Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана




2. Цели, функции и задачи разработки бизнес-плана

 

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1. Социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно- технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2. Повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3. Иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:

1. Разработка стратегии развития бизнеса. Эта функция в первую очередь необходима в период создания предприятия или при выработке новых направлений деятельности, например, полное или частичное перепрофилирование предприятия на выпуск новых видов продукции.

2. Планирование. Определяет жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, контролирует процессе внутри ее, то есть производит оценку затрат, связанных с изготовлением и сбытом продукции, и прогнозирует величину прибыли.

3. Учет возможных рисков и минимизация затрат.

4. Привлечение инвестиций. Подготовка заявок для получения кредитов (через банки, инвесторов) и экономических ресурсов, технологий инвесторов и/или партнеров, которые захотят вложить в производство собственные ресурсы или имеющуюся у них технологию.

5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана. Это создаст условия для информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, распределит обязанности, скоординирует усилия и повысит их мотивацию по достижению цели.

Бизнес-план дает объективное представление о развитии организации и отвечает на основные вопросы: «Стоит ли вкладывать деньги в этот проект? » и«Принесет ли этот проект доход, которые не только окупит затраты, но и принесет прибыль? ».

Задачи бизнес-планирования:

• определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

• определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

• выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

• оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;

• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

• предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

 

3. Классификация бизнес-планов

 

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Классификация бизнес-планов следующая:

1. По целям разработки бизнес-планы бывают:

инвестиционные бизнес-планы – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Это осуществляется через новое строительство или расширение действующего предприятия либо проведения реконструкции, модернизации, технического перевооружения;

• бизнес-планы для выработки стратегии развития организации;

• бизнес-планы для планирования деятельности организации;

• бизнес-планы финансового оздоровления предприятия.

2. Пообъектупланирования. Вбизнес-планеможетпланироваться деятельность следующих объектов:

предприятия в целом (нового или действующего);

объединений (группы) предприятий;

инвестиционного проекта (направления бизнеса).

3. По конечным потребителям:

• для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации);

банкам, инвесторам, акционерам;

региональным органам власти;

бизнес партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др. ).

4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования):

стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;

тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3 года), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий;

оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.

5. По сложности проекта различают:

простые бизнес-проекты;

• сложные бизнес-проекты;

• очень сложные бизнес-проекты.

6. По условиям конфиденциальности различают:

официальный бизнес-план – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели;

 • рабочий бизнес-план – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов.

7. По гибкости планов различают планирование:

директивное планирование (статическое) – сверху вниз с четко заданными показателями;

индикативное планирование – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок.

8. По стадии развития организации различают бизнес-планы:

• для зрелой фирмы – масштабные планы;

• на начальной стадии развития фирмы –небольшие планы.

9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана: идею; эскизный проект; рабочий проект; опытная партия; действующее производство.

10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы.

11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них.

12. По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться:

• разрабатываются наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных;

• разрабатываются инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов.

Послеоценкибизнес-планапоклассификационнымпризнакам необходимо выбрать соответствующие методы и принципы планирования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...