Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения и рассказывания




 

 

Задания:

 

1. Дайте определение понятий:

 

 

Дикция ______________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Интонация ___________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Темп речи ____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Ритм речи ____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Тембр голоса __________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

 

 

Сила голоса___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Высота голоса _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________


 


Логическое ударение____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Пауза__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

 

2. Определите характеры героев украинской народной сказки «Рукавичка» и в соответствии с этим подберите интонации для выразительного рассказывания этой сказки.

 

 

Мышка-поскребушка ______________________________________________________ Лягушка- попрыгушка_____________________________________________________ Зайчик-побегайчик________________________________________________________ Лисичка-сестричка________________________________________________________ Волчок-серый бочок_______________________________________________________ Кабан-клыкан_____________________________________________________________ Медведюшка-батюшка______________________________________________________

 

 

3. Расставьте логические паузы и подчеркните слова, выделяемые логическим ударением. Подготовьтесь к выразительному чтению пословиц и поговорок.

1) Любишь кататься, люби и саночки возить.

 

2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 

3) Старый друг лучше новых двух.

 

4) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

 

5) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

 

6) Человек без Родины – что соловей без песни.

 

7) Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.

 

8) Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

 

9) Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись.

 

10) Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.

 

 

4. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Заяц-хвастун» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса).


 


Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

 

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

 

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

 

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

 

— А ну, скажи, как ты хвастался?

 

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

 

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

 

— Смотри, больше не хвастай!

 

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

 

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать.

 

Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь.

 

А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал

 

— собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

 

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

 

— Ну, — говорит ему ворона, — ты молодец: не хвастун, а храбрец!

 

 

5. Отметьте все изменения темпа при чтении стихотворения Э. Успенского

 

«Разгром».


 

 

Мама приходит с работы,

 

Мама снимает боты,

 

Мама проходит в дом,

 

Мама глядит кругом.

 

Был на квартиру налёт?

 

Нет.

 

К нам заходил бегемот?

 

Нет.

 

Может быть, дом не наш?

 

Наш.


 

Может, не наш этаж?

 

Наш.

 

Просто приходил Серёжка, Поиграли мы немножко. Значит, это не обвал? Нет.

 

Слон у нас не танцевал?

 

Нет.

 

Очень рада.

 

Оказалось,

 

Я напрасно волновалась!

 


 


6. Укажите место и назначение психологической паузы в басне И. А. Крылова

 

«Стрекоза и муравей».


 

 

Попрыгунья Стрекоза

 

Лето красное пропела,

 

Оглянуться не успела,

 

Как зима катит в глаза.

 

Помертвело чисто поле,

 

Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.

 

Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет

 

На желудок петь голодный!

 

Злой тоской удручена,

 

К Муравью ползет она:


 

Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой

 

И до вешних только дней Прокорми и обогрей!

 

Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.

 

До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило. А, так ты...

 

Я без души лето целое все пела.

 

Ты все пела? Это дело:

 

Так поди же, попляши!

 


 

7. Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно написано такими короткими строчками? Прочитайте текст в нужном темпе.

 

 

  Куда спешат головастики? Кто - налево,

Вихрем

Кто - направо, -

Мчится

Так и носится орава

Под водой

Вдоль пруда,

Головастик молодой.

Вокруг пруда...

А за ним -

Почему?

Еще пяток,

Зачем?

А за ним -

Куда?

Сплошной поток:

Головастики

Тот - без ног,

Спешат

А тот - с ногами,

Превратиться в лягушат!

Этот - прямо,

(Б Заходер)

Тот - кругами,

 

 


 


8. Расставьте паузы в стихотворении А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

 

Подготовьтесь к чтению вслух.

 

 

Кот поет, глаза прищуря,

 

Мальчик дремлет на ковре,

 

На дворе играет буря,

 

Ветер свищет на дворе.

 

" Полно тут тебе валяться,

 

Спрячь игрушки да вставай!

 

Подойди ко мне прощаться,

 

Да и спать себе ступай".

 

Мальчик встал. А кот глазами

 

Поводил и все поет;

 

В окна снег валит клоками,

 

Буря свищет у ворот.

