Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности восприятия

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Психология – наука о психике как особой форме жизнедеятельности.

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и выполняющая функции регуляции поведения

Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.

 

Общая психология изучает закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Социальная психология изучает: закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, психологические характеристики групп.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных процессов, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов.

В отличие от других наук, основной трудностью для психологии является определение ее предмета. Разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

- бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений.

- психоанализ или глубинная психология. акцентирует внимание на изучении глубинных слоев психики, бессознательных психических процессов и мотивации.

- когнитивная психология. - предметом изучения являются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов.

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ

Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия "личность", "индивидуальность", "индивид", "человек".

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личность субъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Познавательные процессы – это ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Сенсорно-перцептивные процессы - ощущение и восприятие.

Мнемические процессы - процессы памяти.

Интеллектуальные процессы - мышление и воображение.

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира, а также внутренних состояний человека, которые воздействуют в данный момент на соответствующие органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Виды и свойства ощущений

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.

Контактные ощущения возникают при непосредственном прикосновении к поверхности тела. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

2. По месту расположения рецепторов различают экстероцептивные,интероцептивные и проприоцептивные ощущения.

Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения).

Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

Проприоцептивные или двигательные ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемых при этом усилий. Без них невозможно нормально выполнять и координировать движения.

3. По модальности раздражителей ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

 

Общие свойства ощущений:

Качество

интенсивность

длительность

Основные закономерности ощущений

Способность человека иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период.

Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом.

Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя.

Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог.

Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения.

Интервал между нижним и верхним порогом ощущений образует диапазон чувствительности.

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Психофизиологические закономерности

Ощущений

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация (чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Общие закономерности восприятия

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем.

Константность ― относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия

Иллюзия ― это искаженное восприятие реально существующей действительности.

Предметность ― объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает.

 

Категориальность человеческого восприятия: воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.

Избирательность ― преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией. Различают личностную (устойчивую) и ситуативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности ― образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.).

 

Виды восприятия

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями.

Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.

По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.

Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении.

Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

· восприятие пространства, предметов и явлений окружающегомира;

· восприятие человека человеком;

· восприятие времени;

· восприятие движений.

 

ПАМЯТЬ

Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и индивидуальную (прижизненную).

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма и врожденные формы поведения (инстинкты).

Прижизненная память – это отражение прошлого опыта, полученного с момента рождения человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения в необходимый момент.

Виды индивидуальной памяти: различают мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память. Мгновенная память связана с удержанием образа раздражителя, воздействующего на наши органы чувств в течение 0,1–0,5 с без переработки. Если информация не превращается в другую форму хранения, то необратимо теряется.

Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную, которая обеспечивает удержание информации в сознании человека приблизительно двадцать секунд. Она ограничена по объему. Объем кратковременной памяти у человека индивидуален, колеблется в пределах 7 +- 2 единицы информации

Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее выводится в промежуточную, где хранится для использования в текущей деятельности.

Время удержания информации в промежуточной памяти исчисляется часами, а затем она вновь переводится в кратковременную память, где вторично оценивается, обобщается, а только затем частично переводится в долговременную память. Объем долговременной памяти практически неограничен, также неограничено и время хранения информации в ней.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что-либо запомнить или воспроизвести. Когда человек ставит перед собой цель усвоить или воспроизвести информацию, говорят о произвольной памяти.

Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Ведущую роль в жизни людей обычно выполняет зрительная и слуховая память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем.

Эмоциональная память запоминание, сохранение и воспроизведение определенных эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли.

Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, ее смысла, логики рассуждений, доказательств.

 

Процессы памяти

Запоминание процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком.

Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание – это непреднамеренное усвоение чего-либо, т. е. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приемов для запоминания.

Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации.

Сохранение это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение это процесс восстановления информации, извлечения ее из памяти.

Воспроизведение может быть непроизвольным, опирающимся на неосознанные установки, ассоциации, и произвольным. Произвольное, целенаправленное воспроизведение – это сознательный процесс вспоминания или припоминания информации.

Узнавание – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятие.

Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или "подсказки".

Припоминани е – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания ее.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

 

Со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается. Это явление называют реминистенцией.,

Забывание может быть связано с возрастными особенностями человека. Этот феномен называется " законом Рибо ", или законом обратного хода памяти.

 

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

 

Мыслительные операции:

Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части.

Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности.

Классификация – это объединениепредметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков.

Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны.

Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.

 

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие.

Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные – вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

 

Виды мышления

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. К практическому мышлению можно отнести наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности. Это генетически наиболее ранняя стадия развития мышления и с нее начинается развитие остальных видов мышления.

Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

К теоретическому мышлению относят словесно -логическое или абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения. Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.

А налитическое логическое мышление в значительной степени осознанно, развернуто во времени и имеет четко выраженные.

Интуитивное мышление начинается, как правило,

1. с осмысления ситуации и желания решить задачу.

2. процесс решения задачи

3. озарение, понимание сути задачи и осознание результатов ее решения.

4. этап проверки заключается в развернутой разработке проблемы и проверки ее результатов с помощью логических рассуждений.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума: самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Основными свойствами речи являются содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность определяется количеством информации, ее значимостью и соответствием действительности.

Понятность речи определяется тем, насколько замысел и речь говорящего осознается слушающими.

Выразительность – эмоциональная насыщенность речи. Она обеспечивается использованием фонетических, логических средств языка, правильным акцентированием, интонированием.

Воздейственность речи – влияние на мысли, чувства, поведение слушающих. Она обеспечивается в, первую очередь, интонированием и акцентированием.

