Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 6 глава




Поэтому будь готов теперь и получи вразумление на примерах других людей. Великий царь Вавилонии и всей Азии Саладин был силен и жесток, убил множество христиан в Палестине, Сирии и Антиохии одержал великое число побед и увеличил свое царство. Однако когда он подошел к смерти, то повелел солдату нести всем напоказ рубашку в которой будет погребен, показывая ее всему народу со словами: “Наш хозяин, разоривший столько царств в Азии, сегодня умирает - и у него уже нет никакого имущества, а только эта рубашка”. Так он сделал потому что знал, что его ненасытная жажда к приобретению сокровищ и царств была всего лишь дымом и надменностью, оставив которые уйдет в наготе.

Подобным образом знаменитый полководец Карфагена Магн, будучи раненым и подойдя к смерти, сказал своему брату Ганнибалу и другим: “Увы мне, какой конец моей душе! Какое безумие радоваться. находясь на высокой ступени, в легко увядаемой славе! Успех сильных подвластен многим опасностям и бурям. О, высота великих почестей. как быстро ты падаешь и смиряешься! О, лживая надежда людей! Тщетная слава! Жизнь неустойчива и вся состоит из трудов, полна страданий и мук! Какую пользу я, разрушавший крепости, сносивший башни и стены без поражений, стиравший города с лица земли и побеждавший без числа народы, получаю теперь? Что у меня особенного, любимый брат? Я строил богатые и широкие дворцы из разноцветного мрамора, украшенные золотом и серебром, а теперь умираю как бездомный бедняк в поле. Занимаясь великими вещами, думай о конце, чтобь не найти столь горького. Вот, я ухожу теперь и больше не вернусь г тебе, но ты придешь ко мне завтра в безрадостную преисподнюю”.

Когда умер Александр Македонский, собрались многие философы. Один из них сказал следующее к стоявшим вокруг: “Вчера Александра не вмещала вся ширь земли, пространства всего мира, а сегодня он помещается только на трех локтях земли”. И еще сказал другой: “Вчера он мог освободить много народа от смерти, а сегодня не может помочь самому себе”. Третий, увидев его позолоченную гробницу, сказал: “Вчера Александр скрывал сокровища, сегодня сокровище скрывает его”. А еще один: “Вчера он топтал землю с несказанной славой, а теперь земля его скрывает, презренного и лишенного чести”. Так каждый философ говорил разные слова, достойные памяти, чтобы показать суетность временной жизни и мирского достоинства.

Ты видишь, что и язычники, у которых не было света веры, исповедовали безумие заботившихся о множестве безполезных вещей? Они стали смиренными, благодаря свету разума, презирая временное, как несущественное. А теперь есть некоторые “христиане”, которые думают о благородстве, молве, богатстве, успехе и благополучии. Они не думают и не берут в ум знать себя. Они только безумно надмеваются и презирают ближних.

Пусть такие люди поразмышляют над смертью, чтобы помнить всегда и во всем, какими они будут в тот час, когда душа отделяется от тела. Лукавый праздник жизни разрешился, а брение тела чернеет. Все органы тела, прежде в движении и прекрасные, предстают мертвыми и бездеятельными. Глаза закрываются, язык молчит, руки оцепенели, ноги не движутся. Вся благовидность тела пришла в состояние безобразия. Честь превратилась в безчестие и презрение.

Великая боль и рыдание, когда красота вянет как цвет, исчезает как туман и утренняя роса. Вся слава, будто несущественная тень, - она прекращается как случайный сон. Где теперь золото и серебро? Где изобилие слуг и шум? Нет богатства, не идет с тобой слава, никто из родственников и друзей никак не может помочь бедной душе, но плачет безутешно, и нет никакой милости. А он, возводя очи к Ангелах безполезно умоляет их, протягивая руки к людям, не находит помощи Он уже встал на путь, которым никогда не ходил. Он предстанет перед праведным и Страшным Судией, лишенным лицеприятия, перед Ним все равного достоинства: богатый и бедный, царь и солдат. Кто считались властными, сильными, благородными, богатыми, предводителями и князьями, - все теперь смирились, чтобы не вершить дальше несправедливость и перестать презирать бедных.

