Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Психология общения медицинского работникаи пациента




4.1. Общение, его основные виды ифункции

Ежедневно каждый из нас неисчислимое количествораз вступает во всевозможные контакты с окружающи-ми людьми на работе, в транспорте, дома, на отдыхе.Отдельные контакты с окружающими мы выделяем иоцениваем как "общение", другим не придаем значе-ния. Однако большинство из них оставляют в нашейпамяти те или иные ощущения, чувства, воспомина-ния. Некоторые встречи повергают нас в состояниестресса или, наоборот, служат поддержкой, формируютчувство защищенности, жизненной устойчивости.

Что же подразумевается под термином "общение"? Вшироком смысле общение можно понимать как всякийэпизод взаимоконтакта двух и более людей. Известныйпсихолог А.Н. Леонтьев (1975) определяет общение как"намеренное влияние (взаимовлияние) и воздействие на по-ведение, состояние, установки, уровень активности идеятельности партнера". Функциональная значимостьобщения заключается в том, что оно служит установле-нию общности между людьми, регулирует их совмест-ную деятельность, является инструментом познаниямира и общества, основой самосознания человека и его

самоопределения. Остановимся подробнее на отдель-ных явлениях, происходящих во время общения.

• Эмоциональное переживание в общении являетсяодним из важнейших фактов человеческой жиз-ни, оно составляет основу человеческой любви идружбы. Положительная эмоциональная связь вобщении двух людей возникает тогда, когда ихустановки и ожидания в отношении друг другареализуются в процессе общения.Общение в таком случае напоминает совместноепутешествие по интересным неизведанным кра-ям, когда каждый готов принять другого как уни-кальную и автономную личность, чьи желания ичувства могут меняться и далеко не всегда нахо-дятся под нашим контролем.

• Формирование картины мира — процесс, реали-зующийся в общении с окружающими людьми.Сопоставляя представления окружающих со свои-ми представлениями, человек осознает, каков ок-ружающий его мир и каков он сам в этом мире. Впервую очередь для человека имеет значение об-раз собственного Я. В итоге оказывается, что мирдля человека таков, каким он себе его представ-ляет. Человек, стремящийся познать мир, найтиистину, должен быть способным постоянно ме-нять свои уже утвердившиеся мнения и представ-ления, способы восприятия. Порой приходитсядаже отказываться от них, что может стать при-чиной конфликта с окружающими, а стремлениевсегда жить в мире и согласии может ограничи-вать возможности человека к познанию. В то жевремя возможно и обратное — стремление согла-совать свой внутренний мир с миром любимогочеловека, группы явится побуждающим мотивомк развитию.

• Формирование собственного Я приводит к возник-новению ощущения себя, своей индивидуально-сти. На ранних этапах развития, в первые 2—3 года жизни ребенок учится представлению о своей "отдельности" от других, "самости". В по-следующем в результате накопления оценок себясо стороны других закрепляется описание самогосебя. Это является важнейшим фактором разви-тия личности, так как представление о самом се-бе может определять всю дальнейшую жизнь че-ловека. Человек, воспитанный в благоприятнойсреде, приобретает чувство собственной ценно-сти, открытости, доверия к другим, что облегчаетего взаимоотношения в обществе. Человек,имеющий представление о себе как о слабом,никчемном, неспособном, в общении с другимивсегда испытывает тревогу, неуверенность, что непозволяет ему достичь желаемых целей, а это ещеболее усиливает его переживания. Человек, пред-ставляющий мир угрожающим, а себя — в ролизавоевателя постоянно ждет агрессии со стороныокружающих, всякое обращение к себе, контактвоспринимает как опасность, на которую реаги-рует агрессией. Жизнь такого человека превраща-ется в постоянную борьбу.

• Изменение человека в процессе общения можетбыть естественным (как результат любого обще-ния) и направленным (учитель — ученик). Есте-ственный процесс изменения всегда касается всехучастников общения, особенно если они заинте-ресованы в нем. Но он тем эффективнее, чемлучше каждый осознает, что именно нужно изме-нить в самом себе для того, чтобы изменилсядругой. Направленное изменение осуществляетсячерез передачу новых знаний, навыков поведе-ния, ролей, но и оно тем эффективнее, чем ско-рее сам человек научается использовать получен-ное через принятие самостоятельных решений.

