Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация самостоятельной работы студента




№ темы дисциплины Виды работ Контроль выполнения самостоятельной работы студента Оценка результата выполнения самостоятельной работы
Освоение теоретического материала
  1-6 изучение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельные положения и т.д. Индивидуальная работа с литературой; устный, письменный контроль; написание реферата Оценка в журнале преподавателя
Закрепление знаний теоретического материала
  1-6 Вопросы для самопроверки Ответы на контрольные вопросы Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения
  1-6 подготовка презентации, к групповой дискуссии, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т.д. Реализация знаний в профессиональной сфере и жизненных ситуациях Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
    1-6 подготовка и написание научных обзоров, статей, выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента др. Сформированность целостной личности, способной применить свои знания и навыки в семье и в профессиональной деятельности Оценка в журнале преподавателя

 

6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

 

Перечень вопросов к зачету:

1. Предмет психогенетики. Краткий исторический обзор исследований в области детерминации психики.

2. Человек как биологическая система. Принципы организации.

3. Генетический аппарат человека. Аномалии в определении пола.

4. Биологические особенности процесса размножения человека. Гаметогенез, оплодотворение.

5. Основные этапы эмбриогенеза человека.

6. Психологический признак как объект генетического исследования. Понятие «психофен», наследование устойчивых поведенческих паттернов.

7. Методы и результаты исследования в области генетики.

8.Простейшие математические методы для выделения генетической и средовой дисперсий, генетических и средовых корреляций.

9.Взаимодействие и взаимовлияние генов.

10. Концепция дестабилизирующего отбора. Роль генетической программы, среды и поведения в морфогенезе.

11. Психогенетические исследования личностных характеристик.

12. Психогенетические исследования когнитивных способностей. Наследование интеллекта.

13. Популяционная психогенетика. Теории этногенеза и психогенетика.

14. Психогенетика и онтогенез человека. Основные этапы развития психики в онтогенезе, их особенности и регуляция.

15. Основные прикладные аспекты психогенетики.

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Объект и предмет психогенетики.

2. Понимание терминов «психогенетика» и «генетика поведения» в работах отечественных и зарубежных ученых.

3. Проблема индивидуальности – ее изучение в дифференциальной психологии, психогенетике.

4. Исследование индивидуальных различий в психике людей.

5. Сравнительный анализ трех исследовательских парадигм в изучении этиологии индивидуальности.

6. В чем разница между ядерной и цитоплазматической наследственностью?

7. Что такое кариотип? В чем разница между кариотипами мужчины и женщины?

8. Что такое фенотип?

9. В чем разница двух типов наследования?

10. Что такое популяция и о чем говорит закон Харди-Вайнберга?

11. Какие факторы могут менять частоту генов в популяции?

12. В чем разница объектов исследования менделевской и количественной генетики?

13. Дайте определение нормы реакции и диапазона реакции.

14. Что такое взаимодействие и ковариация генотипа и среды?

15. Генотип в контексте: типы средовых влияний и генотип средовых эффектов: ГС-корреляция, ГС-взаимодействие.

16. Основная схема генеалогического метода, его возможности и ограничения.

17. Что такое генограмма?

18. Что такое сцепление и как оно обнаруживается в семейных исследованиях?

19. Метод приемных детей, его преимущества и ограничения.

20. Метод близнецов, его основания и ограничения.

21. Разновидности метода близнецов.

22. Основные результаты психогенетических исследований интеллекта и других когнитивных функций?

23. В чем трудности психогенетического изучения темперамента?

24. Чем интересно исследование движений и в изменчивости какого типа движений обнаруживается большее влияние наследственности?

25. Какие отделы нервной системы относятся к центральной и к вегетативной? Каковы их функции?

26. Как изменяется соотношение наследственных и средовых детерминант ЭЭГ в разных зонах мозга, разных ритмах ЭЭГ и их разных параметрах?

27. В чем состоит предмет психогенетики развития?

28. Какие методы используются в психогенетике?

29. Что такое индивидуальные траектории развития и какова роль генотипа в их детерминации?

30. Возрастные аспекты генетической психофизиологии.

31. Что понимается под дизонтогенезом?

32. Что такое аутизм, какова его этиология?

33. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности? Какова его частота и причины возникновения?

34. К чему, по-вашему, должны стремиться родители: создавать в семье единообразные для всех детей средовые условия или индивидуализированную среду для каждого ребенка?

35. В чем своеобразие психического развития детей-близнецов? Что такое феномен близнецовости и как он влияет на развитие?

 

6.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

- текущий контроль качества усвоения знаний состоит в контроле за овладением учебным материалом в процессе изучения каждой темы;

- рубежный контроль качества усвоения знаний состоит в итоговом контроле знаний по изучению каждой темы;

- промежуточный контроль качества усвоения знаний студентов заключается в оценке знаний студентов по базовым понятиям и проблемам курса, проведении экзамена по окончании семестра.

