Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство науки и высшего образования




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Высшая школа русского языка и межкультурной коммуникации им. И. А. Бодуэна де Куртенэ

Кафедра русского языка и методики его преподавания

 

Направление: 44. 03. 01 Педагогическое образование

Профиль: Русский язык

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

 

Особенности методики изучения частиц на уроках русского языка в 7 классе

Студент 3 курса

Группы   10. 3-816

«___» __________20__ г.   ________________ (ФИО)

 

 

Научный руководитель

канд. филол. наук, доцент

 «___» __________20__ г. ________________ (Т. А. Корнеева)

 

 

Заведующий кафедрой

_канд. пед. наук, _доцент

 

«___» __________20__ г.   ________________ (З. Ф. Юсупова)

 

 

Казань – 2021

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения частиц на уроках русского языка...... 6

1. 1. Понятие о частице в русском языке......................................................... 6

1. 2. Разряды частиц......................................................................................... 7

Глава 2. Методические рекомендации по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе............................................................................................................. 13

2. 1. Особенности изучения частиц на уроках русского языка в 7 классе.. 13

2. 2. Разработка плана-конспекта урока по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе............................................................................................................. 16

2. 3 Материалы к эксперименту…………………………………………………….

Заключение.................................................................................................... 20

Список использованной литературы............................................................ 24

Приложение................................................................................................... 26

 


 

Введение

Программа русского языка для 7 класса включает в себя довольно сложный теоретический материал, как считают учителя русского языка в школах. В 7 классе изучаются наречия, причастия, деепричастия и служебные части речи. Именно при изучении данных тем возникают наибольшие трудности у учащихся, а также совершаются множественные ошибки при выполнении связанных с ними заданий.

Поиск путей освоения учащимися специфики употребления и написания одной из служебных частей речи – частиц – определил выбор темы данной курсовой работы.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что изучение частицы как служебной части речи на уроках русского языка является важным разделом в школьном курсе русского языка, потому что учащимся необходимо научиться отличать между собой все служебные части речи и случаи их употребления, научиться использовать частицы в связи с их назначением и функцией, чтобы правильно строить словосочетания и предложения, корректно употреблять те или иные частицы в соответствии с правилами русского языка, и, как следствие, повышать грамотность и культуру речи.

К сожалению, углублённому изучению частиц как служебных частей речи посвящено всего несколько уроков, из-за чего учащиеся не успевают полноценно отработать на практике правописание и запомнить случаи употребления и отличительные черты от других служебных частей речи.

Всё это определило актуальность и выбор темы данной курсовой работы.

Объект исследования - методика изучения частиц в школьном курсе русского языка.

Предмет исследования – методы, приемы, упражнения изучения частиц на уроках русского языка в 7 классе средней школы.

Цель исследования - разработка методических рекомендаций по изучению частиц в школьном курсе русского языка.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели были выделены следующие задачи:

1) изучить понятие о частице в русском языке;

2) рассмотреть разряды частиц;

3) определить особенности изучения частиц на уроках русского языка в 7 классе;

4) разработать план-конспект урока по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе.

Практическая значимость исследования заключается в использовании учителями русского языка всех представленных в работе методических рекомендаций по работе с частицами на уроках в 7 классе, учащимися при изучении материала по данной теме. Кроме того, разработка плана-конспекта урока по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе может быть использована на практике.

Методологической основой работ являются труды таких ученых, как Н. С. Валгина, А. Н. Васильева, В. В. Виноградов, Е. А. Стародумова, Т. М. Николаева.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность, практическая значимость и выбор темы исследования, выделятся цели и задачи курсовой работы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения частиц на уроках русского языка, где рассматривается понятие о частице и разряды частиц. Во второй главе представлены методические рекомендации по изучению частиц на уроках русского языка в 7 классе, а также разработан план-конспект урока русского языка по изучению частиц. В заключении сделаны выводы и отражены основные результаты, полученные в ходе исследования.


 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения частиц на уроках русского языка

1. 1. Понятие о частице в русском языке

Частицы – это служебные части речи, которые придают слову и предложению дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки или участвуют в образовании форм слова [Васильева, 1972, С. 53].

Служебные части речи не означают каких-либо явлений действительности или их признаков, они лишь выполняют конкретную функцию в составе словосочетания или предложения [Стародумова, 1997, С. 28].

Частицы не имеют лексического значения [Николаева, 1985, С. 81].

Частицы не имеют синтаксической роли в предложении, но при этом могут входить в состав какого-либо члена предложения [Виноградов, 1938, С. 116]. Например, в предложении: «Да здравствует король! » – частица да является частью сказуемого – да здравствует.

Одним из основных признаков частиц как служебных частей речи является их неизменяемость. К частицам нельзя задать вопрос [Николаева, 1985, С. 78].

По составу частицы различают на [Васильева, 1972, С. 166]:

· Простые – состоят из одного слова (да, неужели, разве);

· Составные – состоят из нескольких слов (вряд ли, как раз, отнюдь не, как будто).

По происхождению частицы могут быть [Васильева, 1972, С. 167]:

· Непроизводными;

· Производными (образованными от слов других частей речи):

· От глаголов (давай, давайте, пусть, пускай, бывало);

· От наречий (ещё, просто, уже, как);

· От местоимений (это, всё, что за);

· От союзов (и, да).

Важно уметь отличать частицы от других частей речи. Каждая из служебных частей речи выполняет свою определённую функцию. Например, смысловую частицу -то необходимо научиться отличать от словообразующего суффикса -то, который служит для образования неопределённых местоимений и наречий.

Примеры: кто-то, где-то, когда-то (суффикс) – Он-то знает, где живёт его друг (частица).

Также следует отметить, что постфиксы -ся (-сь) не являются частицами: подраться, смеялась.

Нужно запомнить, что частицами также не являются суффиксы -то, -либо, -нибудь: какой-то, где-либо, когда-нибудь.

Приставки не- и ни- в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных вне зависимости от того, слитно или раздельно написанных, тоже не являются частицами [Валгина, 1970, С. 21]: Никого не было в комнате. Некто странно одетый приближался к входной двери. Невыполненная работа – не выполненная до конца работа. – приставки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...