• Совместная работа является одним из узловыхмоментов общения и, нередко занимает большуючасть нашей жизни. Характер отношений занятыхв совместной работе людей определяется не толь-ко их личностными качествами, но и общей пси-хологической направленностью группы. Последняя, в свою очередь, зависит от лидера (руководителя) группы, социальных, политических, госу-.дарственных установок. В результате могут фор-мироваться конструктивные и иные формы отношений.

Формы отношений:

• дружеская кооперация — партнеры доверяют другдругу, готовы оказать помощь при разрешениизадач группы;

• антагонистическое соперничество — основано наотсутствии доверия, уважения друг к другу, каж-дый стремится доказать свое превосходство;

• дружеское соревнование — партнеры положительноотносятся друг к другу, хотя и проявляют здоро-вое соперничество, и т.д.

Игра в определенной степени является одним изпервичных элементов общественной жизни. Сущностьигры заключается в добровольном участии людей в за-нятиях различного рода согласно принятым правилам..В игре, где реализуются желаемые роли каждого, воз-никает чувство удовлетворения и радости. Мешают хо-рошей игре избыточный самоконтроль, тревожность исклонность опасаться других людей. Люди нередкоприбегают к алкоголю, чтобы снять эти неприятныечувства, мешающие игре, и тем самым получить ра-дость.

Важнейшая цель и итог общения — удовлетворениесвоих биологических, социальных и духовных потребностей(Лупьян, 1988).

Общение как процесс условно может быть разделенона вербальное (словесное) и невербальное (бессловесное).Основу вербального общения составляет диалог. В обы-денном понимании диалог — это беседа двух или не-скольких человек, протекающая в форме вопросов иответов. Невербальное общение обеспечивают:

• разговорная дистанция — расстояние между собе-седниками и их расположение по отношениюдруг к другу. Эта дистанция зависит от принад-лежности собеседников к определенной культуреили субкультуре, от социального статуса, пола,возраста, используемого для данной беседы языкаи темы разговора. Для европейца такое расстоя-ние — 3,7 м и более; на этом расстоянии не счи-тается неэтичным обменяться несколькими фра-зами. Дистанция интимного общения в среднемсоставляет 50 см, дружеского — 0,5—1,2 м, офи-циального — 1,2—3,7 м. Она может зависеть и отпсихологического склада: интроверты предпочи-тают большую дистанцию;

• положение по вертикали, которое чаще отражаетсоциальный статус (начальник стремится занятьвозвышенное положение);

• поза — расположение тела по отношению к собе-седнику. Раскрепощенная поза более свойственначеловеку, занимающему главенствующее положе-ние. Копирование позы говорящего свидетельст-вует о согласии и подчинении;

• жесты — движения, сопровождающие речь. Ониотражают темперамент, характер собеседника,могут служить одним из признаков болезни(некоординированные, маловыразительные ит.п.). Жесты сами по себе могут составить основуобщения (общение двух людей, говорящих наразных языках);

• взгляд — кратковременное или продолжительноезаглядывание в глаза друг другу. Люди, не чувст-вующие во взгляде собеседника признаков заин-тересованности, внимания, испытывают диском-форт;

• мимика — дает окружающим информацию обэмоциональном состоянии индивида;

• прикосновения — могут отражать различные фор-мы чувств, желаний (одобрительное похлопыва-ние, успокаивающее поглаживание).

В реальной жизни вербальное и невербальное обще-ние составляют две стороны одного процесса, но в оп-ределенных ситуациях может иметь место акцент на туили иную сторону.

 

Выделяют несколько уровней общения.

Примитивный уровень общения — самый низкий. Длячеловека, осуществляющего общение на примитивномуровне, собеседник представляется не партнером, апредметом, нужным для слушания его речей или ме-шающим ему. Такие люди руководствуются толькосвоими эгоистическими потребностями. Если другойчеловек ему нужен, значит, им надо овладеть, если ненужен — его можно оттолкнуть, не заметить, проигно-рировать. Окружающие оцениваются по чисто внеш-ним качествам: большой или малый, слабый или силь-ный, старый или молодой. В обиходе и соответствую-щие определения других людей: "пацан", "дед", "интел-лигент в шляпе", "очкарик" и т.д. Такой человек можетпозволить себе без малейших ограничений навязыватьсвою симпатию или неприязнь другому человеку, чащев упрощенной форме; может проявить агрессию по от-ношению к мешающим ему людям: оттолкнуть, ос-корбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсут-ствует, ему кажется, что только он прав и хорош собой.