Послушай, благороднейший князь. Вот ты кичишься и превозносишься, и проводишь свою жизнь безстыдно в сладострастном удовольствии плоти, как будто она безсмертна, о чем велегласно говорит Исаия Всякая плоть трава, и всякая слава человека, как цветок в поле. Воистину, когда солнце встает, трава в поле высыхает, и красота ее исчезает. Так и человек. Он цветет богатством и удачей, а в мгновение ока гибнет. Плачьте, богатые, рыдая над вашим несчастьем, как вам и говорил апостол Иаков, что богатство ваше сгнило, а вашу одежду съела моль. Пророк Даниил пишет о царе Вавилонии, как он совершал братский пир самых великих в его государстве. Он ел, пил и пьянствовал с наложницами, а ночью в наказание за беззакония его убили. В Деяниях Апостолов ясно сказано, что Ирод стоял, облаченный в царскую порфиру, слушая восхваления и похвальные речи про себя, а про Иисуса - полные хулы, которые произносил глупый народ. В тот же час его поразил Ангел Господень, и Ирода изъели черви, и он испустил душу.

Не только эти люди, но и многие другие мгновенно были похищены подобным образом. Никакой пользы им не принесла ни сила, ни благородство, ни богатство, ни мудрость или ученость. Они не избежали смерти, но скорее стали находиться, благодаря славе и удаче, в тяжком И болезненном мучении.

Чем стали те любители мира, которых вы помните? Они обедали вместе с вами, они пили прекрасные напитки и ели прекрасную еду они тратили время понапрасну и бездумно на пьянки, похмелья, мечты, хохот, болтовню, песни и танцы и другие суетные вещи. Где теперь ваши родственники и друзья, братья, родители и дети? Чем они стали?

Они больше не появятся. Все ли прошли по ведущему святых пути? Или вошли в безрадостный ад и исчезли совершенно? В их могиле не осталось ничего, а только черви, грязь, прах и сухие кости. Плоть их отдана в пищу червей, а душа всегда истязуема. За краткое удовольствие, за малое наслаждение, за безполезные развлечения и временные утешения они унаследовали скорбь и вечное отмщение. Вместо мирской компании, которая у них была здесь, они теперь живут с темными и безобразными бесами. Чем им были полезны прежние удовольствия, богатство, слава, рабы, украшение одежд и прочее временное благополучие? Если все это как молния исчезло и разрешилось как дым, и не дало никакой пользы после смерти - помни каждый час страшную смерть, и думай, что сегодня ты можешь умереть, и все оставить попусту.

Часто в поле кормятся птицы и покрупнее, и помельче. Они рассеяны здесь и там: ищут мышей, кузнечиков, комаров. Но к тем, кто вертится беззаботно, внезапно подкрадывается хищная лиса и, схватив их, разжевывает и поглощает. Другие птицы разлетаются и скрываются, но вскоре забывают об этом. Как младенцы, не знающие страха, опять выходят и кормятся. Лиса хватает другую птицу и съедает ее, и птицы опять скрываются. Но вскоре они перестают думать об опасности и вновь кормятся без мысли о смерти и заботы, - пока все не будут съедены и не исчезнут.