 

Речь и язык выполняют три основных функции: сигнификативную, обобщающую и коммуникативную.

Сигнификативная (обозначающая). Слово как знак всегда имеет определенное значение и соотносится с обозначаемыми предметами и явлениями действительности. Знаки бывают вербальные и невербальные.

Объединение словом множества предметов, имеющих сходные существенные признаки, является обобщающей функцией языка и речи.

Познавательная функция т. е. организация познавательной деятельности и интеллектуального поведения, планирование интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная функция языка и речи: организация, планирование и контроль основных видов совместной деятельности людей (игровой, учебной, трудовой); передача-прием, обмен, уточнение информации; подчинение сознания и поведения слушающего замыслу говорящего; передача чувств, состояний; поддержание контакта, формирование и развитие межличностных отношений.

 

 

Виды речи

1. Различают: внешнюю и внутреннюю речь.

Внутренняя речь отличается от внешней, во-первых, тем, что она не озвучена; во-вторых, характерна фрагментарность, отрывистость, в-третьих, в ней опускаются второстепенные члены предложения и подлежащие, иногда остаются одни глаголы.

Внешняя речь – озвученная речь, обращенная к собеседнику или самому себе.

Внешняя речь подразделяется на

устную и письменную,

монологическую и диалогическую,

ситуативную и контекстную.

Устная речь – звуковая речь, воспринимаемая на слух. Она может быть разговорной речью, речью-беседой, авторским выступлением, докладом, лекцией.

Письменная речь обращена к отсутствующему или известному читателю, она более развернутая, точная.

Монологическая речь – длительное, последовательное изложение мысли одним собеседником.

Диалогическая речь – это общение двух или более собеседников, которые являются равноправными партнерами.

Ситуативная – это речь, сопровождаемая восприятием ситуации, о которой говорится.

Контекстная речь – речь, смысловое содержание которой становится понятным из самого текста высказывания без сопровождения ситуаций.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа предметов или идеи.

В образах воображения всегда есть определенный отрыв от реальной действительности, но в них сохраняется связь с реальностью. Без чувственного опыта, без образов восприятия или представления создание новых образов невозможно. Образы воображения создаются посредством различных интеллектуальных операций, но основными из них являются анализ и синтез. В процессе анализа происходит разложение чувственных образов на составные части, элементы. В процессе синтеза происходитновоесочетание различных элементов, осуществляется соединение частей чувственных образов в единое целое.

Основными формами конструирования новых образов являются:

· гиперболизация – преувеличение (или преуменьшение) предмета, изменение количества его частей (например, мальчик с пальчик, великан, дракон с семью головами);

· заострение – подчеркивание каких-либо черт, признаков образа (карикатура, дружеский шарж);

· агглютинация – "склеивание" различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей реальных образов (русалка, избушка на курьих ножках и т. д.);

· схематизация – образы представлений или восприятий, из которых конструируется образ воображения, сливаются, сглаживаются различия, а элементы сходства усиливаются;

· типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, и воплощение их в конкретном образе.

 

Выделяют несколько видов воображения, среди которых основными являются пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы, намечает программы поведения, которые не воплощаются в жизнь и не могут реализоваться.

Пассивное воображение бывает произвольным, преднамеренно вызванным (например, грезы о чем-то приятном, заманчивом) и непреднамеренным, возникающим при ослаблении деятельности сознания, при временном бездействии человека, во сне (сновидения) или при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д.

Активное воображение всегда направлено на решение какой-либо задачи, т. е. побуждается ею, реализуется и контролируется.

К активному воображению относятся такие виды, как воссоздающее, творческое и антиципирующее.

Воссоздающее воображение – это конструирование образов в соответствии с информацией, воспринятой из вне - словесных описаний, схем, условных изображений.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать события, создавать образы результатов своих действий еще до их осуществления.

Особым видом воображения является мечта. Мечта – это создание образов желаемого будущего.

 

 

ВНИМАНИЕ

Внимание– это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание делится на: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное).

Непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия.

Произвольное внимание мотивировано, организуется и удерживается на объекте сознательно, с заранее поставленной целью, с помощью волевого усилия. Произвольное внимание требует значительных энергозатрат.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Послепроизвольное внимание – это то непроизвольное внимание, которое "рождается" из ранее организованного произвольного внимания. Это самый продуктивный вид внимания.

 

В зависимости от направленности внимание делится на виды: внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено субъектом на внешние объекты, а внутреннее внимание - на внутренние, т. е. происходящие внутри самого субъекта процессы и прежде всего психические.

 

Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, важнейшими из которых являются сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключаемость, объем, отвлекаемость, распределяемость.

Показателем сосредоточенности, или концентрации, внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности.

Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность.

Устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте.

При устойчивом внимании может кратковременно, непроизвольно и периодически изменяться его направленность. Это явление называется колебанием внимания.

Переключаемость – преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой или с одних его элементов на другие.

Одним из важных свойств внимания является его объем.

Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости.

Распределяемость внимания проявляется в способности направлять его на несколько объектов или видов работ одновременно.

 

.

ЭМОЦИИ

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности.

Эмоции отличаются следующими особенностями:

- субъективным характером. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер.

- крайним многообразием качественных особенностей. Это многообразие часто обнаруживается в "разноцветной гамме оттенков" переживаний человеком одной и той же эмоции.

- пластичностью. Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.

- динамичностью. Эмоции могут быстро сменять друг друга.

- связью с внутриорганическими процессами.

- связью с непосредственным переживанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...