Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленные роботы на погрузочно-разгрузочных работах




Несколько типов роботов для загрузки и разгруз­ки подвесных грузонесущих конвейеров разработаны ВНИИПТмашем. К их числу относится модель МАК-1 грузоподъемностью 50 кг (рис. 5)— робот первого поко­ления подвесного типа с жесткой -программой выполнения рабочих движений. Он состоит из тележки 2, колонки 3, механической руки 4 с грузозахватным устройством 1. Робот совершает четыре рабочих движения: подъем, поворот, выдвижение руки и перемещение параллельно движению подвесного конвейера с той же скоростью. Разгружая под­весной конвейер 6", манипулятор подает грузы на конвейер 5 и напольные транспортные средства, укладывает их в контейнеры, па поддоны, размещает в заданном порядке в штабеле. При обслуживании роботом грузонесущих кон­вейеров" достаточно трех и лишь в отдельных случаях, на­пример для укладки (взятия) грузов в ящичную тару, че­тырех независимых перемещений. Для переориентации гру­зов в процессе перегрузки нужны дополнительные враща­тельные движения самого рабочего органа — схвата.

Линейные перемещения робота следующие: вдоль под­весного конвейера 6 по оси у синхронно с конвейером во время погрузочно-разгрузочной операции; от точек раз­грузки-загрузки на конвейере к напольному транспорту, поддону, таре и др. при обслуживании нескольких погру­зочных точек, расположенных вдоль грузонесущего кон­вейера; перемещение схвата перпендикулярно грузонесущему конвейеру по оси х — для ввода в зону грузовых под­весок конвейера 6 и выдачи груза из зоны; обслуживание загрузочных позиций технологического оборудования, кон­вейеров, поддонов и др.; вертикальное движение по оси z для опускания схвата на груз; обслуживание нескольких гру­зовых мест на подвеске конвейера, расположенных верти­кально; опускание груза на поддон, в тару и др. Наиболь­шие перемещения схвата по оси х— 500 мм, по осп у — 6000 мм (вдоль подвесного конвейера), по оси z — 800 мм; скорость линейных перемещений 0,3 м/с, частота поворота руки 7,5 об/мин. точность позиционирования ±3 мм, мощ­ность электродвигателя 3 кВт.

 

 

Рис. 5 Технологическая схема робота МАК-1

ВНИИПТмашем также сконструирован манипулятор для обслуживания грузонесущих подвесок конвейеров грузоподъемностью 150 кг (модель ШБМ-15), оснащенный сменными вакуумными и электромагнитными захватами. Для погрузочно-разгрузочных и складских работ научно-производственным объединением «Комплекс» созданы авто­матические манипуляторы КШ-63 грузоподъемностью 63 кг и КШ-160М-1 грузоподъемностью 125 кг. Они обслужива­ют зону высотой до 1,6 м и радиусом до 3 м, имеют четыре степени свободы движений и автоматическую систему урав­новешивания груза. Последняя нужна при работе на раз­личных вылетах стрелы. Манипуляторы КШ-63 и КШ-160М-1 оснащены устройством корреляционного зрения, позволя­ющим анализировать визуальную информацию (линейные размеры и ориентация) о транспортируемых на конвейере грузах.

Промышленные роботы получают распространение и для пакетирования грузов на поддонах. Технологию пакетиро­вания можно проследить на примере робота модели Кавасаки-Юнимейт 3030 (Япония) грузоподъемностью 30 кг. Робот с четырьмя степенями свободы движений функциони­рует в прямоугольной системе координат. Устройство управления располагает стандартными дисками для записи программы, на которых может быть записано до 510 опера­ций. Основные технические характеристики робота: скоро­сти движения вдоль осей координат Ох — 0,9 м/с, Оу — 0,45 м/с, Ог — 0,9 м/с; максимальная зона обслужива­ния 3000 х 2000 X 1200 мм, максимальный угол поворота

Рис. 6 Схема пакетирования грузов роботом: а – траектория движения захватом; б – матричная схема укладки грузов


180°, частота вращения 0,25 об/мин. Особенность данного робота — возможность функционирования в двух режимах: основном и самообучения. При функционировании в основ­ном режиме реализуются два варианта работы — нормаль­ный и укладка груза на поддон. При нормальном варианте рука вместе с кистью перемещается в зоне подачи груза от одной точки к другой. Вторую точку выбирает человек. Координаты ее записывают в памяти. При укладке на под­дон в зависимости от параметров пакетируемых грузов счет­но-решающее устройство робота вычисляет начальное, а затем—последующие положения.