Критерии оценки итогового экзамена:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи курса;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

 

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
  Отлично (зачтено) а) по результатам экзамена: студентом полностью раскрыто содержание двух вопросов экзаменационного билета и даны правильные ответы на дополнительные вопросы; б) по результатам текущего контроля успеваемости: студентом получена положительная оценка в ходе тестирования по темам учебной дисциплины и присвоены «премиальные» баллы за общую активность при изучении курса, посещаемость, индивидуальное выступление на семинаре и т.д.
  Хорошо (зачтено) а). по результатам экзамена: студентом раскрыто содержание двух вопросов экзаменационного билета, но в ответах на дополнительные вопросы допущены неточности; б). по результатам текущего контроля успеваемости студентом получены дополнительные «премиальные» баллы за общую активность при изучении курса, посещаемость, индивидуальное выступление на семинаре и т.д.
  Удовлетворительно (зачтено) а). по результатам экзамена: студентом не полностью раскрыто содержание двух вопросов экзаменационного билета, либо не раскрыт один из вопросов, при этом в ответах на дополнительные вопросы допущены неточности; б). по результатам текущего контроля успеваемости студенту присвоены дополнительные «премиальные» баллы за общую активность при изучении курса, посещаемость, индивидуальное выступление на семинаре и т.д.
  Неудовлетворительно (незачтено) а). по результатам экзамена: студентом не раскрыто содержание двух вопросов экзаменационного билета; б). по результатам текущего контроля успеваемости: студентом не продемонстрировано знаний по темам учебной дисциплины. Дополнительные «премиальные» баллы за общую активность при изучении курса, посещаемость, индивидуальное выступление на семинаре и т.д. – не присваиваются.  

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература:

  1. И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко «Психогенетика» под ред.И.В.Равич-Щербо, И.И.Полетаевой. –М., 2008.
  2. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебник, 2 изд.исправ.и доп., гриф УМО. – М.,2009.
  3. С.Б.Малых, М.С.Егорова, Т.А.Мешкова. Психогенетика, в 2-х т., Изд.»Питер-М», 2008.
  4. А.Л.Свенцицкий. Социальная психология. Учебник. – ООО»Проспект», 2011.
  5. В.А.Снегирев. Психология //систематический курс чтений по психологии изд.1893 г.- Спб, 2008,-768 с.
  6. Г.Г.Филиппова. Психология материнства. Учебное пособие для вузов.- М., 2004.
  7. Нисский Григорий, святой. Об устроении человека. – СПб., 2000.
  8. Святитель Феофан Затворник. Православие и наука. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избр. психологические труды. М.: Педагогика, Т. 1., 1980.

2. Анохин А.П. Генетические основы нейрофизиологических особенностей человека // Успехи современной генетики /Под ред. Н. П. Дубинина. М.: Наука, 1987.

3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

4. Аузбах Ш. Наследственность. М.: Атомиздат, 1969.

5. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук / Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 143-145.

6. Беляев Д.К. Трут Л.Н. Конвергентный характер формообразования и концепция дестабилизирующего отбора. //Вавиловское наследие. Л.: Наука, 1989, С. 155-167.

7. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека //Человек в системе наук /Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 143-145.

8. Генетика и наследственность. Сб. статей: Пер. с франц., М.: Мир, 1987.

9. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1983.

10. Докинз Р. Эгоистический ген. М.: Мир, 1993.

11. Дубинин Н.И. Что такое человек. М.: Мысль, 1883.

12. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики //Вопросы психологии, № 5-6. 1992.

13. Ломов Б.Ф. Проблемы генетической психофизиологии человека /Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Наука, 1978.

14.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.

15.Медников Б.М. Современное состояние проблемы вида и видообразования // Вавиловское наследие. Л.: Наука, 1978. С. 133-145.

16. Марютина Т.М. Психологические факторы как регуляторы генотип-средовых соотношений //Психологический журнал, № 2, 1994.

17. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Смирнов А.А., Лурия А.Р., Небылицин В.Д. Естественные основы психологии. М.: Педагогика, 1978. С. 295-337.

18. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики //Психологическая диагностика /Под. ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1988.

19.Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека //Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.

20.Рычков Ю.Ф. История как фактор генетического развития народонаселения / Человек в системе наук /Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989, С. 169-171.

21.Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий //Под.ред. Л.В. Крушинского. Л.: Наука, 1981.

22.Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983.

23.Фогель Ф. Мотульски А. Генетика человека, М.: Мир, в 3-х томах., 1990.

 

б) дополнительная литература:

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? //Игрушка и антиигрушка. – М., 2006.

2. Бажан В. Книга для супругов и молодежи // О тайне пола. – М., 2006.

3. Вертьянов С.Ю. Общая биология. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

4. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998

5. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа //Общественные науки и современность. – М., 2001.

6. Иероним Блаженный. О сохранении девственности. – СПб., 1997.

7. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – М., 2003. -694 с.

8. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2007.

9. Мид М. Культура и мир детства. - М., Наука, 1989

10. Ничипоров Борис, прот. Введение в христианскую психологию. – М., 1994.

11. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х т. – СПб,2005.

12. Православный Женский Журнал «Славянка», №№2007-2008. –М., ООО Издательский дом «Славянка».

13. Проф.В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. –YMCA PRESS PARIS, 1934.

14. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // Материалы международной духовно-медицинской конференции. – Симферополь, 2005.-483 с.

15. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н., М., 1997

16. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. М., 1995,с.112-114

17. Филиппова Г.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, т.2, вып.3, - М.,1996

18. Целомудрие и телегония. Современная наука о проблеме генетических инверсий. – 2004.

19. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М., 1997.-480 с.

20. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики //Психологическая диагностика /Под. ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1988.

21. Штерн К. Генетика человека. Основы генетики человека. М., 1965.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

1. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

2. http:// dic.academic.ru – Словари и энциклопедии онлайн.

3. http:// dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

4.http:// www.rubricon.com/ - Рубрикон – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

5.Мешкова Т.А., Николаева Н.А. Психогенетика. Учебно- методический комплекс.- http://www.ido.edu.ru/psyhogenetic/index.html

 

 

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

- Учебники, учебные и учебно-методические пособия по дисциплине для подготовки к занятиям;

- Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);

- Наглядные и технические средства обучения (альбомы схем, плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, электронная интерактивная доска).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...