О, невежественные люди, в каком вы состоянии, - как птахи! Вы ходите по лугу мирских наслаждений и плотских удовольствий. Вы нападаете на мышей и зерна, игрушки века сего. Вы проводите жизнь без мысли и рассуждения о душе - как будто вы всегда безсмертны! Но увы вам, бездумные, ибо внезапно придет хищная смерть и возьмет друга из вашей среды. Вашего знакомого, вашего родственника, вашего любимого - тогда вы останетесь в скорби, дрожа в страхе со словами: “Господи, помилуй, умер тот, крепкий, почтенный, богатый и мудрейший человек, та прекрасная и милейшая девочка. О, как быстро исчезает столь великое благообразие, как теряется столь великая сила, как гаснет все освещающий светоч юности! Увы, если умру я, сделавший столько грехов, какое зло я претерплю, какое мучение меня примет?” Говоря так, размышляйте, чтобы обратиться к покаянию. Вы так и начинаете делать, но через несколько дней уже не обращаете внимание на опасность, не помните о вашем умершем друге. Вы снова предаетесь, как лишенные разума птицы, мирским наслаждениям. Так приходит снова смерть, забирает другого вашего родного и друга, а наутро опять, пока не возьмет всех, и вы умрете, не исправившись.

О, безумцы, вы безчувственнее безсловесных животных! Это и странно, что заблуждаются непорочные птицы: они - безсловесные животные и не знают о бедствиях, и не ведают опасности. Но это поразительно, что вы, христиане, просвещенные двумя светами: светом разума и светом веры, отличающие хорошее от плохого, видящие стольких умирающих, - не обращаетесь к покаянию и не думаете о смерти!

Святой Иоанн Лествичник пишет на седьмой ступени этой книги. Был один монах по имени Исихий, отшельник. Он жил довольно бездумно, но затем тяжко заболел, и душа его, воистину, отделилась от тела но когда прошел час, “он встал, и попросил нас выйти за его келлии. Затем он заложил дверь камнями и глиной, и там оставался затворником двенадцать лет, ни с кем не перемолвившись словом. Он не ел ничего, только немного хлеба, и проливал безчисленные слезы, вспоминая страшные и восхитительные вещи, которые видел в своем восхищенном состоянии. Когда мы узнали, что он близок к концу, то сломали стену. Мы вошли и попросили его сказать какое-нибудь полезное душе слово для нашего вразумления. Но он не желал молвить что другое, а только это: “Кто думает о смерти и ответе, который даст на Страшном Суде Господа, тот не сможет согрешить никогда”. Сказав это, триждь блаженный муж почил. Мы все удивлялись, ибо прежде он так не думал, а в один час все перевернулось, и с ним произошло такое чудесное и божественное изменение”.

До сего дня дошли слова Иоанна, никто не может сомневаться в них. Свидетельство великого святого заслуживает доверия, ибо он сам присутствовал и видел все своими глазами. Мы должны пребывать в великом страхе, соизмеряя свое и покаяние Исихия, совершенное им после ужасных событий и видения. Постараемся же подражать ему посильно.

Ответьте мне правду на такой вопрос. Если бы некий царь пожелал нас умертвить, но не всех сразу, а, посадив в тюрьму, выводить оттуда на казнь - сегодня десять, завтра двадцать (то есть еще десять), послезавтра тридцать и так далее, - с каким бы сердцем и мыслью вы, осужденные, стояли в этой тюрьме? Вы бы не знали день своей кончины, - только встречали каждый час смерть. Как бы вы тратили немногие дни и часы? Неужели на шутки, мечты, ссоры и зависть и подобные вещи? Нет. Вы бы стояли спокойно в безмолвии, скорбно и хмуро, думая о будущей неотвратимой опасности. Если бы кто и решил из вас пошутить, поссориться, посоперничать, попустословить, не осудили бы вы, его как глупого невежду, зная, что такие люди не думают о душе, не просят прощения у Бога, а только болтают в мечтах?

О, христиане, под таким решением находимся все мы, внуки

Адама, после преступления, за которое осуждены Небесным Царствием на смерть. В тот день, когда вы вкусите от этого дерева, смертью умрете. Мы все умрем сегодня или завтра. Мы слепы и безумны, что не каемся в наших грехах, не просим прощения, но тратим дни и часы на мечты и шутки - как будто над нами нет смертного приговора, а мы всегда безсмертны. О, наше невежество! Нам вынесен смертный приговор, нас завтра лишат головы, а мы требуем и ищем плотских удовольствий и мирскую суету!