Манипулятивный уровень общения строится на том,что для субъекта его партнер является как бы сопер-ником в игре, Которого надо обыграть. Выигрыш имеетдля него материальную, житейскую или психологиче-скую выгоду. В процессе общения "манипулятор" стре-мится выявить у партнера те его особенности, которыемогут быть использованы как слабые места для оказа-ния наиболее сильного воздействия. Предпринимаютсяразличные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрытьсобственное истинное лицо. В ход идут заигрывание,лесть, обещания. Потребность выигрыша отражает эго-центризм таких людей, хотя не всегда действия мани-пулятора можно оценивать только как отрицательные.

Стандартизированный уровень общения характеризуетситуацию, когда у людей нет подлинного желания кон-такта или готовности к нему. Этот уровень еще называ-ют "контактом масок". Человек, общающийся на этомуровне, в зависимости от направленности общения вы-бирает ту или иную "маску" — доброты, агрессии, без-различия, простодушия. В процессе общения подчер-кивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знаю-щим друг друга и проявляющим взаимный интерес.Общение в таком случае строится на стремлении обоихпринести друг другу радость, пользу, на взаимообога-щении. В этой ситуации партнеры равны между собой,доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают не-достатки друг друга.

Конвенциональный (конвенция — согласие) уровень общения присущ людям высокой культуры. Он позволя-ет решать любые личностные и межличностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера,используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения заключается в том, что об-щающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, за-трагивающие интересы каждого из них, коллектива, иобщества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим.Партнер воспринимается как носитель духовных цен-ностей, которые вызывают у вас чувства, родственныеблагоговению, восторгу, обожанию.

 

В общении медицинской сестры (врача) с пациентами, в процессе установления с ними определенных отношений Иштван Харди выделяет три этапа. На первом, начальном, этапе происходит ориентация: больнойи медицинская сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной погружен в свои проблемы, но в интересахприспособления к новой ситуации он вынужден всту-пать в контакт с окружающими его лицами, приниматьво внимание специфику больничной обстановки, считаться с принятыми правилами. В свою очередь сестраи врач в ходе работы получают представление о поведении больного, особенностях его характера, пережива-ниях, целях, что очень важно в дальнейшей работе.Больного в этот период могут одолевать воспоминанияо предыдущем пребывании в больнице, предубеждения,которые он может проецировать на лечащий персонал.

На втором, развернутом, этапе пациент и лечащийперсонал уже знакомы друг с другом, и дальнейшая ра-бота зависит от сложившегося уровня отношений. Наэтом этапе состояние больного во многом зависит и отперемен, которые происходят с ним вследствие болезни (появление страха, неуверенности, болезненных фантазий, придирчивости). Поддержка больного, положительные перемены в состоянии здоровья, доверительные отношения с медицинским персоналом, конструктивный климат в отделении являются теми факторами, которые вносят в сознание больного чувство оп-тимизма, надежду на благоприятный исход, выздоров-ление.

На конечном этапе трудности возникают при выписке больного. Ему приходится покидать место, где онзащищен от опасности, и это вызывает беспокойство.Состояние неуверенности усугубляют опасения, сможетли он полноценно включиться в обыденную жизнь, ра-боту, семью. На этом этапе важно заранее подготовитьбольного к выписке, помочь ему осмыслить вариантыпоследующих действий. Задачи врача и медицинскойсестры заключаются также в психологической подго-товке родственников и близких больного к тому, какподдержать выписываемого, что делать в той или инойситуации дома.

Знание основных психологических механизмов и за-кономерностей общения необходимо медицинскомуработнику и для понимания причин конфликтов, воз-никающих между здоровыми и больными людьми. Этизнания позволяют контролировать свое поведение, из-бегать конфликтных ситуаций, сглаживать или умелоразрешать их.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Как вы понимаете термин "общение"?

