Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Обобщение и систематизация

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

II. Актуализация опорных знаний.

- На прошлом уроке мы с вами разбирали тему «Нравственные ценности». Ребята, кто может дать определение, что же такое «Нравственность»?

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. (ответы уч-ся).

- Как звучит золотое правило нравственности?

Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе. (ответы уч-ся)

- Назовите одним словом: совокупность норм поведения. (Этика) (ответы уч-ся)

- С какими понятиями этики вы уже знакомы? (Добро и зло)

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке в центре внимания будет понятие, выражающие самую суть морали. Что же это за понятие вы узнаете из прочитанного мной рассказа:

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».

- Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?

- Как вы думаете, что произошло дальше?

«Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»

- Какие чувства испытывает этот мужчина?

- Как вы думаете, что сделает герой рассказа?

«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

- Ребята, о каких осколках говорил слепой?

- Что «сидело» внутри мужчины?

Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть

Именно благодаря голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

- Какая главная идея этого текста?

Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок?

Сообщение темы и целей урока

(Запись темы в тетради)

Планирование и постановка задач урока

- Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.

 

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

- Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?

Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (для этого нужно знать определение слова "совесть").

- Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.

Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.

- Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.

- Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.

Работа в парах

Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка.

- Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?

- Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали.

- Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?

: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.

Какое значение в жизни человека играет совесть?

В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?

Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,

Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,

3 - «чистая совесть»,

4 – «совесть заговорила»,

5 – «муки совести»,

6 – «договориться со своей совестью».

Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?

1. Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)

2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)

3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)

4. Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)

5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)

6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)

7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)

8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)

9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)

10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)

11. Совесть — это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)

12. Совесть — верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)

Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.

Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.

Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

V. Обобщение и систематизация

- Ребята, какого человека называют совестливым?
Совестными называют людей, которые поступают по совести
Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

VI. Итог урока

Ребята, давайте снова вернёмся к карточкам, с которых мы начали урок. Посмотрите в последний столбик и отметьте галочкой те пункты, которые вы узнали на уроке, и «?» знаком, если для вас что-то осталось непонятным.

VII. Домашние задание

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...