Откройте очи ума, грешники, простите ненавидящим вас, скорбите теперь и плачьте. Пока полезны слезы, бодрствуйте и молитесь, и думайте о смерти, ибо не знаете дня и часа, когда придет Жених. Бодрствуйте, чтобы войти в брачный чертог вместе с душами - разумными девами, а не остаться вне вместе с юродивыми девами. Скорбите, не считая времени, о вашем зле и рыдайте безутешно!

 

Глава 20

О Втором пришествие Господа и общем воскресение людей

 

Несравненный страх и трепет у того в этом мире, кто приговорен к смерти. Когда палачи его выводят из темницы, ведут на судище, там ему зачитывают горчайший приговор, им овладевает такое малодушие от страха перед наказанием, что лицо его бледнеет, язык и глотка сохнут, кровь отливает. От безмерной робости душа его уже почти вне тела, еще прежде, чем меч опустится на шею.

Но что все это в сравнении с тем страхом и смятением, который овладеет несчастными грешниками в страшный час Второго пришествия Владыки? Святые Ангелы затрубят, чтобы все дали страшный ответ неподкупному Судии за свои деяния, слова и помышления сердца. Что с ними будет? Куда они спрячутся? Кто поможет бедным? Слезы ничего не сделают, покаяние не принесет пользы, молитвы не будут слышны. Когда закончится последний час жизни, не будет больше момента для покаяния. Богатство, могущество и другие подобные мирские вещи нисколько не помогут, согласно Притчам: Не принесет пользы богатство в день гнева. Праведность выйдет из смерти. Евангелист Матфей говорит о пришествии Христа Господа: Как молния исходит от востока и видна до запада, таково будет и Пришествие Сына человеческого. Тотчас после скорби тех дней солнце и луна померкнут и звезды падут с неба.

Если сейчас мы так боимся, когда сверкает молния и грохочет гром опасаясь, как бы не пала молния и не убила нас, как часто случается, то какой страх и великий трепет настанет во всем мире в тот страшный день, когда задрожит земля, загудит море, вспыхнет воздух, сойдет огонь, чтобы спалить все в мире? Затем придет с великой славой и силой Царь царствующих, со всеми Небесными Силами. Не так, как Он пришел прежде, простой и презираемый многими, но величественный и в славе, Кому все поклоняются. В Первом пришествии Владыка Христос был смирен и потаен, без всякой славы. Он таился девять месяцев в девственной утробе. Он тогда не желал прийти явно, с великой славой покоясь на облаке света. Он родился в бедной пещере, лежал в яслях для скота, был облачен в бедные и простые пелены. Но во Втором пришествии Он будет в славе, узнаваемый всеми Бог величия. В Первом пришествии Он был в плоти, страдая как смертный. Во Втором Он будет боголепен, приличествующе Богу, в безстрастной сущности. В Первом пришествии Он - во всем благой Спаситель, во Втором - Он страшный Судия. Тогда Он пришел ради грешников, теперь приходит против грешников. Тогда Он пришел, чтобы страдать вместе с избранными, теперь приходит, чтобы быть прославленными вместе с ними.

В Первом пришествии Он не предлагал знамения и чудеса в свидетельство Своего присутствия. Во Втором явятся такие знамения в солнце, луне и всем творении, что все узнают: идет Судия всех, чтобы воздать каждому человеку по делам его.

