Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имитационное моделирование в задаче «рейтинг»




 

Цель эксперимента – изучить и понять динамику изменения средней базовой оценки в зависимости от субъективных вероятностей посещения занятий, задаваемых обучаемым из интуитивных предпосылок в начале семестра, т.е. до сбора реальных данных по (р).

Обозначимполученное из субъективных вероятностей значение через (м) (модели) в отличие от (р) для реальных наблюдений.

Формирование исходных данных для задания субъективных вероятностей связано с расписанием практических занятий конкретной группы студентов и поточных лекционных занятий.

В табл. 1.2 приведён запланированный график изучения дисциплины по расписанию занятий.

Эти данные являются составляющими исходной системы объекта (наряду с данными по успеваемости), и служат для построения различных порождающих систем с поведением [4, с. 97–187].

Для моделирования потребуется граф состояний и переходов для стационарного (установившегося) процесса (обучаемый строит граф, исходя из собственного расписания).

На рис. 1.1 представлен граф пространства состояний и переходов для семинаров и лекций при почасовом контроле времени (45 мин. – учебный час). На рис. 1.1 S (н) – начальное состояние; S (к) – конечное состояний; S (1) – первый час занятий (45 мин); S (2) – второй час занятий (45 мин); с – семинар; л – лекция; n – номер недели.

Из начального состояния S (н) обучаемый имеет возможность перейти на первый час занятий S (1), затем или сразу на второй час занятий S (2). В силу случайных факторов он может уйти после любого часа в конечное состояние S (к) или, пропустив час, другой вернуться к концу четырёхчасовой лекции (две пары по 45 мин.).

Обучаемый, исходя из своего прошлого опыта, конструирует свои подграфы, задаваясь вероятностями перехода между вершинами графа P (ij). Множество { P (ij)(S (iS (j)} определит систему механизмов случайного выбора, которая позволит имитировать процесс посещения занятий согласно заданного расписания (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2. Расписание занятий по дисциплине

 

№ недели Дата занятия час Вид занятия
  13.02.2011  
  20.02.2011  
  27.02.2011  
  06.03.2011  
  13.03.2011  
  20.03.2011  
  27.03.2011  
  03.04.2011  
  10.04.2011  
  17.04.2011  
  24.04.2011  
  08.05.2011  
  15.05.2011  
  22.05.2011  
  29.05.2011  

 

 

Для примера в табл. 1.3 приведены соответствующие данные и задан механизм случайного выбора {МСВ} в интервалах случайных чисел (от 0 до 99), определяющих те или иные переходы: S (i) ® S (j).

Циклический граф пространства состояний и переходов при заданных субъективных вероятностях представляет одну из возможных стратегий моделирования процесса посещения занятий, связанную с чётким графиком посещения занятий (см. табл. 1.2).

На рис.1.1 и в табл. 1.3 и 1.4 приведена система для организации процесса имитации к задаче «расписание». Система определяет алгоритм организации имитационного процесса и структуру применяемых механизмов случайного выбора (МСВ) для семинаров и лекций.

 

Рис.1.1 Пример графа алгоритма деятельности при имитации посещения семинаров и лекций, (см. расписание в табл. 1.5, особенность-занятия начинаются со второй недели)

 

Таблица 1.3. Матрица S (i) – > S (j) для семинаров и механизм случайного выбора.

 

S (i) S (j) P (ij) [ч.н.; ч.к.] {МСВ}
Sнс S1c 0.90 00;89
S2c 0.05 90;94
Sкс 0.05 95;99
S1c S2с 0.95 00;94
Sкс 0.05 95;99

 

Запуск имитационного процесса осуществляется путём задания правил формирования случайных чисел:

· от генератора случайных чисел,

· выборкой из таблицы случайных чисел.

 

Таблица 1.4. Матрица S (i) – > S (j) для лекций и механизм

случайного выбора.

 

S (i) S (j) P (ij) [ч.н.; ч.к.] {МСВ}
Sнл S1л 0.80 00;79
S2л 0.10 80;89
Sкн 0.10 90;99
S1л S2л 0.90 00;89
Sкл 0.10 90;99

 

Для учебных целей рассмотрим имитацию с большой выборкой случайных чисел..

