Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие правила проведения инвентаризации, документальное оформление результатов

Виды хозяйственного учета

Решение стоящих перед современным учетом задач обеспечивают три вида хозяйственного учета: оперативный, статистический и бухгалтерский (рис. 1.2). Каждый из них выполняет свои задачи и имеет свою сферу применения, но они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Оперативный учет используется для повседневного, текущего руководства и управления предприятием и дает информацию об отдельных фактах хозяйственной деятельности. К оперативному учету относятся, например, учет рабочего времени, отгрузки продукции и т.п. Такие данные могут быть получены из первичных документов, графиков, по телефону, телефаксу или в устной беседе. Оперативный учет не постоянен во времени, так как надобность в нем возникает по мере необходимости.

Сферой применения статистического учета может быть отдельное предприятие, отрасль хозяйства и вся экономика в целом. Статистический учет, или статистика, изучает явления, которые носят массовый характер в области экономики, науки, культуры, образования и т.д. Этот учет широко использует выборочные методы наблюдения и регистрации. Сведения, полученные в результате статистических исследований, помогают анализировать различные процессы и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Виды хозяйственного учета

Бухгалтерский учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и в отличие от других видов учета:

  • строго документален — основанием для любой бухгалтерской записи должен служить специально оформленный документ;
  • является сплошным и непрерывным во времени, так как при ведении бухгалтерского учета необходимо фиксировать все без исключения факты хозяйственной деятельности;
  • отражает все объекты и хозяйственные операции помимо натуральных и трудовых измерителей в единой денежной оценке;
  • ведется на любом предприятии, осуществляющем хозяйственную деятельность, т.е. он ограничен рамками отдельного предприятия;
  • осуществляется специальной службой предприятия — бухгалтерией;
  • строго регламентирован законодательными и нормативными документами.

Таким образом, бухгалтерский учет осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в едином денежном измерителе.

 

3. Требования предъявляемые к хозяйственному учету.

К хозяйственному учету предъявляются определенные требования:

1. Учет должен быть своевременным. Это предупреждает возможные недостачи, растраты, помогает управленческому аппарату вовремя принимать правильные решения, своевременно устранять недостатки. Несвоевременность поступления учетных данных исключает возможность оперативного руководства.

2. Учет должен быть достоверным. Показатели учета должны быть правдивы, точны и объективны, данные учета должны подтверждаться документами. Всякая неточность в учете приводит к его запутыванию и создает возможность различных злоупотреблений. За искажение учетных данных руководитель и главный бухгалтер несут ответственность.

3. Плановые и учетные данные должны быть сопоставимы, иначе учет утрачивает контрольные функции, исключается возможность контроля за выполнением плана и разработки прогнозов дальнейшей работы организации.

4. Учет должен быть доступным для понимания.

5. Учет должен быть экономичным, рационально организованным, что достигается его упрощением, совершенствованием, использованием механизации, автоматизации, компьютеризации. При наименьших затратах на ведение учета не должно ухудшаться качество его ведения.

 

 

4. Понятие финансового учета.

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ - учет наличия и движения финансовых ресурсов предприятий. Основой финансового учета является бухгалтерский учет. Финансовый учет служит целям внешнего анализа финансово-экономической деятельности предприятий, базирующегося на данных публичной финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности. Для целей управленческого внутрихозяйственного финансового и производственного анализа используется более широкий круг показателей, необходимых для планирования, прогнозирования, принятия решений, определяющих деятельность предприятий. Анализ, осуществляемый за пределами предприятия, производится на основе официальной отчетности предприятий. Такой подход, с одной стороны, ограничивает возможности анализа кругом публикуемых показателей, с другой, позволяет применять типовые методы анализа как к отдельным предприятиям, так и к их массивам: группам предприятий, расположенным на одной территории, относящимся к определенной отрасли или сектору экономики и т. д. В состав информации, обязательной для финансового учета, входят отчетный баланс, отчет о финансовых результатах деятельности предприятий, отчет о движении денежных средств и др. Перечень публикуемой информации определяется законодательством страны, а методология определения показателей должна соответствовать установленным стандартам, в т. ч. международным бухгалтерским стандартам, если это предусмотрено законодательством.