2. Какие функции в социальной среде выполняет обще-ние?

3. Какие типы и уровни общения вы знаете, что для ниххарактерно?

4. Какие этапы в установлении отношений с больным вызнаете?

 

 

4.2. Тема: Психология общения медицинского работникав сложных (конфликтных)ситуациях

Считается, что сложные межличностные ситуации, втом числе и возникающие между медицинским работником и пациентом, в первую очередь обусловлены за-труднениями в общении. Если эти затруднения несут всебе интенсивный заряд отрицательных эмоций для од-ного или всех участников, задействованных В ситуации(общении), такое затруднение можно назвать конфликтом.

Конфликты являются неотъемлемой частью межчеловеческого общения. В определенном смысле ихможно считать нормальным явлением в нашей жизни.

Даниэль Дэна (1994) конфликтом считает такие от-ношения между двумя взаимозависимыми людьми, прикоторых один из них или оба чувствуют гнев в отно-шении другого и считают, что именно другой виноват.Он же выделяет три уровня конфликта: стычки, столкновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительныеконфликты, которые разрешаются или исчезают самипо себе и не влияют на способность отношений удов-летворять потребности участников. Примером можетслужить ситуация, когда ваш пациент после сделанногозамечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает увас раздражение, однако напоминание сказанного ранееприводит все в соответствующий порядок.

Столкновение, если им пренебрегать, снижает спо-собность отношений удовлетворять потребности участ-ников. Признаками конфликта этого уровня автор счи-тает: продолжительное повторение одних и тех же ар-гументов по одному и тому же поводу; расширениекруга причин, вызывающих ссоры; уменьшение жела-ния сотрудничества с другим; уменьшение веры в доб-рое отношение к нам другого; раздражение в адресдругого в течении нескольких часов, дней; появлениесомнений в правильности своего представления обэтих отношениях. Как столкновение можно оценитьситуацию, в которой вам приходится неоднократно ис-правлять ошибки вашей напарницы по смене, а на ва-ши замечания она не реагирует и воспринимает их по-стоянно как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угро-жает дальнейшему продолжению отношений. К крите-риям кризиса относятся: решение окончательно пре-рвать отношения; опасение, что другой разорвет отно-шения в одностороннем порядке; чувство, что отноше-ния носят нездоровый характер, и опасение эмоцио-нального срыва, если они будут продолжаться; опасе-ние физического насилия.

 

За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои желания, потребности, а за конфликтом — столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой.

Именно столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликта, однако факторы, которыепровоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ниммогут быть отнесены характерные особенности человека, его настроение, самочувствие, интеллект, знаниеили незнание психологии человека, психологии обще-ния и т.д. В итоге все, что составляет межличностнуюситуацию общения, может выступить в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Попытаемся рассмотреть некоторые из них.

Барьер целей. Цели общения каждого из участниковмогут носить осознаваемый, неосознаваемый и сме-шанный характер. Трудности возникают тогда, когдаучастники общения преследуют противоположные илинесоотносимые друг с другом цели. В ситуации обще-ния сестра — больной причиной конфликта можетбыть игнорирование или непонимание потребностибольного в получении поддержки, признании его инди-видуальности, уважении (неосознаваемые потребно-сти). Нередко, наоборот, медицинский работник ищетаналогичного в общении с пациентами и, не получивудовлетворения своих потребностей, оказывается в со-стоянии фрустрации, от которого недалеко до кон-фликта.

Барьер правил общения. Правила общения представ-ляют общепринятые понятия, убеждения, предписания,направленные на формирование определенных границ,в которых строится общение. К ним могут быть отне-сены условия режима, распорядок лечебного учрежде-ния, порядок отпуска процедур, посещения кабинетов.Ряд из них необходим и конструктивен, ряд не имеетпод собой реально обоснованной почвы (запрет игры вкарты, просмотра телевизора, обязательный для всехпослеобеденный сон). Навязывание правил общенияодним участником другому без достаточного на то ос-нования, а лишь потому, что так принято, способносоздать ситуацию конфликта.