 

Рассмотрим схему движения робота при реализации ре­жима обучения (рис. 6). Груз, укладываемый на поддон, ориентирован на определенной позиции 1, в точке М. Его транспортируют на поддон по маршруту М - Р - А - В-С. Движение руки по ломаной Р-М-Р записывается в памя­ти как основная программа. При загрузке поддона для каж­дой единицы груза робот запоминает четыре элементарные операции, соответствующие позициями, В, С и А. Коорди­ната hx точки В зависит от параметров груза, в частности от его массы. В этой точке, чтобы обеспечить высокую точность позиционирования, уменьшается скорость опускания гру­за. При самообучении реализуются три варианта работы. В первом схват робота при перемещении к точке А фикси­руется на высотах ht и h„ нажатием клавиши на пульте уп­равления; в памяти записывается программа перемещения по пути А-В-С-А. Во втором варианте рука и схват робота не перемещаются, а записываются координаты точки С, а также информация о положении груза в точках А и В на высоте /г, и)и. Третий вариант реализуется при матричной, перекрестной, схеме укладки грузов на поддоне. После фик­сирования груза в точках А и В при дальнейшем перемеще­нии к точке С устанавливается определенный шаг Л.с и Ду размещения грузов на поддоне, который определяет точ­ность позиционирования (рис. 6, б). Максимально возмож­ная запись информации о позициях груза на поддоне — 16 числовых рядов в направлениях Ох и Оу. После обу­чения и накопления в памяти достаточного числа операций включается исполнительный режим работы. Предваритель­но устанавливают величину вертикального шага Az при па­кетировании грузов в несколько ярусов и определяют новые координаты точек В и С — получается программа формиро­вания пакета на поддоне.

Технологию использования робота и схему рабочих дви­жений его исполнительных механизмов описывает цикло­грамма — график рабочего цикла. Анализом зависимостей и (/) исполнительных механизмов для типичных ситуаций (рис. 7) определяют периоды разгона t, торможения (т и установившегося движения t соответствующие им участ­ки путей и общую длину рейса. Оба графика на рис. 7 по­строены для идеального случая, абсолютно жесткой системы, когда в конце движения на участке механизм работает на постоянной установочной скорости. Рассчитав продолжи­тельность элементов цикла /,-, определяют возможность сов­мещения отдельных движений (подъем схвата и поворот руки, движение схвата по горизонтали и поворот и др.) для сокращения продолжительности рабочего цикла; ус­танавливают интервалы совместной работы исполнительных механизмов. На заключительном этапе строят совмещенные циклограмму движений и зависимости v (t) и w(t) (w — частота вращения) (рис. 8) и находят продолжительность рабочего цикла и производительность робота.

Технологическая схема пакетирования грузов (цикло­грамма соответствует ей), когда робот снимает упаковки с конвейера и укладывает их на поддон (в данной ситуации он обслуживает объемно-цилиндрическую зо­ну и поэтому его кинематическая структура соответству­ет варианту на рис. 1, в), изображена на рис. 9.

Рис. 7 Зависимости v (t): а – для переходных процессов (разгона и торможения); б – на интервале с установившимся движением

Рис. 8 Циклограмма движений робота

Учитывая технологию погрузочно-разгрузочных и складских операций, характеристики грузов и транспорт­ных средств, в ближайшей перспективе необходимо ориен­тироваться на три класса роботов, отличающихся грузоподъ­емностью: 60—100 кг, 800—1000, до 5000 кг и более. Сфера действия роботов первого типа: укладка и разборка пакетов, грузовые, операции с пакетированными грузами, передача их с конвейера на конвейер. ПР второго типа предназначе­ны для переработки тарно-штучных грузов, сформирован­ных в стандартные пакеты. Сфера применения манипуляционного робота данного типоразмера будет наиболее об­ширна на погрузочно-разгрузочных и складских операциях. Манипуляторы грузоподъемностью 5000 кг и более предна­значают для работы с пакетами, кассетами и специаль­ными контейнерами, в которых перевозят лесоматериалы,, металлы, тяжеловесные грузы. Монтировать их можно на кранах, кранах-штабелерах и стеллажных штабелерах.

