Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

дисциплина. Взаимоотношение между реальным миром, культурой и языком. 1 Понятие «культура». Компоненты, функции и виды культуры




               дисциплина

Тема 1. 1 Теоретические основы лингвокультурологии.

Взаимоотношение между реальным миром, культурой и языком

Понятие «культура». Компоненты и функции культуры. Виды культуры. Понятие «лингвокультурология». Задачи и цели лингвокультурологии. Объект и предмет исследования лингвокультурологии.

Функции культуры и их реализация в различных лингвокультурах. Проблема соотношения языка, мышления и реального мира. Понятие языковой и культурной картины мира.

Ключевые термины: культура, лингвокультурология, компоненты культуры, функции культуры, виды культуры, языковая и культурная картины мира.

   

1 Понятие «культура». Компоненты, функции и виды культуры

 

«Культура» – 1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (материальная культура); 2) просвещенность, образованность, начитанность [1].

Culture is the way of life, especially general customs and beliefs of a particular group of people at a particular time. Youth / working-class / Russian / Roman / mass culture [CIDE].

Culture is the customs, beliefs, art, music and all the other products of human thought made by a particular group of people at a particular time (ancient Greek culture, a tribal culture, pop culture) [DELC].

Таким образом, культура – это совокупность практических навыков, идей, обычаев, традиций, верований, достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, образ жизни народа, система ценностей, обусловливающих нормы и правила поведения людей конкретного общества.

Компоненты культуры– знания, ценности, нормы, обряд, обычай, ритуал, традиции, повседневное поведение человека.

Функции культуры:

1 Познавательная функциязаключается в том, что культура накапливает и сохраняет знания, полученные в ходе исторического развития общества, тем самым создавая благоприятные возможности для познания и освоения человеком окружающего мира.

2 Функция исторической преемственности (или информационная) – это передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение, учет опыта прошлых поколений, традиций, их использование.

3 Семиотическая, или знаковая (от др. -греч. sema – «знак»), функция исходит из того, что культура – это знаковая система, без овладения знаками которой невозможно постижение данной культуры.

4 Регулятивно-нормативная функция проявляется в том, что культура в той или иной степени влияет на поведение людей и определяет их поступки, действия и выбор тех или иных духовных и материальных ценностей.

5 Ценностная, или аксиологическая, функциязаключается в том, что культура как система ценностей формирует у человека определенные потребности и ориентиры.

6 Коммуникативная функция состоит в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения.

7 Гуманистическая, или человекотворческая, функция состоит в том, что культура – это совершенствование способностей человека, его натуры, способствует его самореализации в обществе [2, с. 13].

Виды культуры: материальная культура – орудия труда, жилища, предметы обихода, одежда, средства транспорта и т. п.; духовная культура – познание, нравственность, воспитание и просвещение: право, философия, этика, наука, искусство, литература, язык, мифология, религия.

Материальная и духовная культуру неразрывно связаны между собой: материальные явления, с одной стороны, являются основой духовного, а с другой, духовность культуры во многом реализуется в материальной сфере, опирается на нее, объясняется ею.

Формы существования и проявления культуры различны, и в связи с этим выделяют этническую, соционормативную, художественную, мировоззренческую культуру.

Этническая культура – компоненты материальной культуры, как поселение, жилище, одежда, пища; народное художественное творчество, фольклор; а также обычаи, ритуалы, обряды, праздники, что все вместе взятое характеризует этнос, этническую общность.

Соционормативная культура – совокупность правил и норм речевого и неречевого поведения членов общества, как представителей конкретных социальных страт (групп).

Художественная культура – предметы материальнойи духовной культуры в таких проявлениях, как искусство и литература.

Понятие мировоззренческой культуры связано с понятием «ценности», которая интерпретируется как положительная или отрицательная значимость предмета, общественного явления для человеческого субъекта, поскольку мировоззрение есть результат взаимодействия системы ценностей личности с ее жизненными условиями, поведенческими мотивами и установками [3].

Таким образом, культура представляет собой сочетание разных субкультур и проявляется в различных формах.

 

2 Понятие «лингвокультурология». Задачи и цели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...