Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3 Выбор типа транспортного средства. Материально-техническая база различных видов транспорта. Статические показатели использования транспортных средств.




При выборе между железнодорожным и автомобильным вариантами перевозки, для перевозок на расстояния, большие равновыгодной дальности, рекомендуется выбирать железнодорожный вариант. Если же требуемое расстояние перевозки меньше расчетной величины равновыгодного расстояния, более экономичным будет автомобильный вариант перевозки.

 

 

8. 3 Выбор типа транспортного средства. Материально-техническая база различных видов транспорта. Статические показатели использования транспортных средств.

 

Показатели использования транспортных средств можно условно подразделить на статические и динамические. Статические показатели характеризуют использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств без учета времени их эксплуатации и пробега. Такие показатели отражают соответствие определенных параметров груза (массы, габаритных размеров) характеристикам транспортных средств (прочности ходовых частей, внутренним размерам) и играют ведущую роль при выборе типа транспортного средства. Динамические показатели характеризуют использование транспортных средств с учетом времени и пробега (на воздушном транспорте – налёта). Этот тип показателей имеет решающее значение при организации маршрутных перевозок и планировании работы транспортных предприятий (организаций) и специализированных транспортных подразделений предприятий других отраслей.

Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты, и др. ), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.

К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др.

 

Таблица 8. 2 – Основные показатели, характеризующие тип вагона

 

Наименование показателя Определение, расчетная формула Примечания
Грузоподъемность вагона

Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова

Вместимость вагона Определяется произведением длины вагона на его ширину и высоту Полный объем вагона, м3
Технический коэффициент тары вагона , mТ - масса тары вагона, т; q - грузоподъемность вагона, т. Чем меньше коэффициент тарыКТ , тем меньше доля тары в общей массе поезда брутто и, следовательно, эффективнее используются мощность локомотива, а также провозная и пропускная способность железных дорог.
Погрузочный коэф , Этот коэффициент отражает возможности использования вагонов

Продолжение таблицы 8. 2

фициент тары вагона mТ - масса тары вагона, т; mгр- масса груза в вагоне, т. в груженом состоянии.
Коэффициент удельного объема вагона , Vв - полный объем вагона, м3; q - грузоподъемность вагона, т. Чем выше этот показатель, тем шире номенклатура грузов, которая может перевозиться с полным, или близким к полному, использованием грузоподъемности вагона данного типа.
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона , VВ - полный объем вагона, м3; q - грузоподъемность вагона, т. Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности.
Статический коэффициент использования грузоподъемности , mгр - масса груза в вагоне, т; q - грузоподъемность вагона, т.

Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характеристиками груза, погрузка с шапкой, стандартизация тары и др.

Статический коэффициент использования вместимости , Vгр– объем груза в вагоне, м3; Vв - полный объем вагона, м3;

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др. ). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; платформы – для длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др. ). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы могут перевозиться в двадцатиосных транспортерах грузоподъемностью свыше 400 т.

Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа вагона [3, с. 202], [4, с. 77-78], [19, с. 78-81], представлены в таблице 8. 2.

К материально-технической базе морского и речного (внутреннего водного) транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.

Речной и морской флот состоит из судов различных типов, размеров и назначения. В зависимости от назначения различают суда транспортного, технического и вспомогательного флота.

Транспортный флот осуществляет основную функцию транспорта – пространственное перемещение грузов. Другие элементы материально-технической базы (порты с причалами, складами и перегрузочными механизмами, а также вспомогательный и технический флот) призваны обеспечить эффективную работу транспортного флота.

Поскольку водные пути являются, в основном, естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем при постройке, например, железной дороги равной пропускной способности.

Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа судна, при организации перевозок водным транспортом [3, с. 203], [4, с. 79-80], [19, с. 96-99, 104-105] представлены в таблице 8. 3.

 

Таблица 8. 3 – Основные показатели, характеризующие эксплуатационные качества судна

 

Наименование показателя Определение, расчетная формула Примечания
Размеры судов, м

длина, ширина, высота борта

Водоизмещение судна

определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном

Полная грузоподъемность судна (дедвейт) Дв = Вп - Во Вп - водоизмещение судна с полным грузом, т; Bо - водоизмещение судна без груза, т.

масса груза, которую может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку (сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза)

Чистая грузоподъемность судна Дч = Дв - Дс Дв - полная грузоподъемность судна, т; Дс - масса служебного груза, т.
Грузовместимость Объем помещений судна предназначенных для размещения перевозимых грузов. В зависимости от консистенции перемещаемых материальных потоков, определяют грузовместимость для тарно-штучных, насыпных и т. д. грузов.
Удельная грузовместимость Vуд = Vсуд / Дч, Vсуд – грузовместимость судна, м3; Этот показатель дает представление о том, сколько кубических метров вместимости судна приходится на

Продолжение таблицы 8. 3

судна Дч – чистая грузоподъемность судна, т. 1 тонну чистой грузоподъемности.  
Коэффициент загрузки судна (статического использования грузоподъемности) Кгр = mгр / Дч mгр – масса фактически принятого судном груза, т; Дч – чистая грузоподъемность судна, т. Показывает степень использования грузоподъемности судна на момент выхода из порта.

 

К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, транспортную тару, другое имущество автотранспортных предприятий. Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.

 

Таблица 8. 4 – Основные показатели, характеризующие эксплуатационные качества автомобильного транспорта

 

Наименование показателя Определение, расчетная формула Примечания
Грузоподъемность

Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в кузов автомобиля в соответствии с прочностью ходовых частей


Продолжение таблицы 8. 4

Вместимость Определяется произведением длины кузова автомобиля на его ширину и высоту Полный объем кузова автомобиля, м3
Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию объема кузова автомобиля) qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Vк – полный объем кузова, м3.

Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в автомобиле данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности.

Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию площади кузова автомобиля) qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Sк – полезная площадь пола кузова автомобиля, м2.
Коэффициент статического использования грузоподъемности , mгр - масса груза в кузове автомобиля, т; qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Характеризует степень использования грузоподъемности автомобиля при транспортировке конкретного материального потока

 

Некоторые показатели, характеризующие эксплуатационные качества автомобильного транспорта [3, с. 203-204], [4, с. 80], [19, с. 89-91], приведены в таблице 8. 4.

Материально-техническая база воздушного транспорта включает самолетный (вертолетный) парк, здания и оборудование аэропортов, специальные сооружения, машины и устройства, а также другое имущество. Грузовые перевозки занимают небольшой удельный вес в общем объеме перевозок воздушным транспортом. Однако использование авиации позволяет организовать доставку ценных и срочных грузов в труднодоступные районы, резко снизить расстояние перевозки, по сравнению с доставкой другими видами транспорта. Основными характеристиками, позволяющими выбрать тип транспортного средства на воздушном транспорте, также являются показатели использования грузоподъемности и вместимости грузовых помещений самолета (вертолета) [19, с. 109-110].

Материально-техническая база трубопроводного транспорта представлена трубопроводами (преимущественно газо- и нефтепроводами). Данный вид транспорта используется для перемещения жидких и газообразных грузов, а также твердых грузов узкой номенклатуры. Трубопроводный транспорт эффективен при любых расстояниях транспортировки и отличается от других видов низкой себестоимостью перевозок (в расчете на 1т перевозимых грузов). Основным недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура перевозимых грузов [19, с. 111-115].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...