойства масел оценивают по цветной эталонной шкале в баллах от 0 до 6 с помощью прибора ПЗВ, работающего на прин­ципе создания в небольшом одноцилиндровом двигателе условий интенсивного лакообразования.

Работающее масло со временем изменяет цвет от светлого до темно-коричневого. Колориметр для определения цвета масла по­казан на рис. 6.4.

Образование лаковых отложений на поршне двигателя, работа­ющего на масле с моющими присадками, уменьшается в 3...6 раз (с 3,0...4,5 до 0,5... 1,5 баллов). Применяют моющие присадки двух типов — зольные и беззольные, которые вводят в базовые масла в количестве 2... 10%.

 

Изменение масла в низкотемпературной зоне двигателя

Несмотря на довольно мягкий тепловой режим в низкотемператур­ной зоне двигателя в ней также про­исходит окисление масла. Типичны­ми продуктами окисления масла в этой зоне являются органические кислоты, преобразующиеся частич­но в кислые смолы, которые в виде осадков (мазеобразных сгустков) откладываются на стенках поддона картера, крышке клапанной короб­ки, фильтрах и т.д. Отложение осадков в маслопроводах может привести к прекращению подачи мас­ла к трущимся поверхностям.

 


Рис. 6.5. Вкладыш подшипника из свинцовистой бронзы, разрушен­ный коррозией

Для предотвращения образования осадков необходимо поддер­живать оптимальный тепловой режим работы двигателя, приме­нять масла с хорошей химической стабильностью.

Образовавшиеся в масле и растворившиеся в нем кислоты очень агрессивны, в первую очередь, по отношению к свинцу (рис. 6.5). Для защиты деталей от коррозии в масла вводят антикоррозион­ные присадки, содержащие серу и фосфор, т. е. для нейтрализации кислых продуктов маслам с помощью присадок придаются щелоч­ные свойства.

В процессе работы моторные масла способны сильно вспени­ваться. Торможение пенообразования достигается введением в масла противопенных присадок, например ПМС-200А.

 

Маркировка моторных масел

Моторные масла разделяются на масла для карбюраторных дви­гателей и дизелей.

Обозначение моторного масла включает в себя букву М — мо­торное, цифры, характеризующие класс кинематической вязко­сти, и прописные русские буквы от А до Е, обозначающие при­надлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

При представлении класса кинематической вязкости в обозна­чении масла дробью в числителе указывают класс вязкости при температуре -18 "С, в знаменателе — при 100°С.

В зависимости от качества все моторные масла делят на шесть групп, обозначаемых буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которые указыва­ют количественное содержание в масле присадок различного на­значения.

Таким образом, в обозначении моторных масел заложены по­казатели, характеризующие их по вязкости и эксплуатационным свойствам в зависимости от условий работы двигателей различной степени форсирования.

Масла группы А выпускаются без присадок или с незначитель­ным их содержанием. В масла группы Б вводят до 6 % присадок и используют их только в малофорсированных карбюраторных дви­гателях. Масла группы В содержат до 8 %, а группы Г — до 14 % композиций присадок. Предназначены они для среднефорсирован­ных и высокофорсированных дизелей и карбюраторных двигате­лей соответственно.

Для теплонапряженных дизелей с наддувом, работающих в тя­желых условиях, выпускают масла группы Д с 15... 18% компози­ций присадок.

Масла группы Е предназначены для малооборотных дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 3,5%.

Индекс 1 присваивается маслам для карбюраторных двигате­лей, индекс 2 — для дизельных.

Универсальные масла для карбюраторных и дизельных двигате­лей одного уровня форсирования индекса в обозначении не име­ют, а масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное буквенное обозначение (первая буква при использовании в дизельных двигателях, вторая — в карбюраторных).

Например, М-8-В1 — масло моторное, класс вязкости 8, пред­назначено для среднефорсированных карбюраторных двигателей; М-43/8-В2Г1 масло моторное, класс вязкости 43/8, предназначе­но для среднефорсированных дизелей (В2) и высокофорсирован­ных карбюраторных двигателей (Г1).

Для иностранных моторных масел используются два вида клас­сификации: по вязкости (SАЕ) и по эксплуатационным свойствам (АРI).

Соответствие отечественных и иностранных групп моторных масел по эксплуатационным свойствам и назначению показано в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...