Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение критериев и механизм оценивания.




Под оцениванием на интерактивных занятиях понимается, естественно, не выставление оценок, а проверка достижения запланированных результатов, анализ эффективности занятия. Размышление о критериях и механизме оценивания может существенно помочь уточнить учебные результаты.

После определения ожидаемого результата по формуле “После этого занятия студент сможет сделать…” преподавателю рекомендуется задать себе вопрос: а как проверить, что результат достигнут? И здесь снова нужно задуматься не о действиях преподавателя, а о действиях студента. Что должен сделать студент, чтобы я (преподаватель) убедился, что результат достигнут? Т.е. как он (студент) докажет мне (преподавателю), что теперь он “сможет сделать…”?

И тут опять помогает формула описания результатов занятия – студент должен сделать буквально то, что мы описали в нашей формулировке ожидаемого результата. Если этого не получается, надо проверить, правильно ли сформулирован ожидаемый результат – описывает ли он деятельность студента.

Например, если мы определили результат так: “После занятия студент сможет подготовить проект договора”, то способ проверки очевиден: надо, чтобы студент подготовил такой проект. Если он сможет это сделать, значит, результат достигнут. Кажется, что это так просто. Но возникает вопрос: а как, на основании каких критериев преподаватель примет решение, что студент действительно справился?

Например, для данного результата такими критериями для проверки могут быть такие результаты:

- Студент уяснил существенные условия договора

- Студент определил вид договора

- Студент подготовил перечень условий договора и т. д.

Преподаватель должен проследить, чтобы выбранные критерии не противоречили и не выходили за пределы выбранного учебного результата. Либо нужно вновь переформулировать, уточнить, изменить ожидаемый учебный результат.

На хороших интерактивных занятиях механизм оценивания встроен в само занятие, т.е. оценивание является интегрированным. Это логично – раз обучение проходит через деятельность, то и механизм оценивания должен быть адекватным. Иными словами, чтобы студент смог что-то сделать после занятия, он именно это и должен попробовать сделать и осмыслить во время занятия. Определение критериев оценивания помогает выбрать метод проведения занятия, в который и заложен механизм оценивания.

Выбор метода.

Выбор метода (приема проведения занятия) предопределяется ожидаемыми учебными результатами и критериями оценки достижения этих результатов, так как преподаватель уже знает, что должен делать студент. Интерактивное обучение означает взаимодействие здесь и сейчас. То, что преподаватель запланировал как результат, теперь превращается в процесс. Например, если результат “После занятия студент сможет подготовить исковое заявление» то на занятии наш студент будет готовиться к сочинению искового заявления: определять суть спора, продумывать содержание иска, искать нормативные акты, регулирующие возникший спор и т.п. Если что-то описанное в формулировке результата оказалось непригодным для реального осуществления на занятии, видимо, надо снова пересмотреть результат и затем уточнить критерии оценивания.

Как нам организовать взаимодействие студентов с информацией, друг с другом и с преподавателем, чтобы создать необходимую образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, в которой студент будет готовиться к подготовке проекта иска?Ответив на этот вопрос, мы и выберем метод.

Для создания необходимой образовательной ситуации в данном случае подходит множество интерактивных методов: анализ материалов дела и обсуждение в малой группе и дерево решений и т.п.

На выбор метода влияют и вкусы, и подготовленность преподавателя, и подготовленность студентов, и наличие необходимых ресурсов, и количество времени для занятия и подготовки к нему, и, вероятно, другие факторы.

Проверить соответствие метода учебному результату можно с помощью критериев оценивания. Будет ли у студента возможность проявить себя, продемонстрировать свои возможности в соответствии с критериями? Если да, мы выбрали подходящий метод. Если нет, надо или менять метод, или снова задуматься: а реалистичный ли результат мы запланировали?

Подготовка необходимой информации.

Итак, если преподаватель хочет, чтобы на занятии студент смог подготовить проект искового заявления, он, как минимум, должен предоставить студенту информацию о ситуации. Он можем представить информацию в разной форме, например:

- рассказать о ситуации

- попросить ознакомиться с материалами дела

- показать видеозапись (из фильма, или специально подготовленную)

- разыграть ситуацию

- и т.д.

Предварительно данная информация должна быть проанализирована преподавателем с точки зрения критериев оценивания. Сможет ли студент продемонстрировать все, что преподаватель запланировал, работая с этой информацией?

