Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа № 3 – 45 минут




Многогранность человека как личности — воплощение инди­видуальных особенностей — позволяет изучать его во всех прояв­лениях существования и деятельности как «homo sapiens» — чело­века разумного, как «homo politicus» — человека общественного, как «homo consumens» — человека-потребителя, как «homo liber» — человека свободного. Для социологии коммуникации особое зна­чение имеет изучение «homo loqens» — человека говорящего, т.е. реализующего себя как коммуникативную личность.

Изучение коммуникативной личности опирается на определе­ние понятия «личность» как категории философской, социологи­ческой, психологической и лингвистической («языковая личность»). С учетом исследований этих дисциплин понятие «личность» мож­но раскрыть как целостную структуру социально значимых ка­честв, приобретенных индивидом в совместной с другими дея­тельности, в общении, определяющих его индивидуальность.

Личность человека всегда была и остается одной из самых ин­тригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающи­еся умы. Известный русский философ Н.А. Бердяев писал: «Исто­ки человека лишь частично могут быть поняты и рационализиро­ваны. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосмос и заключает в себе все».

Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки при­вести некоторые общепринятые положения. Прежде всего, пожа­луй, показать различие понятий: «человек», «личность», «индиви­дуальность».

Человек — родовое понятие, указывающее (с материалистичес­кой точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социаль­ного. Как существо биологическое, он подчиняется биологичес­ким и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Личность — самое главное в человеке, важнейший его соци­альный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность чело­века к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность — единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологи­ческой структуры (тип темперамента, физические данные, психи­ческие особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — непремен­ный и важнейший признак личности.

Интересно происхождение самого слова «личность». В русской литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. Академический сло­варь 1847 г. трактует слово «личность» как «отношение одного лица к другому». Тут же дается норма того времени: «Никакая личность не должна быть терпима в службе». Дано и второе, види­мо сохранившееся и до сих пор, значение слова «личность» — «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв «не переходить на личности»).

Этимологический анализ (т.е. анализ истинности) происхож­дения термина в ряде языков дает любопытный результат. В рус­ском слово «личность» восходит к корню «личина», маска, «наклад­ная харя», которую надевали на себя скоморохи. Personality в анг­лийском, personalitе во французском, personlichkeit в немецком — все эти термины происходят от латинского «persona», а оно — от этрусского phersu — маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское слово «persono» означает «произносить», говорить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персо­наж в античном театре. Маска здесь была выражением определен­ного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. Но уже в древнем Риме этим словом обозначалось гражданское «лицо». Однако раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характе­ра — он не имел общественной маски.

Позже, с развитием общественных отношений термин пере­шел в разряд научных. В психологической науке имеется несколь­ко общепризнанных положений относительно личности. По край­ней мере, можно говорить о четырех аксиомах.

1. Личность присуща каждому человеку.

2. Личность есть то, что отличает человека от животного, у которого личности нет.

3. Личность это продукт исторического развития, т.е. возника­ет на определенной ступени эволюции человеческого существа.

4. Личность — индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Обща­ясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Следует сказать, что до сих пор понятие «личность» на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, осно­ванной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре со времен Конфуция (554—479 гг. до н.э.), личностью выступает «благородный муж», т.е. активно уча­ствующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В но­вое время западная личность — это прежде всего индивидуаль­ность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личнос­ти — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

Личность — конкретное выражение сущности человека, цело­стное воплощение и реализация в нем системы социально значи­мых черт и качеств данного общества.

Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и об­щения. Индивид становится личностью в процессе освоения со­циальных функций и развития самосознания, т.е. осознания сво­ей самотождественности и неповторимости как субъекта деятель­ности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума.

В теоретическом плане структура личности в целом может быть представлена условной схемой: общечеловеческие свойства (ощу­щения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции) — соци­ально-специфические черты (социальные установки, роли, цен­ностные ориентации) — индивидуально-неповторимые черты (тем­перамент, сочетание ролей, самосознание).

Стремление слиться с социальной общностью (идентифициро­ваться с нею) и вместе с тем — к обособлению, проявлению твор­ческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъек­том социальных отношений, социального развития. Формирова­ние личности осуществляется в процессах социализации индиви­да и направленного воспитания, в ходе освоения им социальных норм и функций (ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, лич­ность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятель­ности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т.е. классовых, социально-профессиональных, националь­но-этнических, социально-территориальных, половозрастных. Осво­ение черт, присущих этим многообразным общностям, а также со­циальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллек­тивной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой — прида­ет личности неповторимую индивидуальность, так как эти социаль­но обусловленные качества структурируются в устойчивую целост­ность на основе психофизических свойств субъекта личности.