Барьер ролей. Ролевое поведение зависит от воспи-тания, социальных, культуральных, религиозных тради-ций. То, какую роль и как играет человек, во многомопределяется его темпераментом, характером, широтойличности. Примером ролевых причин сложных психо-логических ситуаций могут служить описанные Хардитипы медицинских сестер и, соответственно, характерих общения. Человек, усвоивший роль властного руко-водителя, в общении склонен всегда игнорировать ин-тересы другого человека. Взрослый, остающийся всюжизнь в роли "ребенка", в общении также стремитсяреализовать только свои эгоистические цели, ничего недавая взамен. Роль священника обязывает к принятиюслабостей другого, роль медицинской сестры — к по-ниманию и состраданию. Человек, имеющий холериче-ский темперамент, испытывает трудности в общении счеловеком меланхолического склада. Личность, акцен-туированная по экзальтированному типу, не способнапонять личность с шизоидными чертами характера.

Репертуар действий выступает как барьер общенияпри его несовпадении с таковыми у других участников.В медицинском аспекте барьерными могут стать после-довательность подготовки больного к операции (пере-одевание в присутствии большого количества посторон-них, излишнее его обнажение), порядок проведения сани-тарной обработки в приемном покое, порядок выдачи пи-щи или проведения специальных обследований и многиедругие действия, если они лишены целесообразности и неучитывают личностные интересы больных.

Последовательность взаимодействий также можетстать причиной психологического напряжения, еслиона нарушается при общении. Наиболее простой вари-ант, когда человек, занимающий преимущественнуюролевую позицию (медицинская сестра) по отношениюк другому (больной), в ситуации диалога навязываетсобеседнику монолог, подчеркивая тем самым своепреимущество. Или второй пример: врач назначает но-вую процедуру, не информируя больного, сестра пыта-ется выполнить назначение, а больной отказываетсяили высказывает недовольство. Причина психологиче-ского напряжения в данной ситуации заключается втом, что была нарушена последовательность взаимо-действия между медперсоналом и больным, был ис-ключен этап информирования больного и полученияего согласия.

Барьер понятий и совместного владения знаниями.

В медицинской практике этот барьер является нередкой причиной напряжения и, как отмечалось, ятрогений.Заключается он в использовании при общении с паци-ентом медицинской терминологии, не знакомой по-следнему. К примеру, пациент спрашивает, какую про-цедуру ему будут производить завтра. Медицинская се-стра отвечает: "Спинномозговую пункцию". В понима-нии больного это означает, что ему будут "брать спин-ной мозг", что, конечно, вызывает напряжение, бес-сонницу, а назавтра — отказ от манипуляции, т.е. кон-фликт. Этот барьер может возникать при назначениилекарств, процедур без необходимого предварительногоубеждения в их целесообразности, при неправильномобъяснении характера заболевания.

Барьерами в общении, порождающими конфликты,могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, симптомы психических расстройств. Индивидуальной оценки и индивидуального подхода требуют в общении акцентуированные личности. Противодействие, возражение, излишний нажим способны вызвать угипертимной или эпилептоидиой личности вспышку гне-ва, агрессии, злобности. Истероидные личности, демон-стрируя внимание, заботу, готовность к сотрудничест-ву, в то же время склонны к интриге, провоцированиюконфликта. Они не прощают безразличия к ним, но и,почувствовав слабость другого человека, готовы быстроиспользовать ее для своей выгоды. Человек с тревож-ным личностным складом постоянно ждет неприятности,неоднократно переспрашивает и перепроверяет меди-цинский персонал, проявляет излишние опасения поповоду любого изменения лечения. Такие действия мо-гут восприниматься медицинской сестрой с раздраже-нием, нарастающей неприязнью (конфликт из-за роле-вого несовпадения). Параноические личности могут дос-тавить массу хлопот медицинским работникам, есликакие-либо их действия будут сочтены оскорбительны-ми или требования больного будут восприняты бездолжного (по их мнению) внимания. Люди такогосклада склонны "затаскать" медицинскую сестру, врачапо судам. Неопределенность позиции вышестоящих ад-министраторов всегда будет истолкована больными всвою пользу как аргумент их правоты. Только спокойное,корректное поведение и объяснение любых предприни-маемых по отношению к ним действий позволяют огра-ничить число возможных проявлений недовольства.