 

 

9. Прочитайте. Понаблюдайте, как изменился смысл стихотворной строчки в зависимости от поставленных пауз.

 

Окно захлопнулось || со звоном.

Блеснула молния огнём. ||

 

Окно захлопнулось со звоном. ||

 

Блеснула молния огнём. ||

(И. Бунин)

 

10. Прочитайте текст. Выделите слова, передающие интонацию     вопроса,

 

состояние испуга.

 

 

Кто там спрятался за дверь?

 

Кто стучит?

 

Пойди проверь.

 

Может, к нам пришел медведь?

 

Может, волк?

 

Боюсь смотреть. (И. Векшегонова)


 


11. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» в соответствии с указанным темпом.

 

 

Зима недаром злится,

 

Прошла ее пора —

 

Весна в окно стучится                                            Средний темп

 

И гонит со двора.

 

 

И все засуетилось,

 

Все нудит Зиму вон —

 

И жаворонки в небе                                                 Ускоренно

 

Уж подняли трезвон.

 

 

Зима еще хлопочет                                                   Замедляя

 

И на Весну ворчит.

 

Та ей в глаза хохочет                                               Ускоренно

 

И пуще лишь шумит...

 

 

Взбесилась ведьма злая                                          Быстро

 

И, снегу захватя,

 

Пустила, убегая,                                                          Замедляя

 

В прекрасное дитя...

 

 

Весне и горя мало:

 

Умылася в снегу

 

И лишь румяней стала                                            Средний темп

 

Наперекор врагу.

 

 

12. Прочитайте тексты, отрабатывая соответственно пометкам тембр голоса.

 

У леса на опушке,                                                                  Внизу бежит речонка

 

Высоко на суку,                                                                      По желтому песку,

 

С утра поёт кукушка:                                                           Поёт кукушка звонко:

 

«Ку-ку! Ку-ку! » (тихо)                                                       «Ку-ку! Ку-ку! » (звонко)


 

 


Рано-рано поутру пастушок.

 

Ту-py-ту-ру-ту-ру-ту-ру! (отрывисто)

 

A коровы в лад ему затянули.

 

Му-у! Му-у! Му-у! (протяжно) (М. Клюкова)

 

 

Жук жужжит в железной банке: (жжж). (спокойно)

 

Жук не хочет жить в жестянке: (ж-ж-ж). (протестуя)

 

Жизнь жука в плену горька: (ж-ж) (ж-ж) (ж-ж). (печально)

 

Жалко бедного жука: (ж) (ж) (ж). (жалостливо, чуть не плача) (В. Лунин)

 

 

Собаки рычат: (pppp-pppp-ppp). (грозно)

 

Коровы мычат: (муу-у муу-у). (важно)

 

А коза: (меее-эээ). (страшно)

 

А котёнок: (мяаа-у). (испуганно)

 

А мы говорим: (ля-ля-аа, ля-ля-аа). (весело)

 

 

13. Придумайте манеру речи каждому действующему лицу. Прочитайте стихотворение в лицах, пытаясь раскрыть образ каждого героя.

 

 

«Замок. Всё ясно: никого нет дома! »                                – Ничуть! –

 

– Такое рассужденье нам знакомо...                                     вздохнула Бабочка в окне.

 

Ну, важно ли, что на дверях – замок? –                            – Ничуть! –

 

из-под кровати проворчал Щенок.                                       шепнул Паук на потолке.

 

– Ничуть! –                                                                                          – Ничуть! –

 

решил Котёнок на ковре.                                                            пропел Сверчок на чердаке.

 

– Ничуть! –                                                                                          – Что за нелепость: «Дома –

 

Мышонок подтвердил в норе.                                                 никого»? !

 

– Ничуть! –                                                                                          Да все мы дома! Все до одного! (Э.

 

сказала Муха на стене.                                                                  Флеминг)

 

 

Список литературы

 

1. Белоусова, Л. Развиваем умение интонировать/Л. Белоусова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6.

 

2. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение / Е. Д. Дмитриева. – М.: Просвещение, 1981.


 


3. Попова, Т. Интонационная выразительность речи/ Т. Попова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5.

 

4. Яфальян, А. Голос как средство самовыражения детей/ А. Яфальян, О. Дрень // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...