Мудрый Иероним говорит в своем толковании на Евангелия, что в летописях евреев он нашел двенадцать знамений, которые показывают пришествие Христа. В первый день море так возвысится, что на пятнадцать локтей превзойдет все горы: оно не покроет их, но будет стоять стеною вокруг. Во второй день оно опустится так глубоко, что едва ли будет видно. В третий день на море явятся огромные киты и чудовища. Они будут голосить столь сильно и громко, что их голос будет слышен до неба. В четвертый день море и все воды выкипят. В пятый день кровь выступит на всех деревьях и травах, растущих на земле. В шестой день будет вселенское землетрясение, по всему миру, столь большое и страшное, что ни один человек и ни одно животное не сможет стоять на ногах. Упадут все постройки, все сооружения и дома, и все горы, и всякое возвышенное место, так что весь мир станет равниной. В седьмой день камни будут биться друг о друга и совершенно сотрутся. В восьмой день откроются могилы от восхода солнца до запада, поднимутся кости умерших и встанут над землей. В девятый день падут звезды небесные, а все скоты соберутся на полях, и будут вовсю кричать от голода, оставшись без травы. В десятый день умрут все люди, чтобы воскреснуть вместе с другими через день. В одиннадцатый день сгорит небо, воздух и все лицо земли от сильнейшего огня. В двенадцатый день возникнет новое Небо и новая земля. И тогда придет Страшный Судия явно. Огонь будет предшествовать Ему, как говорит Давид: Бог явно придет, и об этом не будет умолчано. Огонь пред ним будет гореть. То же самое говорит и пророк Иоиль во 2 главе своей Книги.

Василий Великий говорит, что когда Господь очистит мир огнем, а огонь взойдет над горами на пятнадцать локтей, как и вода Потопа, то Он отделит жар от света. Жжение Он пошлет грешникам для сильного их мучения. А свет даст праведным для великой радости и ликования. Тогда сядет Судия на Престоле Славы Своей, и соберутся перед ним все народы.

Есть четыре причины, по которым необходим вселенский Суд. Первое. Чтобы в нем было явлен о правосудие Божие: как в воздаянии за благо, так и в возмездии лживым деяниям. Согласно слову псалма: Узнается Господь, творящий судебные решения. А в Откровении Иоанна Богослова: Все народы придут, и поклонятся пред лицем Твоим, ибо явлены Твои правосудные решения.

Во-вторых, благодаря правосудию, будут восхвалены благие дела пред лицем всех Ангелов и человеков, а лукавые дела постыжены. Как нас вразумляет Павел, чтобы мы не судили никого прежде времени, но держались до пришествия Владыки, Который просветит скрытое, и тогда Им будет судим в полноте каждый человек.

Третье. Суд людской в земной жизни часто ошибается. Он судит внешнее, а внутреннего не знает. Волки считаются агнцами, а дикие звери - овцами. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был судим весь, как он есть, дабы объявились его деяния. В долине деревья зимой все кажутся одного рода, и ты не отличишь живого дерева от сухого, полезного и благоплодного от безполезного и безплодного. Но когда приходит вожделенная весна, и мир одевается новым цветом, зеленеют луга, и благоухают долы, рощи цветут, и все деревья облекаются разными листьями и цветами, тогда сладостные отличимы от сухих. Влажные имеют листья и цветы и со временем приносят плод, а сухие остаются безполезными, лишенные всякого благообразия и красоты; они достойны только сожжения.

Так и все люди. Пока мы находимся в суровой зиме настоящей жизни, трудно отличить хорошее от плохого, праведного от грешного. Но в день Суда, который есть истинная и нетленная весна, обновится весь мир, и воскреснут все люди. Тогда и явится вполне понятно, кто был благоплодным, напоенным благодатью Божией, а кто умер во грехе. Грешники, виновные, они как сухие деревья стоят слева от Господа без всякого благообразия, без листьев и цветов, без прекрасного плода без славы вечной жизни. Они как сухие и безполезные деревья будут брошены в огонь мучения. Напротив, праведные как росистые растения и благоплодные деревья, полные хороших дел, встанут справа от Господа, пестрея прекрасными цветами, чтобы сиять больше солнце источать полноту плодов преславного блаженства.

