Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и система органов юстиции




ЛЕКЦИЯ 10-2

 

Органы юстиции Российской Федерации

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об органах юстиции РФ;

— усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса и деятельности органов юстиции в Российской Федерации;

— усвоение правового статуса, структуры и системы деятельности органов юстиции в Российской Федерации;

— усвоение направлений деятельности органов юстиции в Российской Федерации.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны:

Знать

— правовой статус органов юстиции, а также сотрудников органом юстиции РФ;

— основные понятия, раскрывающие правовые основы деятельности органов юстиции РФ и правовой статус сотрудников этих органов;

— полномочия и деятельность органов юстиции РФ;

— систему и структуру органов юстиции РФ;

Уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение, основные направления организации и деятельности органов юстиции РФ;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность и правовой статус органов юстиции РФ и сотрудников данных органов;

— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов юстиции РФ;

— принимать решения, определяющие порядок деятельности органом юстиции РФ;

Владеть

— юридической терминологией;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовые основы организации и деятельности, полномочии органов юстиции РФ;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов юстиции РФ.

Ключевые слова: органы юстиции; Минюст России; задачи и полномочия ФСИН и ФССП России; приставы-исполнители; уголовно-исполнительная система; учреждения уголовно-исполнительной системы; служба судебных приставов[1].

 

Понятие и система органов юстиции

 

Органы юстиции — совокупное обозначение всех учреждений и ведомств Минюста России.

Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия.

Поэтому в правовой доктрине до сих пор под юстицией принято понимать:

1) в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений;

2) в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Данное обстоятельство, казалось бы, позволяет усомниться в обоснованности использования термина «юстиция» применительно к органам исполнительной власти. Однако уяснение характера деятельности органов юстиции, как представляется, устраняет всякие сомнения. Для этого достаточно обратиться к компетенции Минюста России, возглавляющего систему соответствующих органов.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительных функций и функций по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).

Как видим, деятельность органов юстиции непосредственно направлена на создание условий для осуществления правосудия. Отсутствие таковых породило бы неустранимые препятствия в процессе осуществления судопроизводства.

Например, уголовный процесс не начнется до появления подсудимого, которого доставят в зал судебных заседаний сотрудники органов юстиции. Соответствующие уполномоченные сотрудники органов юстиции обеспечат безопасность судей и иные участников процесса. Если статус подсудимого трансформируется в статус осужденного, исполнять наказание будут также сотрудники органов юстиции.

При этом участие органов юстиции в осуществлении судопроизводства может быть не только прямым, но и косвенным — адвокат обвиняемого в подтверждение своего статуса предъявит удостоверение, выданное органом юстиции.

Тот факт, что руководство деятельностью Минюста России осуществляет непосредственно Президент РФ, служит дополнительным аргументом в пользу того, что сфера деятельности органов юстиции не вписывается исключительно в сферу деятельности исполнительной власти, возглавляемой Правительством РФ.

Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

В то же время Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России, правовой статус которых рассмотрен ниже.

Минюст России осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Возложенные на Минюст России задачи выполняются непосредственно Министерством и (или) через его территориальные органы. Иерархию территориальных органов юстиции возглавляют федеральные Управления Минюста России по федеральным округам, главные управления Минюста России по субъектам (субъекту) РФ, Минюста республик, управления (отделы) юстиции областей, автономной области, автономных округов.

Главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) РФ: по Москве; Нижегородской области; Новосибирской области; Ростовской области; Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Свердловской области; по Ставропольскому краю; Хабаровскому краю; Еврейской автономной области; по Республике Крым и Севастополю.

К числу основных задач главных управлений Минюста России по субъекту (субъектам) РФ относится координация деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа.

В тех субъектах РФ, где не созданы главные управления Минюста России, функционируют управления Минюста России по соответствующему субъекту РФ.

Кроме того, при Минюсте России функционирует целый ряд учреждений:

—Российская правовая академия Минюста России (РПА);

—Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата» при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФГУ ГРП при Минюсте России);

—«Научный центр правовой информации» при Минюсте России (НЦПИ);

—Федеральное государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Минюсте России (ФГУ «ФАПРИД»);

—Государственное учреждение «Российский федеральный Центр судебной экспертизы» при Минюсте России (РФЦСЭ при Минюсте России).

Российский федеральный центр судебной экспертизы возглавляет систему государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Минюста России, в которую входят также восемь региональных центров судебной экспертизы (РЦСЭ) и 41 судебно-экспертная лаборатория (ЛСЭ).

Основной задачей СЭУ является производство судебных экспертиз по постановлениям судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов внутренних дел и государственной безопасности, таможенных, налоговых органов, а также их должностных лиц, наделенных правом назначения судебных экспертиз.

Кроме того, СЭУ проводят экспертные исследования, осуществляемые по обращениям физических и юридических лиц. Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы, курируемых судебно-экспертными лабораториями.

 

Министерство юстиции РФ

 

Министерство юстиции РФ обеспечивает эффективное функционирование всей системы органов юстиции.

Для этого Минюст России решает большое количество задач, к числу которых относятся:

— разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

— нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции РФ;

— осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, Положением о Минюсте России и актами министерства.

Минюст России также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач Министерства.

В ведении Минюста России находятся также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции (адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий).

Для решения поставленных перед ним задач Минюст России наделен обширными полномочиями, которые установлены в разд. II Положения о Минюсте России.

Так, Минюст России:

— разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;

— обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законом и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

— координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

— осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента РФ и Правительства РФ соответствующую информацию Президенту РФ и в Правительство РФ;

— проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

— проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

— ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

— другие полномочия.

Учитывая возросшую в последнее время значимость правоохранительной деятельности в такой сфере, как борьба с коррупцией. Минюст России уполномочен проводить антикоррупционную экспертизу:

— проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

— проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

— нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения;

— уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

Минюст России также осуществляет аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; утверждает формы заключений по результатам антикоррупционной экспертных и формы свидетельств об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 9.1—9.3 Положения о Минюсте России).

Вопрос о включении адвокатуры и нотариата в число правоохранительных органов обоснованно считается дискуссионным. В то же время весомым аргументом в пользу положительного ответа на данный вопрос является тот факт, что Минюст России наделен обширными полномочиями в сфере деятельности нотариата и адвокатуры.

В области нотариальной деятельности Минюст России:

— утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовом регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;

— утверждает совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса;

— организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

— образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решение квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

— открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;

— наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

— удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

— осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате (направляет представителей для участия в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью и др.) (и. 7 Положения о Минюсте России).

В области адвокатской деятельности Минюст России:

— определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов РФ, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре;

— утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

— осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами (п. 7 Положения о Минюсте России).

Помимо вышеперечисленного, Минюст России применительно к сфере деятельности нотариата и адвокатуры:

— ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

— координирует деятельность органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющие правовое просвещение населения.

Минюст России, возглавляющий систему орг анов юстиции в Российской Федерации:

— организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

— осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации;

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

— обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование;

— подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах (п. 7 Положения о Минюсте России).

Наконец, весьма обширными полномочиями наделен Минюст России в сфере международного сотрудничества:

— представляет предложения о заключении и международных договоров Российской Федерации о помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам:

— согласовывает предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;

— получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейных, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

— направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;

— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

— принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

— взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами (п. 7 Положения о Минюсте России).

Минюст России организует взаимодействие подведомственных ему федеральных служб (Соглашение о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов от 13.07.2010 № 10/1-27).

Минюст России принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему учреждений и федеральных служб, в т.ч. Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...