Медицинскому работнику необходимо знать основ-ные механизмы возникновения напряжения, конфлик-тов, вызывающих состояние фрустрации, повторениеили закрепление которой составляют основу психоэмо-ционального стресса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что такое конфликт?

2. Какие причины конфликтов могут иметь место в об-щении медицинских сестер и пациентов?

3. Какие основные принципы поведения медработника вситуации психологического напряжения?

 

4.3. Тема: Профилактика конфликтов

В условиях общения с больными, их родственника-ми медицинский работник в первую очередь должендумать об интересах своих пациентов, стремиться по-нять и по возможности помочь реализовать их цели,потребности, принять их роли, представления, создатьдля них возможность придерживаться стереотипа пове-дения. Безусловно, это должно находиться в рамках об-щепринятых социальных норм, устанавливаемых куль-турным гуманным обществом для системы медицин-ского обслуживания. Если интересы больного выходятза пределы общеустановленных норм (требование осо-бых благ, особого отношения, полного подчинения егокапризам, грубость и хамство), медицинскому персона-лу необходимо находить корректные, адекватные, так-тичные способы пресечения такого поведения или объ-яснения пациенту неправильности его поступков. Не-приемлемы для медицинского работника переход наупрощенные формы выяснения отношений (ругань,крики, грубость, рукоприкладство), обвинение больныхв своих профессиональных трудностях, игнорированиеих желаний, точки зрения, поспешность в общении.

За последние годы появилось много литературы, вкоторой рассматриваются проблемы межличностногообщения, пути и способы избежания конфликтов,формирования благоприятных отношений, "завоеваниядрузей". В настоящем разделе мы кратко опишем ре-комендации отдельных авторов, адресуя читателей, ин-тересующихся более глубоко настоящим вопросом, кпервоисточникам (см. перечень рекомендуемой литера-туры).

Д. Дэна первым условием в профилактике конфлик-тов считает необходимость избавиться от некоторыхложных рефлексов и иллюзий. К рефлексам, которыене приносят положительного конечного результата вмежличностном общении, он относит «бегство» и«нападение». В ситуации конфликта ни первый, нивторой рефлексы вопроса не разрешают. Уход от спора может оставить все на прежних местах, нападение, попытка психологически (или даже физически) уничто-жить соперника — перевести конфликт на более слож-ный уровень. Иллюзиями, затрудняющими решениеспоров, являются иллюзии «выигрыша — проигрыша»,«плохого человека», «камня преткновения». Первая за-ставляет нас думать, что потребности людей, находя-щихся в состоянии конфликта, несовместимы и воз-можен только проигрыш одного и выигрыш другого.Вторая побуждает нас переносить вину за неразрешен-ный конфликт на другого человека, приписывать емуобраз плохого (соответственно себе — хорошего). Тре-тья иллюзия подразумевает непримиримость нашихразногласий, невозможность соглашения.

Отказавшись от ложных рефлексов и иллюзий,можно делать следующий шаг к разрешению конфликта. Для этого необходимо выбрать время для беседы;подготовить условия и место (не должно быть внешнихпомех и спешки); обсудить проблему, придерживаясьоптимизма, доброжелательности и правила «мы противпроблемы», а не «я против тебя»; найти взаимоприем-лемое решение (заключить договор).

Различным аспектам общения людей посвящена се-рия книг Дейла Карнеги, переведенных на русскийязык и ставших в некоторой степени настольными.Из множества его рекомендаций мы выделим лишьнекоторые.

• Во избежание конфликтов нужно отказаться отупреков и язвительной критики как неуместных,бесполезных и опасных аргументов; критика по-добна почтовому голубю — она всегда возвраща-ется обратно.

• Каждый человек нуждается в искренней, от ду-ши, похвале, поэтому легче побудить его к како-му-то действию, если он чувствует уважение, ис-кренний интерес к своей личности.

• Важным качеством является умение выслушатьдругого человека, дать ему поговорить о себе;рассказав о своих проблемах, человек порой самначинает их осознавать по-новому.