Аргументируем параметры и основные технико-эксплуа­тационные требования к погрузочно-разгрузочным роботам1 (табл. 1). Промышленные роботы класса А выполняют функ­ции пакеторазборочных и пакетоформирующих автоматов. Их размещают соответственно на входе транспортных сис­тем,

 
 

передающих грузы в производство, и на выходе производственных конвейеров. Роботы класса Б предназначены для погрузочно-разгрузочных операций с пакетированными грузами. Их также включают в поточно-транспортные сис­темы, располагая на головных и выходных участках. Робо­тами-манипуляторами класса В оснащают мостовые и козло­вые краны, стеллажные штабелеры. Принимая во внима­ние специфику погрузочно-разгрузочных операций в ваго­нах и на автомобилях, эксплуатационные и экономические факторы, целесообразно оснащать автоматическими манипу­ляторами с сенсорными элементами малогабаритные авто - и электропогрузчики.

 

 

Рис. 9 Технологическая схема (а) и график рабочего цикла (б) робота

 

Таблица 1

 

По принципу действия, функциональным возможностям к роботам приближаются автоматические авто- и электро­погрузчики. Например, электропогрузчики с автоматичес­кой стабилизацией курса, выпускаемые фирмой Komatsu Forklift (Япония), предназначены для обслуживания стел­лажных складов, оснащены бортовым микропроцессором, управляющим исполнительными механизмами. Команды от центральной ЭВМ передаются по индуктивным каналам свя­зи. Для контроля занятости пути и свободности ячеек стел­лажей электропогрузчики располагают ультразвуковыми датчиками, которые функционируют в комплексе с борто­выми микропроцессорами. При длительной занятости мар­шрута движения или ячейки стеллажа датчик положения посылает сигнал в центральную ЭВМ, которая выбирает другую свободную ячейку или маршрут движения. Чтобы работать с неориентированными или недостаточно ориенти­рованными на своих позициях грузами, кинематика робота должна обеспечить четыре степени свободы движений руки и две — кисти руки. У роботов, в основном работающих в стационарном режиме, перемещение носит установочный ха­рактер, от одной рабочей позиции к другой, и не программи­руется системой управления. Для точного позиционирова­ния руки и схвата относительно груза (точность позицио­нирования ±2—3 мм) набор сенсорных устройств, помимо тех, которые контролируют пройденный путь или угол по­ворота, включает датчики, определяющие положение, фор­му груза, расстояние схвата от него. Для выбора оптималь­ной траектории движения руки и схвата, совмещения рабо­чих движений робот оснащают оптимизатором. Микропро­цессоры—основные технические средства для построения таких оптимизационных схем.

Системы управления манипуляторами должны быть спо­собны к самообучению. Это необходимо для работы с неори­ентированными грузовыми единицами. Таким образом, по функциональным возможностям погрузочно-разгрузочные роботы относятся к роботам второго поколения. Вместе с тем на первом этапе применения роботехнических систем на погрузочно-разгрузочных и складских операциях при стро­гой ориентации грузов относительно позиции робота и стан­дартных размерах грузовых единиц могут быть эффективны относительно простые цикловые системы автоматического управления с фиксированной последовательностью выпол­нения операций.

Зона действия роботов класса А (высота подъема схвата, радиус сферы обслуживания, угол поворота) обусловлива­ется способом формирования (и расформирования) паке­тов груза, размерами поддона, расстоянием вертикальной оси поворота руки от точек взятия и укладки грузов, допус­тимой высотой пакета. Скоростные характеристики опреде­ляются предельно допустимыми динамическими усилиями, возникающими при переходных процессах, эксплуатаци­онно-экономическими соображениями: стоимостью, произ­водительностью и конкурентоспособностью по отношению к пакетоформирующим машинам. Продолжительность рабо­чего цикла не более 8 с обеспечивает сопоставимую с паке­тоформирующей машиной производительность 400—450 упа­ковок/ч.