Четвертое и последнее. В этой жизни мы видим, что плохие и беззаконные люди благополучны. А добродетельные и праведные находятся в разных скорбях и мучениях. Отсюда Господь должен показать причину всем, почему Он дал грешникам здесь благополучие, а праведникам - такое наказание. Это произойдет в общем воскресении, когда праведные просияют как светила, получая плоды своих добрых дел, а грешники за свой лживый и порочный образ жизни получат вечный срам. Потому и наступит воскресение. И еще - чтобы душа вместе с телом вкушала отмщение за дела. Ведь если один человек творит благо, а другой - порок, то несправедливо, чтобы они оба одинаково были прославлены или одинаково мучились. А когда двое творят благо, то они и должны по справедливости вместе прославиться. Многое достойно размышления в этом Судище. Прежде всего постигни, с какой невероятной точностью будет происходить проверка. Судия спросит и о самых малых прегрешениях, не только делом, но и словом, и помышлением. Кто не удивится и не устрашится, услышат писанные в Евангелии от Матфея Господни слова: Говорю вам, что за всякое праздное слово, которое произнесут люди, они дадут ответ в день Суда... Если мы будем проверяемы и за безполезные, и не во времени сказанные слова, не совершившие никакого зла, то что мы испытаем за неподобающие и постыдные дела? За позорные и грязные помыслы? За блудные и развратные взгляды? За окровавленные руки? И, говоря просто, за всякое время нашей жизни, которое мы истратили на лукавые и неподобающие дела?

О, какой позор примут грешники в тот час! Когда все позорные дела и беззакония, пусть они и были скрыты по углам их домов, и все безстыдства, совершенные за всю жизнь, будут оглашены и явлены! О них услышит весь мир. Их стыд будет перед всеми Ангелами и людьми. Тогда против нас, грешников, будут восклицать три обвинителя. Первый - бес, который покажет записанными все совершенные нами грехи, сколько раз и каким путем. Бес воззовет к Господу со словами: “Праведнейший Судия, этот грешник не соблюдал Твоих заповедей, он все время вершил волю плоти. Вынеси решение в обвинение его дел”.

Второй обвинитель - наша совесть, сознание дурного. То есть сами наши грехи, записанные в Книгах, Господь будет видеть, чтобы творить Суд. Как говорит Иоанн в Откровении: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред лицем Бога. И Книги раскрылись, и судились мертвые из написанного в этих книгах, и дела их.

Третий обвинитель - весь мир, как говорит Златоуст. В тот день мы не сможем оправдаться перед Судией. Против нас будет небо, земля, вода, солнце, звезды и весь мир. И хранитель и страж души Ангел у каждого, знающий все дела и слова, будет тогда свидетельствовать истину.

В “Лавсаике” явлено, что братья попросили авву Аммона сказать им полезное душе слово. Авва ответил со словами: “Кто желает быть искуплен от ловушек диавола, чтобы не упасть в страшную пропасть адского мучения, пусть всегда держит в уме и сердце то страшное решение, которое объявит праведный Судия против грешников. Пусть он стоит с таким страхом и скорбью, который в тюрьме у воров и разбойников, ожидающих своего часа и смертного приговора”, Те, кто знают, что они не могут быть искуплены от опасности, пусть с болью плачут всегда и спрашивают о Господе, когда Он придет приговорить их к смерти. Так должен делать монах и всякий другой верный христианин. Он говорит ежечасно с сокрушением сердца и теплотой слез: “Увы, увы мне, несчастному. Как я предстану в тот страшный день на нелицеприятный и неподкупный Суд? Как я дам ответ за мою ленивую и порочную жизнь, безсовестный?” Знайте, братья, что у кого нет этого страха в сердце, тот быстро становится нерадив и впадает в различные грехи. Давайте идти на тот блаженный и желаннейший голос Владыки Своим друзьям”.

