Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческие проблемные задания




Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) “правильных ответов”. Часто “правильный ответ” неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (договора, искового заявления), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.

Мозговой штурм (мозговая атака)

Мозговой штурм (МШ) – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа МШ – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы студенты генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, “Какие последствия влечет для гражданина заключение договора дарения?”).

 

  Правила мозгового штурма   · Каждый может свободно высказывать предложения · Студенты высказываются по очереди, точно и кратко · Любые предложения принимаются и одобряются · Все предложения записываются · Нельзя критиковать и комментировать предложения · Можно развивать предыдущие идеи  

 

В МШ велика роль преподавателя. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если студенты неожиданно остановились). Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам МШ. Записывать может сам преподаватель или один из студентов. Преподаватель может просить студентов повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но, ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять студентов генерировать идеи.

Второй этап МШ – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап МШ) и аналитиков (проводят второй этап МШ). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Дерево решений

Этот метод является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Юрист работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом – с множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист стоит перед необходимостью выбрать оптимальный вариант решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение “дерева решений” – простой практический способ “взвесить” преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:

 

Проблема:  
Вариант 1:     Вариант 2: Вариант 3:
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
           

 

Принципиально важно проанализировать и взвесить все имеющиеся варианты, причем не только с позиции сегодняшнего дня, но и с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм.

Займи позицию

Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что студенты изначально не определили свои позиции по обсуждаемому вопросу. Метод “Займи позицию” помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы), например: “Вы за или против признания гражданина недееспособным?». Все студенты, подумав над вопросом, должны занять позицию – т.е. подойти к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

 

 

  Абсолютно за       Абсолютно против
  Скорее за       Скорее против

 

Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выступить с дискуссионным утверждением, например: “Необходимо регистрировать сделки с недвижимым имуществом”. А затем также попросить занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению:

 

  Полностью согласен       Полностью не согласен
     
  Скорее согласен       Скорее не согласен

 

Заняв позиции, студенты обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняя свою позицию (например, “я за регистрацию сделок с земельными участками”), или приводя аргументы в поддержку своей позиции (например, “я не считаю необходимым регистрацию всех сделок с недвижимым имуществом, так как этого прямо не требует закон”). Представители разных позиций выступают по очереди. При этом любой студент может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

 

Работа в малых группах

Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех студентов. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5-7 человек.

При работе в малой группе из пяти человек студенты могут выполнять следующие роли:

· Ведущий (посредник-организатор работы группы)

· Секретарь (записывает результаты работы)

· Докладчик (представляет результаты работы группы другим группам)

· Наблюдатель (о роли наблюдателя ниже)

· Хронометрист (следит за временем, отпущенным на групповую работу)

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому студенту группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли.

Рекомендуется объединять в одной группе студентов с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом и культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон.

Существует много способов распределения по группам.

· Можно заранее составить списки групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы.

· Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить всех студентов рассчитаться “на первый-второй-третий…” по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую и так далее.

· Еще один способ – в зависимости от позиции по обсуждаемой проблеме. Например, при анализе и оценке ситуации с признаками этического нарушения, можно выяснить первоначальное мнение студентов и соответственно разделить на группы – первая группа - те, кто видит нарушение, вторая группа – те, кто не видит нарушения, третья группа – те, кто не может определиться.

· Наконец, кажущийся самым простым способ – по желанию студентов. В данном случае есть опасность, что группы будут слишком неравномерными.

Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно долго, чтобы студенты могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем студентам поработать с разными людьми и узнать их.

Студенты постепенно будут осознавать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе. Чтобы помочь студентам приобрести эти навыки, стоит выбрать “наблюдателей”, которые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами, обращая внимание на следующие аспекты (можно составить, например, такую форму для наблюдения с указанными вопросами и заполнять ее по ходу работы группы):

 

Уважение к правам и мнениям других людей. Каждый ли член группы имеет равную возможность высказаться?  
Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди, которые стараются любыми способами навязать свою точку зрения другим?  
Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция им близка?  
Готовность слушать. Говорят ли члены группы больше сами, чем прислушиваются к словам других?  
Конфликт. Если возникает конфликт мнений, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Выносят ли они вызвавшие разногласия вопросы на открытое обсуждение?  
Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли уточняющие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника, соблюдают ли правила вежливости?    

 

После окончания групповой работы, ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, схемы, таблицы и т.п.). Преподавателю не следует забывать выяснить: чем обосновано такое решение группы? Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к общему согласию? Представители других групп также могут задавать вопросы. Преподаватель может сравнить стиль работы разных групп, проанализировать, как он повлиял на эффективность работы, обсудить значение правил работы в группе.