Параметры зоны действия роботов класса Б устанавли­вают, учитывая транспортные средства и двухъярусное раз­мещение пакетов в них. При вылете руки 1500—1800 мм они обслуживают вагон или автомобиль по всей ширине кузова. Выбирая скоростные параметры, следует руководствоваться теми же соображениями, что и для класса А. В существующих отечественных и зарубежных конструкциях моделей, сход­ных по грузоподъемности и назначению, скоростные харак­теристики близки к тем, что приведены в табл. 1. Реализа­ция их позволяет перерабатывать до 100—120 пакетов/ч, или в среднем 40—50 т/ч. Собственная масса робота установ­лена обобщением статистических данных существующих и запроектированных роботов аналогичной грузоподъемно­сти. Характеристики и параметры манипуляторов, установ­ленных на стеллажных и мостовых кранах-штабелерах, при­ведены в литературе. Заметим, что в границах каждого клас­са может быть несколько типоразмеров и моделей роботов, отличающихся некоторыми параметрами, грузоподъемно­стью, сферой обслуживания, скоростными характеристика­ми, конструктивными решениями и областью применения.

Мы располагаем далеко не полной информацией об эко­номической эффективности роботов на погрузочно-разгру­зочных и складских операциях. Специалисты считают, что в среднем один робот заменяет труд 3—4 рабочих. По дан­ным советских специалистов, стоимость роботов первого по­коления в зависимости от грузоподъемности и функциональ­ных возможностей колеблется от 15 тыс. до 60 тыс. руб. Микропроцессорная техника и блочно-модульная структура позволяет существенно уменьшить стоимость, в которой 25—50% (а иногда и более) составляют затраты на систему управления. Полная стоимость промышленного робота сла­гается из затрат на конструкцию и механизмы, систему уп­равления и вспомогательное оборудование: ориентирован­ные накопители, конвейеры. По данным Экспериментально­го научно-исследовательского института станков, расчет­ный срок окупаемости робота при использовании в две сме­ны для обслуживания промышленных агрегатов изменяется от 4 до 15 лет. Интересно рассчитать предельную стоимость промышленного робота, К0, при которой экономически це­лесообразно его применять, если задан нормативный срок окупаемости t0. Так как расчетный срок окупаемости дол­жен быть равен нормативному или меньше его, то

(1)

где ∆с — экономия эксплуатационных затрат. По сравнению с погрузочно-разгрузочной машиной аналогичного назна­чения

 
 

.

(2)

где f — заработная плата рабочих, выполнявших грузовые опе­рации до применения робота, за год;

qр — часовая производительность робота, т/ч;

q — часовая производительность труда рабочего до приме­нения робота, т/ч;

а0 — стоимостный коэффициент, учитывающий расходы на заработную плату операторам робота и силовую энергию;

α — коэффициент, учитывающий затраты на амортизацию и ремонт робота.

Первое слагаемое выражения (2) — экономия затрат на заработную плату, второе — дополнительные расходы на заработную плату операторам и силовую энергию, третье — годовые отчисления на амортизацию и ремонт промышлен­ного робота. После подстановки выражения (2) в (1) и преобразований получим

Результаты технико-экономических расчетов эффектив­ности робота класса А следующие. Исходные данные: го­довые отчисления на амортизацию и ремонт 15%, произво­дительность труда рабочего при пакетировании груза вруч­ную 20 т/смена. Предельная стоимость робота, при которой его применение экономически целесообразно: при произво­дительности 6—8 т/ч и нормативном сроке окупаемости 5 лет 15—20 тыс. руб., а при производительности 15 т/ч 35 тыс. руб. Таким образом, промышленные роботы для па­кетирования и расформирования пакетов могут конкуриро­вать с пакетоформирующими и пакеторазборочными маши­нами, эксплуатационная производительность которых обыч­но в среднем равна 20—25 т/ч, а стоимость — 15—20 тыс. руб.

 

 

ВОПРОСЫ к лабораторной работе № 2

1. Классификация роботов.

2. Кинематические схемы робота.

3. Системы управления роботами.

4. Схемы управления транспортным роботом.

5. Использование роботов на погрузочно-разгрузочных работах.

6. Технологическая схема и график рабочего цикла робота.

7. Эффективность работы робота.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...