Таким образом, личность интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психических свойств, процес­сов и отношений личность является предметом изучения в психо­логии. Социологический же анализ выделяет в ней именно соци­ально-типическое как целостность необходимых для выполнения общественных функций характерологичных и нравственных ка­честв, знаний и умений, ценностных ориентации и социальных установок, доминирующих мотивов деятельности. Как субъект социальных отношений личность характеризуется активной дея­тельностью, которая, однако, становится возможной и продук­тивной благодаря овладению культурой, унаследованной от пред­шествующих поколений.

Неотъемлемые характерные черты личности: самосознание; ценностные ориентации; социальные отношения; ответственность за свои поступки; известная автономность в отношении к госу­дарству и обществу.

Не всякий человек — личность. Человеком рождаются, а лично­стью становятся в процессе социализации. Каждая личность в обще­стве имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. Взаимодействие личности и общества — одна из центральных про­блем социологии. Каковы личности, составляющие общество, та­ково и само общество. Но не менее верно утверждение: каково об­щество, в котором живут личности, таковы и его личности.

Разнообразие подходов и множество теорий свидетельствуют о сложности проблемы обоснования существенных признаков лич­ности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формирова­ния личности: создание познавательных навыков — в теории раз­вития познания (Ж. Пиаже); понимание чувств других людей

в теории нравственного развития (Л. Колберг); преодоление на­пряженности в сознании собственного «Я» — в психоаналитичес­ких теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон); формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индиви­дуализированного отношения личности к миру, в котором осуще­ствляется ее деятельность, — в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности (Л.С. Выготский).

В социологических концепциях, как правило, подчеркивает­ся, что основу формирования личности составляет множество вза­имодействий людей с окружающим миром и между собой. Пред­ставители ролевой теории (Д. Морено, Т. Парсонс) трактуют лич­ность как функцию от той совокупности ролей, которые индивид выполняет в обществе. Пожалуй, наиболее сложной проблемой выступает обоснование взаимодействия двух начал в личности — самосознания и стремления к слиянию с определенной социаль­ной общностью, к идентификации в рамках данной общности.

В связи со сказанным несомненный интерес представляют ра­боты американских социальных психологов Ч. Кули и Д. Мида, посвященные обоснованию «самости» как социального феноме­на. Рассматривая «самость» как осознание собственного «Я» в рам­ках теории «зеркального отражения», Ч. Кули подчеркивает, что «социальная самость — это просто какая-то идея или система идей, извлеченная из коммуникационной жизни и взлелеянная разумом как своя собственная. Главным образом, самоощущение распола­гается внутри общей жизни, а не вне ее». В соответствии с теори­ей символического интеракционизма Дж. Мид полагает, что «са­мость», проходя в своем развитии две различные стадии, является, по существу, индивидуальным отражением всеобщей модели со­циального или группового поведения2. В отечественной науке «са­мость» (Я-концепция) с опорой на личностный смысл как еди­ницу сознания (А.Н. Леонтьев) трактуется как система представ­лений о себе, формируемая индивидом в процессах деятельнос­ти и общения. Она проявляется в самооценке, самоуважении, уров­не притязаний, в межличностных отношениях и степени активно­сти в сфере общественных связей и отношений. Таким образом, сознание собственного «Я» — одно из важнейших психологически и социально обусловленных качеств личности.

Особую социопсихологическую проблему представляют кри­терии оценки личности. В этом плане заслуживает внимания пред­ложение П.А. Сорокина о целесообразности различать фактичес­кую ценность личности с точки зрения реальных результатов ее деятельности и значимость личности с точки зрения ее социально­го статуса — положения в обществе. Это особенно необходимо, потому что в жизни часто наблюдается их несовпадение: достаточ­но вспомнить судьбу Мусоргского, Моцарта, Сервантеса и других гениальных личностей, которые были забыты своим обществом. На закате их дней общество не оказало им достойного внимания.

Семинар 8.

45 мин:

1. Общенаучные методы исследования

2. Частнонаучные методы

3. Опросные методы. Разновидности, проведение

4. Метод экспертных оценок и его проведение

5. Наблюдение и эксперимент в социологии

6. Применение метода тестирования в социологии

7. Интент-анализ

8. Когнитивное картирование

9. Фокус-группы и глубинные интервью в исследовании коммуникативных процессов

45 мин: индивидуальное собеседование + консультации

! Выберите исследовательскую тему, связанную с изучением социальной коммуникации во всех ее проявлениях. Какие методы вы бы выбрали для ее изучения? Как бы вы их применили?

ЗАДАНИЕ – допуск к зачёту

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...