Данные финансового учета используются акционерами фирм, банками, кредитующими предприятия, инвесторами, органами государственного управления и т. д. В совокупности они характеризуют эффективность использования финансовых и производственных ресурсов, количество и качество произведенной и реализованной продукции, величину затрат ресурсов (себестоимость) и примененных ресурсов (авансированного капитала). Объемы реализации и себестоимости определяют размер прибыли предприятий. Соотношение объема реализации с примененными ресурсами характеризует отдачу основных и оборотных средств в виде продукции и оборачиваемость капитала. В совокупности эти показатели предопределяют рентабельность примененного капитала и реализованной продукции, использование собственных и заемных средств и общие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий. Величина полученной прибыли в сочетании с оборачиваемостью оборотных средств и движением денежных средств определяет финансовое состояние и платежеспособность предприятий.

 

5. Понятие налогового учета.

 

Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации об учете для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.

Налоговый учет ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Существует два основных способа ведения налогового учета:[1]

1. На основе бухгалтерского учета. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учета той или иной операции расходятся с правилами налогового учета, то в налоговых регистрах делаются корректировки.

2. Организация отдельного налогового учета. В данном случае налоговый учет ведется независимо от бухгалтерского.

 

6. Виды учетных измерителей.

 

Существуют 3 вида учетных измерителей: натуральные, трудовые иденежные.1) Натуральные измерители (кг, м, шт., м2, м3, и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и другого. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели.2) Трудовые измерители (час, день, месяц и т.п.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.3) Денежный измеритель - обобщающий, т.к. через рубли или другую валюту определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

 

7. Объекты и задачи бухгалтерского учета.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

§ предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

§ выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

§ контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

§ контроль целесообразности хозяйственных операций;

§ контроль наличия и движения имущества и обязательств;

§ контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

§ контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом

 

 

8. Методы ведения бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов получения информации об объектах учета.

Основными способами и приемами являются:

1. документирование,

2. оценка всех объектов учета в денежном измерении;

3. отражение информации на счетах бухгалтерского учета

4. двойная запись при отражении фактов хозяйственной жизни

5. инвентаризация.

6. калькуляция.

7. отчетность.

Документы бухгалтерского учета классифицируются по различным принципам:

1. по уровню агрегирования (обобщения информации) выделяют документы первичного учета, они служат для регистрации объектов учета и фактов хозяйственной жизни, которые, в свою очередь, делятся на:

а) материальные (приходные, расходные накладные, учетные карточки и т. д.);
б) расчетные (оформляются для организации и проведения расчетов между предприятиями – счета, счета-фактуры и т. д.);
в) денежные (оформляются для отражения движения наличных денежных средств – приходные и расходные кассовые ордера и т. д.);

2. учетные регистры, в которые переносится информация из документов первичного учета;

3. Главная книга;

4. бухгалтерский баланс и приложения к нему.

Под формами ведения бухгалтерского учета понимается совокупность документов первичного учета и учетных регистров, которые используются для отражения, систематизации и сводки информации. Условно среди форм бухгалтерского учета принято выделять: простую, журнально-ордерную, компьютерную, смешанную.

 

9. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Перечислим главные из них.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается рганизациями на основе плана счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
ввести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан:
создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;
обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.
Классификация имущества предприятия по составу и размещению.

Организация имеет в своем распоряжении многочисленные и разнообразные виды имущества, которые обеспечивают и составляют основы ее хозяйственно-финансовой деятельности. При этом каждый вид имущества в качестве объекта учета по своей экономической сути подразделяется на три взаимосвязанных раздела: имущество по составу и размещению, имущество по источникам их образования (собственные и заемные обязательства), имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).

Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп.

1. Основные средства (01) - совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда.при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России к основным средствам относятся: предметы, служащие более года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения более стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования*. Сюда относятся земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование и другие основные средства.

10. Источники формирования имущества предприятия.