В табл. 1.2 приведены данные имитационного процесса для выборки мощностью в 100 случайных чисел, взятых из таблицы случайных чисел [8, c.122] по столбцам, начиная с адреса K1.

В столбце 1 табл. 1.5 указан номер учебного часа (m (j)). В столбце 2 приведено календарное расписание часов занятий в соответствии с табл. 3.1. Номер и вид занятий приведён в столбце 3. Затем идёт выборка случайных чисел с привязкой к m (j). Если число по результатам имитации не используется, перед ним проставлен знак (–).

Далее в столбцах приведены порождаемые имитацией данные:

S (i) ® S (j) – исходное и получаемое состояния системы (столбцы 5 и 6);

xj – текущий результат имитации;

x – количество посещений на момент m (j);

(m(j)) – среднее значение оценки коэффициента доверия по посещаемости, полученное на модели.

 

Таблица 1.5. Данные имитации процесса посещения занятий (фрагмент)

 

m (j) Дата Занятие {r(j)} S(i) S(j) x j x (m)
                 
  13.02   Sнс S1c      
  13.02   S1c S2c      
  20.02   Sнл S1л      
  20.02   S1л S2л      
  27.02   Sнс Sкc     0,8
  27.02 -         0,66
  6.03   Sнл S1л     0,71
  6.03   S1л S2л     0,75
  13.03   Sнс S1c     0,78
  13.03   S1c S2c     0,8
               

 

В результате имитационного моделирования процесса посещения занятий получена функциональная зависимость между ( m (j)) и m (j). Можно показать, что при переходе от шага j к (j +1) изменение значения шага дискретизации ( m (j)) равно (j +1)-1. Переход осуществляется от точки ( m (j)) из множества { ( m (j))} с мощностью j к ближайшей точке на множестве { ( m (j +1))} с мощностью (j +1) в направлении, указанном значением xj Î {0,1}. При m (j¥ изменение ( m (j)), т.е. D ( m (j +1))®0.

Следовательно, переменная ( m (j)) стремится к постоянной величине и претендует на роль параметра оценки деятельности обучаемого.

В табл. 1.6 результаты имитационного исследования динамики базовой оценки обучаемого в зависимости от ( mj) при значении (21)=4,05. Значения базовой оценки определяется по формуле 1.6.

 

Таблица 1.6. Результаты Имитационного исследования динамики базовой оценки (фрагмент)

 

m (j) (m)
    4,29
    4,29
    4,29
    4,29
  0,8 3,63
  0,66 3,17
  0,71 3,34
  0,75 3,47
  0,78 3,57
  0,8 3,63

 

В процессе выполнения данной задачи используются как данные, полученные эмпирическим путем (оценки обучаемого), так и данные по имитации посещения, полученные рациональным методом на основе применения механизма выбора случайных чисел. Таким образом, в процессе моделирования изучается взаимодействие рациональной и эмпирической компонент, что позволяет даже при отсутствии реальных исходных данных уже в начале семестра исследовать влияние ИМИТАТОРА посещаемости занятий на базовую оценку..

В процессе появлении реальных данных о посещении, задача «Рейтинг» решается по аналогии и пошагово по мере накопления этих данных, что важно и для воспитательных целей. Очевидно, что реальный процесс посещения занятий может значительно отличаться от полученного путём имитационного моделирования.

Обучаемый становится участником эксперимента, в ходе которого он должен вести постоянно сбор и обработку реальных данных за каждый день реализации расписания занятий. При этом формируется количественная базовая оценка, косвенно свидетельствующая о прилежании обучаемого. Анализ полученных результатов по ряду обучаемых представляет интересную самостоятельную задачу для исследования.

Данные наблюдений по группе обучаемых показывают, что основной разброс разности оценок W (m) – (n) = D W Î[–0,5 +0,5] принадлежит ограниченному интервалу значений ( 0,5 балла).

Интерпретировать точки этого интервала можно по-разному. И как степень усвоения и понимания предмета в целом. И как отношение обучаемого к данному предмету. Могут быть и более интересные интерпретации. Во всяком случае, есть повод для дополнительных исследований и с позиций системного подхода и с позиций системного анализа [2].

Предложенный вычислительный процесс может быть реализован средствами программирования электронных таблиц в пакетах программ оболочки Microsoft Excel.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...