Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сформулировать тему курсового исследования по психологии управления.




Исследование межличностных отношений в группе.
Исследование социально-психологического климата в коллективе.
Исследование мотивации коллектива.
Исследование управленческих способностей менеджера.
Исследование конфликтогенов в коллективе. Способы снижения уровня конфликтности.
Мотивация и удовлетворенность трудом.
Исследование адаптированности личности к условиям труда.
Исследование "психологической совместимости "членов коллектива.

Подобрать и описать пример безупречного эксперимента.

Понятие “идеальный эксперимент” ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Пример идеального (неосуществимого) эксперимента. В идеальном (неосуществимом) эксперименте ткачиха должна была бы работать с наушниками и без них в одно и то же время! Джек Моцарт одновременно заучивал бы одну и ту же пьесу целостным и частичным методами. В обоих этих случаях разница в значениях зависимой переменной была бы обусловлена только независимой переменной, различием ее условий. Иначе говоря, все побочные обстоятельства, все другие потенциальные переменные оставались бы на одном и том же неизменном уровне (Роберт Готтсданкер «Основы планирования экспериментов»).

Описать случаи, когда результаты эксперимента могут быть искаженными и вместо фактов будут получены артефакты.

Ответ.

1. В том случае, когда испытуемый понимает критерии для принятия-решения.

2. В случае, когда испытуемый понимает цели эксперимента: гордость, тщеславие, любопытство и т. п.

3. В случае внушения и самовнушения (эффект «плацебо»).

4. Когда испытуемый ведет себя так, как ожидает от него экспериментатор (эффект Хоторна).

5. В случае присутствия внешних наблюдателей, особенно компетентных, значимых для испытуемого (эффект аудитории).

6. В случае первого впечатления от экспериментальных заданий и др.

 

Когда в ходе эксперимента испытуемые совершают ошибки, испытывают растерянность, не решают задание в отведенный срок и так далее. Каким должно быть поведение экспериментатора в такой ситуации?

Решение. При возникновении отрицательных эмоциональных переживаний у испытуемых дать возможность им освободиться от них. Вербализуя свои ощущения, испытуемые освобождаются от отрицательных эмоций. На их свободные высказывания экспериментатор не отвечает ни критикой, ни оправданием.

В заключение надо поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.

 

Выбрать положения, в которых содержатся: А) общие требования эксперименталь-ных и неэкспериментальных методов; Б) требования, характерные только для естественного эксперимента; В) требования, характерные только для экспериментальных методов.

- Исследователь не вмешивается в течение психических процессов (А).

- Исследователь сам создаёт условия для возникновения интересующих его психических явлений (В).

- Добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких, как мнение, оценки и пр.) (А).

- Изучается психика по её объективным проявлениям (А).

- Изучается психика человека в процессе его обычной (настоящей) деятельности (Б).

- Изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление (В).

11. Спланировать исследование для каждого из конструктов, в котором он выступал бы в роли: а) зависимой переменной, б) независимой переменной. Один и тот же конструкт может выступать в роли и независимой и зависимой переменной, что определяется способом его использования. Возьмём в качестве примера следующие конструкты: тревожность, уровень активности.

Ответ:

1. Тревожность – Независимая переменная

2. Уровень активности – Зависимая переменная

Цель исследования – определить уровень активности детей (познавательной активности) детей при различных уровнях тревожности в ситуации обучения. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах детей с тем или иным уровнями тревожности мы определяли процент детей с низким, средним и высоким уровнем активности. Так, например, в 3в классе процент учащихся с низким уровнем тревожности составил 32 %. Данный процент представили 8 учащихся. Эти 8 человек выступают как 100% для группы детей с низким уровнем тревожности. Среди данных детей мы определяем процент детей с высоким, средним и низким уровнем активности (другой вариант - отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих – влияние уровня тревожности на успеваемость). Так, в рассматриваемом примере, из 8 человек 2 с высоким уровнем активности, 1 со средним, 5 с низким. Таким образом, мы определяли зависимость активности от уровня тревожности детей.

Вывод:

1. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и активностью детей младшего школьного возраста.

2. Выявлен факт взаимосвязи высокого и низкого уровней тревожности с уровнем активности детей. Этот результат подтверждает наше предположение о негативном влиянии на активность (познавательную) высокого и низкого уровней тревожности.

1. Тревожность – Зависимая переменная

2. Уровень активности – Независимая переменная

Цель исследования – определить уровень ситуативной и личностной тревожности детей при различных уровнях активности в ситуации обучения.

 

12. Определить название экспериментального эффекта по предложенному описанию: как показали опросы, проведённые промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы. Предложить способы минимизации влияния данного эффекта на экспериментальные результаты.

Ответ:

Эффект Хоторна.

Способы минимизации влияния данного эффекта на экспериментальные результаты: метод скрытого эксперимента (эксперимент включается в реальную жизнь испытуемых – на производстве, во время обучения); метод обмана (см. практический вопрос № 2 – пример социально-психологического эксперимента иллюстрирует данный метод – настоящие цели эксперимента испытуемым не сообщаются, а сообщается только ложная цель).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...