Организация имеет в своем распоряжении многочисленные и разнообразные виды имущества, которые обеспечивают и составляют основы ее хозяйственно-финансовой деятельности. При этом каждый вид имущества в качестве объекта учета по своей экономической сути подразделяется на три взаимосвязанных раздела: имущество по составу и размещению, имущество по источникам их образования (собственные и заемные обязательства), имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).

Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп.

1. Основные средства (01) - совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда.при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России к основным средствам относятся: предметы, служащие более года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения более стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования*. Сюда относятся земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование и другие основные средства.

* Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации.

Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам.

2. Нематериальные активы (04) - объекты длительного использования (свыше одного года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющие вещественными ценностями для организации.

К ним относятся: права пользования патентами, лицензиями, программными продуктами, организационные расходы и д.р.

3. Доходные вложения в материальные ценности ( 03 ) – это имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.

4. Вложения во внеоборотные активы (08) - это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, - земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы, затраты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

5. Финансовые вложения (58) - это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы.

6. Оборотные средства делятся на две части:

· предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Их учет ведется на счетах 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и др.;

· готовая продукция и товары для перепродажи (43 «Готовая продукция», 41 «Товары»).

7. Денежные средства (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути») - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

8. Дебиторская задолженность (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами») - задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.

 

11.

Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами).

Собственные (обязательства перед собственниками) источники имущества образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения.

Уставный капиталРезервный капиталДобавочный капиталНераспределенная прибыльРезервы Доходы будущих периодов (98) Резервы предстоящих расходов (96) Целевое финансирование (86 «Целевое финансирование») Прибыль (99 «Прибыли и убытки»)

Заемные источники формирования имущества (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без. К ним относятся:

 долгосрочные кредиты банков (67 «Расчеты по долгосроч­ным кредитам и займам» - ссуды, привлеченные на срок бо­лее одного года;

 долгосрочные займы (67 «Расчеты по долгосрочным креди­там и займам»)

(66 «Расчеты по кратко­срочным кредитам и займам») краткосрочные займы (66(60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»(68 «Расчеты по на­логам и сборам»)70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

 

 

12. Хозяйственные операции и их результаты.

Кроме имущества организации и ее обязательств, объек­тами бухгалтерского учета являются хозяйственные опера­ции организации и их результаты. Хозяйственная опера­ция - это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образо­вания средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются измене­ниям.

Сфера снабжения представляет собой совокупность опера­ций, в результате которых организация обеспечивает себя по­купными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.

В ходе этих операций организация приобретает у поставщи­ков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный про­цесс организации. При покупке производственных запасов ор­ганизация уплачивает поставщику их стоимость по ценам при­обретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все эти затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (за­готовления) производственных запасов складывается из стои­мости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.

Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. и выполняет две основ­ные задачи:

· осуществляет контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственных запасов в соответствии с установленными сроками;

· определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.

Сфера производства - основа деятельности орга­низации. Здесь предметы труда превращаются в готовую про­дукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т.е. создают готовую продукцию.

Готовая продукция - это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.

В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, обусловливая соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).

Учет в сфере производства ведется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других и выполняет три основные задачи:

определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении;

исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной продукции;

контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

13. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

 

14. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

 

 

15. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

 

Программа реформирования бух.учета в соответствии с МСФО.

Утверждена постановлением правительства от 06.03.1998 г.Разработана в связи с изменением системы общественных отношений и гражданско-правовой среды.

Цель программы – определение задач и путей для адаптации бух.учета к требованиям рыночной экономики.

Цель реформы – приведение национальной системы бух.учета к МСФО.

 

ЧТО ТАКОЕ МСФО?

Бухгалтерский учет называют языком общения бизнеса. В мире происходит интернационализация бизнеса, и это вызывает необходимость разработки определений и правил, понятных всем участникам, по которым будут составляться документы, необходимые для делового общения.

Для решения этой задачи в 1973 г. была создана международная профессиональная неправительственная организация - International Accounting Standarts Committee (IASC) - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В состав этого Комитета вошли представители 13 государств (в частности, США, Канады, Франции, Германии, Великобритании, Австралии, Японии и др.) и 4 неправительственных организаций. С момента создания и до 2001 г. Комитетом были разработаны около 40 международных бухгалтерских стандартов (International Accounting Standarts - IAS).

Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.

 

Основные задачи реформы:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности,

обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь

инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с

основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении

реформированной модели бухгалтерского учета.

 

Реформа будет проводиться по следующим направлениям:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование нормативной базы (разработка стандартов ПБУ);

- методическое обеспечение (разработка инструкций, методических указаний, комментариев);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный

закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения

аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты)

по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований

международных стандартов;

пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского

учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам

бухгалтерской учетной и отчетной документации;

пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

по их применению, учитывая появление и особенности деятельности

финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые

явления;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов

малого предпринимательства.

 

 

16. Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - старейшая форма отчетности (его составляли еще итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации об имущественном положении организации. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

17. Содержание и структура баланса.

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами

 

 

18. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Бухгалтерский баланс отражает имущественное со­стояние предприятия на дату его состаштения, т.е. на какой-то определенный момент. В связи с этим созда­ется впечатление, что средства предприятия находятся в состоянии покоя. В действительности же они посто­янно изменяются, находятся в движении. Движение средств является следствием хозяйственных и финан­совых операций, совершаемых на предприятиях.

Каждая хозяйственная и финансовая операция от­ражается в соответствующих статьях баланса. Это при­водит иногда к исчезновению одних статей баланса и появлению других. Хозяйственные операции соверша­ются на предприятии ежедневно и в большом количе­стве, но все это вызывает лишь следующие четыре типа изменений баланса.

1. Изменения в активе баланса. Их вызывают опера­ции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статья актива. Например, при получении в кассу с расчетного счета предприятия 30 млн. рублей изме­нятся две статьи: статья "Расчетный счет" уменьшится, а статья "Касса" увеличится одновременно на 30 млн. рублей.

В результате изменений, относящихся к данному типу, итог баланса остается прежним. Изменения за­трагивают лишь активные статьи баланса (в примере статью "Расчетный счет" и статью "Касса") и связаны с переходом средств из одних форм в другие.

 

19. Порядок записи на счетах

Хозяйственные операции текущего учета записываются на счета по мере их накопления. Каждую операцию можно записывать отдельно, но если однородных операций много, то на основе первичных документов правомерно сводить их в накопительные или группировочные ведомости. Это позволит сократить количество записей на счетах.

Строение активного и пассивного счетов и порядок записи операций в них регламентированы следующими правилами.
Для активных счетов. В начале отчетного периода открываются счета, на которых имеются остатки С,. Данные для
записи на счетах берут из активной части баланса и записывают на дебет счетов. Такой порядок означает: открыть счета и записать первоначальное сальдо. Увеличение и поступление отражают по дебету, а уменьшение, расход и выбытие — по кредиту счетов. В конце отчетного периода подводят итоги оборотов по всем счетам; в начале по дебету, а затем по кредиту. В итоги оборота по дебету счетов сумма первоначального остатка не включается; сюда относятся только суммы по операциям отчетного периода. Конечное сальдо С2а по активным счетам за отчетный период определяется так: к первоначальному сальдо по дебету Сх прибавляют итоги оборотов по дебету Од и вычитают итоги оборотов по кредиту Ок. Конечный остаток может быть либо дебетовым, либо равняться нулю:
Таким образом, для активных счетов дебет означает увеличение, а кредит — уменьшение.
Для пассивных счетов. Открываются счета, на которых по кредиту записывают первоначальное сальдо, которое берется из пассивной части баланса в разрезе статей, по которым имеются остатки. По кредиту счетов отражается увеличение, приход и поступление, а по дебету — уменьшение, расход и выбытие. В конце отчетного периода по каждому счету подводятся итоги оборотов, вначале по кредиту, а затем по дебету. При этом в итоги оборота по кредиту не включается первоначальный остаток, а учитываются только суммы операций, возникшие в отчетном периоде.

 

20. Счета бухгалтерского учета, их назначение и структура.

Счета бухгалтерского учета представляют собой способы группировки и текущего отражения в стоимостной оценке финансовых и хозяйственных операций. Каждый счет бухгалтерского учета состоит из двух частей: левая часть – де

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...