Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актив состоит из 3 разделов.




1. Основные средства и прочие внеоборотные активы: - нематериальные активы; - основные средства; - незавершенные капвложения; - долгосрочные финансовые вложения; - расчеты с учредителями и др.

2. Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП; незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция и др.

3. Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары отгруженные; - расчеты с дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и др.

Пассив баланса.

1. Источники собственных средств: - уставной капитал; - добавочный капитал; - резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; - целевое финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная отчетного года; - нераспределенная прибыль прошлых лет.

2. Расчеты и прочие пассивы (источники заемных средств):

· долгосрочное кредиты банков;

· долгосрочные займы;

· краткосрочные займы;

· расчеты с кредиторами по обязательствам по распределению;

· расчеты с учредителями;

· доходы будущих периодов;

· фонды потребления;

· резервы предстоящих расходов и платежей;

· резервы по сомнительным долгам.

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса.
Главный принцип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

 

Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций

Каждая хозяйственная и финансовая операция от­ражается в соответствующих статьях баланса. Это при­водит иногда к исчезновению одних статей баланса и появлению других. Хозяйственные операции соверша­ются на предприятии ежедневно и в большом количе­стве, но все это вызывает лишь следующие четыре типа изменений баланса:

1. Изменения в активе баланса. Их вызывают опера­ции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статья актива. Например, при получении в кассу с расчетного счета предприятия 30 млн. рублей изме­нятся две статьи: статья "Расчетный счет" уменьшится, а статья "Касса" увеличится одновременно на 30 млн. рублей.

Данный тип изменений можно выразить формулой:

А+С-С = П,

где А — актив баланса, П — пассив баланса, С — сумма операций.

2. Изменения в пассиве баланса — увеличение одной и уменьшение другой статьи. Пример — удержан подо­ходный налог с заработной платы работников в разме­ре 2 млн. рублей.

Данный тип изменений может быть выражен фор­мулой:

А = П + С - С.

3. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Их вызывают такие операции, при которых общая сумма средств организации увеличивается, соот­ветственно меняется итог баланса в целом. Например, при получении на расчетный счет предприятия кратко­срочной ссуды от коммерческого банка в сумме 50 млн. рублей одновременно возрастают сумма денежных средств (статья "Расчетный счет" в активе) и размер задолженности предприятия перед банком по ссуде (ста­тья "Краткосрочные ссуды банка" в пассиве баланса).

Данный тип изменений может быть выражен фор­мулой:

А + С = П + С.

4. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Такие изменения вызывают операции, связанные с выбытием собственных средств или с погашением предприятием различных форм его креди­торской задолженности. Пример: перечислено с рас­четного счета в банке в погашение задолженности по­ставщикам 24 млн. рублей.

Этот тип изменений может быть выражен фор­мулой:

А - С = П - С.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следую­щие выводы:

1) любая хозяйственная операция затра­гивает одновременно две статьи баланса и вызывает в нем один из четырех перечисленных видов изменений;

2) равенство итогов актива и пассива баланса сохраня­ется после любой операции;

3) изменение итогов акти­ва и пассива баланса имеет место в случаях, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно ак­тивную и пассивную часть баланса.

 

Счета бухгалтерского учета. Метод двойной записи

Средством для ведения текущего учета хозяйственных операций, изменяющих состав активов (средств) и источников их формирования (пассивов), а также средством для хранения информации является система счетов бухгалтерского учета.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, левая часть которой – дебет, правая – кредит. Значение дебета и кредита зависит от того, какой счет: активный или пассивный. На активных счетах учитываются средства предприятия – активы, на пассивных счетах – источники образования средств (пассивы). По дебету активного счета отражается увеличение, поступление, приход; по кредиту – уменьшение, выбытие, расход. По дебету пассивного счета отражается уменьшение, а по кредиту – увеличение.

Кроме активных и пассивных счетов бывают активно-пассивные. Они предназначены для учета расчетов с дебиторами и кредиторами и для учета финансовых результатов. На счетах может быть одновременно дебетовый и кредитовый остаток (сальдо). Такое сальдо называется развернутым

Каждая хозяйственная операция на счетах отражается дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Такая запись хозяйственных операций называется двойной записью.

 

Учет кассовых операций

Для приёма, хранения и расходования наличных денежных средств предприятия и организации имеют кассы. Учёт кассовых операций осуществляется в соответствии с правилами ведения кассовых операций. Выполнение кассовых операций возлагается на кассира, который является материально-ответственным лицом. Наличные деньги, полученные из учреждений банков, должны расходоваться строго по целевому назначению. Организациям разрешается иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых ежегодно обслуживающими учреждениями банков по согласованию с руководителями организации или отдельными категориями предпринимателей. Всю денежную наличность, сверх установленных остатков наличных денег в кассе, организации обязаны сдавать в учреждения банков. Денежные средства, поступающие в кассу, приходуются на основании приходно-кассового ордера формы КО-1.Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2 (при выдаче заработной платы используются расчетно-платёжная (платёжная) ведомость с положением реквизитов расходного кассового ордера). Для учёта кассовых операций предназначен счёт 50 «Касса». Типовым планом счетов бухгалтерского учёта к счёту «Касса» предусматривается ряд субсчетов: «Касса организации»; «Операционная касса»; «Денежные документы»; «Валютная касса»; «Касса филиалов». Записи по кассовым операциям осуществляются в соответствующих регистрах. При полной журнально-ордерной форме учёта предназначен «Журнал-ордер №1» и «Ведомость №1».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...