Когда Царь и Владыка совершит проверку и отделит праведных от грешных, и поставит праведных справа, то скажет им с просвещенным ликом: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте приготовленное вам от сложения мира Царствие. Приидите, избранные Мои рабы, вкушайте теперь обильную плату за ваш труд, идите и примите нескончаемое Царствие, неизглаголанную радость, неувядаемую славу. В Первом Моем пришествии Я стал человеком, подверженном страданиям, и претерпел ради любви к вам глумления и бичевания, и позорную смерть. Я вам дал в пищу Плоть Мою. Я вам сделал множеств и других благодеяний. Теперь Я опять пришел, чтобы обожить вас и даровать вам славу Мою. Мое Царствие - ваше собственное. Мое Божество и блаженство - ваше. Ангелы - ваши сограждане. Моя Мать - Мать ваша. Мой Отец - ваш Отец, а Я - ваш брат и Я не могу вам дать больше благодатных даров, ибо нет ничего более достойного. Приидите, благословенные Отца Моего. Приходите вы, кто были презираемы и гонимы миром за имя Мое. Вы отказались от отца, матери и братьев да прославлю вас и почту Я. Вы послушались велений Моих. Вы возненавидели мир и вашу плоть. Вы показали к нищим утробы милости ради любви ко Мне. Знайте, что вы Мне оказали эту любезность. Поэтому как должник, Я вам сегодня возвращаю щедро, со славой неувядаемой и радостью вечной.

О, безпредельное возмещение за столь малое благодеяние! О, несравненное благодеяние за столь краткий дар! О, безценное одарение за малое делание! О, Боже мой Всеблагий, каков же Твой дар! Ты даешь Свое вечное Царствие и неизглаголанное блаженство даже за малый хлеб, вино и какое-то одеяние нищему! О, счастливые праведники, унаследовавшие эту усладу за малое содеянное благо!

Возблагодарив доблестных, Царь с гневом и несравненным раздражением обращает Свое лице на несчастных грешников. Он говорит им: “О, беззаконные и нечестивейшие, пришло время, чтобы вы вкусили по достоинству ваших дел. О, неблагодарные! Вы презирали Мой Закон. Вы не обращали внимания на Мои заповеди. Вы топтали Моих рабов, думая, что вы не будете давать ответа за ваши дела. Увы вам! Теперь вы постигнете свою низость! О, Моего виноградника ветви безплодные! Я никогда не отходил, чтобы напоять вас влагой Моей благодати, водой Моей мудрости. Я просвещал вас солнцем Веры и питал вас пищей Моих Таинств. Я дал вам Ангелов на стражу и одаривал многой другой благодатью. А вы, неблагодарные, воздали Мне лукавством и пороком вместо блага. Вместо зрелой грозди, вместо плода благого дела, вы произвели колючки и волчцы. Я стал человеком по любви к вам, Я много трудился, чтобы искупить вас от праотеческого греха. Я был предан в руки беззаконников, бичуем, оплеван, увенчан терном и умер на Кресте позорно ради вас, - чтобы вас искупить из вечного плена и сделать наследниками Царствия Моего. А вы, неблагодарные, что сделали в ответ на великие благодеяния ради вас? Были ли вы милостивы? Испытывали ли себя постами, бдениями, исполнением заповедей, что должны были бы делать? Вы выказали великую неблагодарность к Моим Страстям, вы презирали Мои Таинства и совершали все, что вам хотелось: блуд, убийство, другие беззакония. На Меня вы не смотрели. У вас были другие боги. Часто и безстыдно вы хулили Мое имя.

Итак, если вы жили таким образом и не соблюдали Мои заповеди, то теперь у вас не будет никакой части со Мною во Царствии Моем”.

