Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники права. 2.2. Происхождение права, взаимосвязь права и государства. 2.3. Нормативно-правовые акты. Закон




Источники права

Выделяют четыре основных источников права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящие к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел, распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. п.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, международные договоры)

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

2. 2. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

Теории. Вопрос о происхождении права является спорным. Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:

1) теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому;

2) историческая школа (В. Гюго, Ф. К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается тоже самостоятельно, независимо от государства. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи;

3) нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали;

4) психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Право возникло из желания человека получить правомочия на что-то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что-то;

5) социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники этой теории также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением;

6) марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства.

Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, в тесной связи:

1) государство в процессе своего существования создает нормы права в качестве общеобязательных; государство гарантирует реализацию норм права путем их применения;

2) именно право создает те правила, по которым существует государство как система органов, учреждений и организаций.

Три возможные модели во взаимоотношениях государства и права

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано с ним.

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желание, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

 

2. 3. Нормативно-правовые акты. Закон

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Акт – это информация на материальном носителе, предназначенная для передачи, имеющая реквизиты, позволяющие её идентифицировать.

Норма права – общеобязательное правило постоянного или временного характера рассчитанное на многократное применение.

Признаки нормативно-правового акта:

1) властно-волевой характер;

2) неоднократность применения;

3) адресованность неопределенному кругу лиц.

4) письменная форма, порядок опубликования предусмотрен законодательством;

5) соответствующие форма и реквизиты;

6)наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования;

7) действие в пределах оговоренного срока;

8) действие на конкретной территории;

9) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Нормативные акты можно классифицировать по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1)принимается органом законодательной власти или референдумом;

2)порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;

3)выражает волю и интересы народа;

4)обладает высшей юридической силой;

5)регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции;

3) федеральные законы как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества;

4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.

Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Они служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государственной власти;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов, регулирующих общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) нормативные правовые акты муниципальных органов;

6) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...