 

  Правила проведения дискуссии в группе:   · Каждый студент имеет возможность высказаться, если захочет   · Все студенты группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними   · Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали   · Все студенты делают замечания кратко и по существу   · Каждый студент, даже защищая свою точку зрения, открыт для восприятия чужих идей, мнений и интересов других студентов.   · Все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мирным путем с учетом интересов студентов и правил работы   · Все студенты стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу

Ролевые игры

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре студентам предлагается “сыграть” другого человека или “разыграть” определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование)…

При этом студент может выступать не только в роли юриста: консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в “роли” клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты (например, “После проведения этой ролевой игры студенты смогут осуществлять защиту суде” или “После проведения этой ролевой игры студенты смогут выработать позицию по гражданскому делу”).

Затем потребуется разработать или адаптировать учебные материалы – универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует. В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подготовленности студентов, их специализации, приоритетов и вкусов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела – если дело реальное, его, возможно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание деталями. Некоторую опасность представляют вымышленные фабулы – здесь увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тогда, например, студент вместо запланированной вами подготовки к допросу потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая подвох со стороны автора фабулы. Целесообразно готовить к ролевой игре следующие материалы:

q Фабула дела представляет краткое описание ситуации, известное всем студентам.

q Информация по делу и инструкции для исполнителей ролей. Информация может быть представлена в виде простого повествования или в форме документов. Часть информации может быть конфиденциальной, известной только одному студенту. По поводу части информации могут быть особые инструкции, например для исполнителя роли допрашиваемого “о наличии у вас второй группы инвалидности расскажите только в ответ на прямой вопрос о состоянии здоровья”.

q Инструкция для наблюдателей может включать список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе игры, чтобы подготовиться к комментированию, например: “Использовал ли допрашивающий тактические приемы преодоления ложных показаний? Если использовал, то, когда, в каком месте допроса? Приведите пример такого использованного приема».

q Преподаватель не должен забыть, что он должен предварительно описать ожидаемые учебные результаты и пошаговый план проведения игры. Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабатывать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указанием времени на выполнение каждого элемента занятия.

Последовательность в проведении ролевой игры:

1. Мотивация (фокусировка)

2. Согласование ожидаемых учебных результатов

3. Договоренность о терминах

4. Представление плана игры: оптимально, если план вместе с указанием времени на выполнение каждого шага роздан всем студентам или вывешен на плакате.

5. Представление правил игры: необходимо напомнить, что будут делать исполнители ролей и наблюдатели на каждом этапе.

6. Демонстрация (иногда, особенно в начале обучения новому навыку, приглашенный специалист или сам преподаватель может показать несколько вариантов действий юриста в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения

7. Распределение ролей: оптимально запланировать заранее распределение по ролям, учитывая опыт предыдущих занятий и необходимость предоставить всем равные возможности для участия в различных ролях – юристов, клиентов, наблюдателей. Студенты в соответствии с их ролями получают заранее приготовленные материалы.

8. Подготовка к ролевой игре (если необходимо, студенты могут договориться об увеличении времени на подготовку, готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей).

9. Ролевая игра: исполнители ролей действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия студентов, но ведут записи для последующего комментирования.

10. Ролевая обратная связь: исполнители ролей комментируют происшедшее, не выходя из ролей, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга.

11. Деловая обратная связь (студенты, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия исполнителя роли юриста. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования).

12. Комментирование специалиста: приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия исполнителей ролей юристов, и обращают внимание на плюсы и минусы ранее прозвучавших комментариев.

13. Связь с другими занятиями, курсами, предметами: студенты могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет содержание предыдущих и последующих курсов, занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс гражданского процесса может быть полезен для обучения порядка ведения судебного процесса, и т.д.

Для упрощения процесса подготовки можно предложить следующее процентное соотношение времени на проведение отдельных элементов ролевой игры:

 

Элемент ролевой игры Время на его проведение в %
  1. Мотивация (фокусировка) 2. Согласование ожидаемых учебных результатов 3. Договоренность о терминах     15 %
4. Распределение ролей 5. Подготовка к ролевой игре    15 %
  6. Собственно ролевая игра     25 %
  7. Ролевая обратная связь 8. Деловая обратная связь 9. Комментирование специалиста 10. Связь с другими занятиями, курсами, предметами     35 %

 

Опыт показывает, что наиболее ценным элементом оказывается “деловая обратная связь”, проводимая в соответствии с правилами комментирования. Необходимо тщательно планировать время, отведенное на каждый шаг ролевой игры, и следить за соблюдением плана, чтобы успеть плодотворно обсудить действия активных студентов, тогда игра будет иметь обучающий эффект. Планирование времени – это не просто вспомогательное действие. Это также отработка навыков организации работы, управления временем, планирования беседы, выступления в суде и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...