Но как я изложу, братья мои, то страшное решение, которое будет произнесено против тех, кого обличит Владыка? Поистине, дрожит моя рука. Из глаз моих льются слезы, я не могу писать, мой язык лишается речи, и кровь холодеет. Гортань моя охрипла, и я не могу ничего не сказать. В исступлении небо, дрожит земля, отчаялось море и поколеблены все стихии творения! О, камни! О, растения и травы! Слышьте осуждение грешников, страшное решение, и соболезнуйте им, из листьев источая слезы! О, если бы в тот час было возможно, чтобы мой глас услышали во всех пределах земных, и его слушали все, богатые и бедные, мужчины и женщины. Они вняли бы в дрожь приводящему судебному решению Праведнейшего Судии против грешников, Его словам Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелам его. О, безутешное несчастье! О, неисповедимая беда. Плачьте все слушатели и рыдайте. Ибо это судебное решение ужасно и неизменно, скорбь вечна, и боль не знает успокоения. Его слово будет такой силы, что тотчас разверзнется земля, чтобы поглотить в бездну тех, кто бренчали на китаре и бубне, наслаждались звуками и радовались игре инструментов и израсходовали напрасно, незаметно для себе и безвременно свои дни. Об этом падении пишет Иоанн в Откровении. Пал Вавилон великий и стал обиталищем демонов, и темницей всякого нечистого духа. И после еще говорит: Я видел Ангела крепкого. Он поднял высоко камень, большой, как мельничный жернов, и бросил его в море со словами: В такой буре утонет великая земля Вавилона, и никогда не поднимется из пучины. Так падут грешники в ту полную рыданий глубину, темнейшее место нескончаемого мучения.

Слушатели, как вы думаете, какую великую скорбь и горечь восприимут несчастные, когда будут разлучены? Друг будет отделен от друга, отец от любимых детей, муж от возлюбленной супруги. И одни пойдут в вечную жизнь, а другие в нескончаемое мучения. Тогда один будет проклинать другого. Отец скажет своим детям: “Будь ты проклят сын, и будь ты проклята, дочь. Ибо из-за безмерной любви к вам, чтобы вас благородно воспитать и тебя выдать замуж, сделать вас богатыми, я возненавидел свою душу и не помнил о заповедях Господних. Я похищал чужое, был несправедлив, чтобы вас обогатить. И теперь я мучаюсь из-за вас”. А дети скажут, в свою очередь, родителям: “Проклятье вам, нечестивые и беззаконные родители, что вы нас не учили заповедям Господа, не руководили нами ко спасению. Какую пользу вы нам принесли своим богатством? Оно было причиной нашей гибели, потому что вы его приобрели не праведно, но хищением и стяжательством. А мы, потому что у нас благодаря вам было много денег делали все то, что хочет плоть. Если бы мы были беднее, то не грешили так безстыдно. Проклятье вам, бездумные из бездумных, что вы для того, чтобы нас обогатить, дать нам временно землю и тленное удовольствие, лишили нас вечного блаженства. И мы, и вы отделены от Бога и осуждены в нескончаемый огонь”. И многое другое скажет один родственник другому, но уже без всякой пользы, ибо совершенно ничего не значит тогда покаяние. Слышите, мирские благороднейшие люди, какую пользу вы получаете, что делаете ваших детей богатыми? Какого мучения вы становитесь причиной? Что же вы так жаждете проклятого серебра? Почему вы желаете денег и копите их себе на погибель? Почему вы их не даете бедным, чтобы Господь вернул вам этот долг на всенародном судебном собрании, чтобы Он вас благословил пред лицом всех, сделал вас сонаследниками Его Царствия? Но вы предпочли, не сообразив, мучиться за то, что сделали ваших детей богатыми, оставили их грешниками.

Есть некоторые безумные и объятые бесами люди, что они возразят на сказанное: “Кто знает, правда ли, что мы воскреснем после такого промежутка времени? Ведь от нас не останется и кусочка кости, все мы станем прахом и землей, на которую никто не обратит внимания”. О, богохульство! Кто отрицает безсмертие души и говорит, что нет воскресения мертвых, тот совершенный безбожник. Сказать так - все равно, что сказать, что Бога нет. Это открывает дверь всякой мерзости и заставляет делать зло, предлагаемое бесом. Если нет другой жизни после смерти, то необходимо избегать духовной доблести, совершать все, что хочет плоть, вести безчестную и свинскую жизнь, стремиться к тому, что противно совести, жить как безсловесные и лишенные ума животные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...