• Любое общение украшает улыбка, она создает ат-мосферу сотрудничества; спор улыбающихся лю-дей не может перерасти в конфликт.

• Облегчает контакты знание имени человека, ккоторому мы обращаемся, собственное имя все-гда самое приятное для него слово и т.д.

 

С учетом последней приведенной выше рекомендации Карнеги следует подчеркнуть, что нередко напря-жение между медицинской сестрой, санитаром илидругим медицинским работником и больным возникаетиз-за обезличивания человека, обратившегося за по-мощью. Ему приписывается имя "больной". В отделе-ниях, поликлиниках мы слышим: "Больной, идите кврачу", "Больной, не вставайте с постели", "Больной,где ваши анализы" и т.д. Обращение к пациенту поимени или имени и отчеству укрепляет его чувство са-моуважения, подчеркивает ваше уважительное к немуотношение, является, на наш взгляд, одним из важ-нейших моментов в профилактике отрицательных ре-акций. В то же время обращение по имени, если такоеиспользуется, не должно иметь оттенка фамильярности.

Е. Мелибруда в книге "Я — Ты — Мы" (1986), описывая психологические закономерности общения, важ-ными в профилактике и разрешении конфликтов счи-тает следующие факторы:

• адекватность (реальность) отражения конфликта;

• открытость и эффективность общения конфлик-тующих сторон;

• создание климата взаимного доверия и сотрудни-чества;

• определение существа конфликта.

Моментами, затрудняющими адекватную (реальную)оценку конфликта, могут быть:

• "иллюзия собственного благородства" — излиш-няя уверенность в правильности и благородствесобственного убеждения, не разделяемого другойстороной;

• "поиск соломинки в глазу другого" — каждый изсобеседников видит недостатки и погрешностидругого, но не осознает своих собственных;

• "двойная этика" — оба участника совершают оди-наковые действия, но свои оценивают как правиль-ные, а действия соперника — как неправильные;

• "все ясно" — упрощение ситуации конфликта сцелью показать правильность своих действий идоказать неправоту соперника. Если искажениевосприятия в конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушкесобственной предвзятости, потому что начинаешьвидеть только враждебность партнера, не замечаяположительных сторон.

Открытое и эффективное общение конфликтующихсторон составляет одно из конструктивных, но трудновыполнимых условий в ситуации конфликта. Чащеодин из соперников пытается обидеть, унизить другого,занимая при этом оборонительную позицию, скрываялюбую информацию о себе. Порой это унижение осу-ществляется под прикрытием "хороших манер","благородных задач", "общественной пользы". В резуль-тате такого взаимодействия конструктивное разреше-ние вопроса невозможно. Конфликта могло бы и небыть, если бы конфликтующие могли сообщить другдругу, что они хотят сделать, чтобы разрешить кон-фликт; что они собираются сделать, если соперник по-ведет себя не так, как ожидается; каких реакций ониждут от другого; на что надеются, если будет достигну-то положительное решение.

Создание климата взаимного доверия, проявление не-обходимой открытости и стремление обеих сторон ксотрудничеству не только способствуют отысканию пу-тей разрешения конфликта, но и открывают новыеперспективы к общению, сближают партнеров.

Определение существа конфликта заключается в уме-нии выделить основную причину, породившую напря-жение, и разобраться, как оба участника спора понима-ют ее. Последнее положение автора, пожалуй, можнобыло бы вынести на первое место.

Важным в профилактике конфликтов является уме-ние помочь другому человеку. Помочь другому — зна-чит, делать для человека то, в чем он действительнонуждается.

Можно выделить два основных представления о по-мощи. Первое, широко распространенное на обыден-ном уровне представление об оказании помощи — да-вать другому человеку что-то, в чем он нуждается, итогда, когда он этого заслужил. Чаще это касается ма-териальной помощи нуждающимся. Здесь первостепен-ное значение имеет добрая воля помогающего. Но не-редко человек, получающий такую помощь, чувствуетсебя униженным, что может явиться причиной отказаот помощи. При таком варианте помощи возможно по-явление категории лиц, пытающихся постоянно стро-ить свою жизнь за счет тех, кто готов помочь. К пер-вому варианту помощи можно отнести и предложе-ние готовых советов по преодолению той или инойситуации.

Вторая модель оказания помощи основана на идее, чтопомогающий должен максимально активизировать внут-ренние ресурсы того, кому он помогает, чтобы тот самсправился со своими проблемами. Такие ресурсы могутбыть заложены в не реализованных ранее увлечениях, вовнимании со стороны близких людей, в новых жизненныхцелях, во всестороннем осознании реального положениявещей и т.д. В большинстве случаев человек должен сам"пережить" то, что составляет для него проблему, а нашаготовность выслушать его, просто быть рядом порой го-раздо более значима, чем такие советы, как "не пережи-вай", "успокойся", "не бери в голову" и тд.

Американский психолог Карл Роджерс условиями, облегчающими оказание психологической помощи,считает:

• искреннее и правдивое поведение по отношениюк другим;

• способность испытывать теплые чувства к челове-ку, которому оказываешь помощь;

• способность чувствовать себя независимым от то-го, кому помогаешь;

• умение абсолютно не претендовать на свободу инезависимость того, кому помогаешь;

• способность принимать другого человека таким,какой он есть;

• способность поддерживать с человеком отноше-ния, в которых не содержится элемента угрозы.

Человек обретает психическую стойкость тогда, когдаосознает причину своих переживаний и начинает пони-мать, что способен вынести еще более тяжелые исильные потрясения, если такие случатся, найти путиих устранения.

В этом кратком обзоре мы коснулись преимущест-венно психологических сторон профилактики кон-фликтов. Однако в лечебном учреждении как отрица-тельную, так и положительную роль может играть то,как организована работа каждого подразделения; какорганизованы питание и досуг больных; как комплек-туются палаты; каков интерьер отделения; как налаже-на связь с внешним миром; как выполняются назначе-ния; насколько доброжелателен психологический кли-мат в учреждении. Но человек остается на первом мес-те. Больной же человек, как отмечалось, независимо отего поведения всегда ищет поддержки, защиты, сопере-живания. Он более чувствителен, раним, скорее можетвспылить, обидеться, проявить эгоистические качества.В определенной степени происходит личностный рег-ресс к ранним, детским формам реагирования, чтодолжно учитываться в построении психологическойканвы общения с ним. И от медицинской сестры,фельдшера, врача зависит, найдет ли человек, обратив-шийся к ним, психологическую помощь или только по-лучит рецепт на лекарства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Как вы понимаете основные принципы профилактикиконфликтов?

2. Что такое "адекватность отражения конфликта"?

3. В чем заключаются психологические особенности от-ношений между людьми, оказывающими и получающими помощь?

 

 

4.4.Тема: Психология и психогигиена сексуальной жизни

Объективное исследование половых взаимоотноше-ний между мужчиной и женщиной осуществляется нау-кой, называемой сексологией (от франц. sexe, лат.sexus — пол). Сексология — это область научных иссле-дований и знаний о половой жизни человека в норме.Кроме этого, существует наука, называемая медицин-ской сексологией, или сексопатологией, которая являетсямеждисциплинарной областью знаний, изучающей кли-нические проявления нарушений сексуального здоровьячеловека, этиологию, патогенез, диагностику и лечениеразличных заболеваний сексуальной сферы.

 

Онтогенетические этапы психосексуального развития человека

Психосексуальное развитие человека включает не-сколько этапов. Каждый этап имеет свое значение дляполноценного развития психологической и сексуальнойсфер организма. Сексуальная дифференциация плодаосуществляется уже на 7—12-й, неделе внутриутробногоразвития. В это время начинают развиваться половыеразграничения структур мозга под влиянием поступаю-щих в его ткани мужских (андрогены) или женских (эс-трогены) половых гормонов. С этими глубинными ме-ханизмами дифференциации связаны инстинкты мате-ринства, половые признаки ритмов сна, предпочтениетех или иных пищевых продуктов и даже такие буду-щие женские качества, как игривость, театральность.Причинами нарушения половой дифференциации наэтой стадии могут быть маточно-плацентарная травма,гипоксия плода, различные отравления, тяжелая физи-ческая работа, стрессовые состояния беременных. На-рушение ранней половой дифф

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...