Преподавателю также необходимо удостовериться, что студенты располагают необходимой правовой информацией. Даже если эта информация, в принципе, прекрасно известна студентам, как правило, необходимо ее “освежить”, представить в наглядном виде, удобном для использования. Снова обратимся к критериям оценивания, посмотрим, как преподаватель хочет, чтобы студенты работали с этой информацией. Например, если он хочет, чтобы студент сделал ссылку на норму права, то, очевидно, студенты должны располагать текстами применимых нормативных актов. И снова вопрос: в каком виде представить эту информацию? Можно положить перед студентом сборники законов и Постановлений Пленума Верховного Суда, комментарии к кодексам, обобщения судебной практики и т.п. Тут преподавателю необходимо снова вернуться к планируемым учебным результатам, критериям и рассмотреть их в сочетании с выбранным методом. Не окажется ли так, что в результате такого представления правовой информации студент в первую очередь отработает и продемонстрирует нам навыки работы с документами, ориентирования в законодательстве, поиска применимой нормы. Но ведь такой результат не планировался! Значит, нужно или изменить форму подачи правовой информации (например, приготовить подборку заведомо применимых текстов, или дать прямые ссылки), или вновь задуматься над формулировкой результата и, возможно, снова уточнить его.

Наконец, преподавателю следует продумать, какие инструкции он должен дать студенту и как их представить. Изложить ли их устно, или заранее подготовить и размножить текст с этими инструкциями.

 

Выбор способа мотивации

Под учебной мотивацией вернее понимать привлечение внимания непосредственно к проблеме, на разрешение которой направлена деятельность, описанная в сформулированном результате занятия. Такая проблемная мотивация – сама по себе мини-упражнение, в результате которого студент должен сказать себе: я хочу узнать, понять … (что запланировал преподаватель в качестве результата в области знаний), я хочу научиться делать …(что запланировал преподаватель в качестве результата в области навыков), меня волнует, тревожит … (что запланировал преподаватель в качестве результата в области ценностей).

Способов такой проблемной мотивации множество: рассказы, демонстрации ситуаций, цитаты из юридических документов, из прессы, провокационные вопросы, видеофрагменты, демонстрация картин, карикатур, фотографий, ролевые игры и т.д. и т.п. В качестве мотивации может выступать и выступление приглашенного специалиста.

Иногда на этом этапе обнаруживается, что «замотивировать» студентов трудно или на это требуется огромное время и усилия. Это повод снова вернуться к пересмотру ранее запланированного результата.

 

6. Детальное планирование занятия.

Теперь преподаватель готов к составлению детального, пошагового плана занятия (с указанием всех действий студентов во время занятия и времени на каждый элемент).

Эти элементы располагаются в соответствии со структурой занятия примерно одинаково:

- Мотивация

- Согласование ожидаемых результатов

- Предоставление информации

- Выполнение студентами задания

- Подведение итогов

В план, как правило, вносят также список необходимых для проведения занятия ресурсов (перечень материалов для предварительного чтения, раздаточных материалов, необходимое оборудование и т.п.).

Подведение итогов. Речь идет об организации рефлексии (самоанализа) студентов и получении от них обратной связи. Что нужно сделать, чтобы студенты сами проверили достижение результатов? В идеале стоило бы повторить занятие с другим методом или другими упражнениями и вместе со студентами проанализировать изменения в их знаниях, умениях, ценностных установках. Но на такую роскошь обычно нет времени. Тем не менее, на подведение итогов рекомендуется отводить значительное время, чтобы проводить его неформально.

В зависимости от запланированного результата можно подготовить набор контрольных вопросов, мини-заданий, возможно – оценочных форм, анкет, вопросников, позволяющих студентам еще раз продумать и прочувствовать проблематику занятия, ответить для себя на вопрос: смогу ли я теперь, после занятия сделать то, что было запланировано? Если нет, то, каких знаний, навыков, качеств мне не хватает? Как восполнить эти пробелы? И при этом вновь не обойтись без обращения к запланированным учебным заданиям и критериям оценивания. И вновь на этой стадии можно уточнить запланированный результат.

7. Проверка плана и материалов.

Проверка плана и материалов, кроме обычной редакторской правки, предполагает тестирование плана на реальность. Особенно это касается времени, отведенного на отдельные элементы. Преподавателю необходимое продумать каждую минуту занятия – кто и что будет делать, сколько это реально займет времени, какие инструкции придется дать дополнительно, отражено ли это в плане, какие ресурсы и когда будут использованы, отражено ли это в плане. Планировать время надо на каждый элемент с запасом. И все время проверять: чем будут заниматься студенты, соответствует ли эта деятельность тому, что было запланировано (см. результат и критерии оценивания). Достаточно ли времени предоставляется студентам на выполнение задания, достаточно ли информации, ясны ли инструкции? Может быть лучше уменьшить количество результатов или упростить их?

8. Тестирование плана и материалов.

Было бы очень полезно проводить вновь разработанное “пилотное” занятие в “тепличной” дружественной атмосфере с участием коллег- преподавателей.

При этом часть коллег играет роль студентов, часть выступает в качестве наблюдателей. После проведения занятия обсуждается план занятия и материалы. Наблюдатели до занятия (и «студенты» при обсуждении) должны располагать планом, материалами. Для обсуждения необходимо также разъяснить участникам критерии оценивания для однозначного понимания ожидаемых результатов. Имеет смысл обсуждать занятие в той же последовательности, как и его разработку, начиная с ожидаемых результатов. Цель наблюдателей и всех участников обсуждения – отметить недостатки и предложить усовершенствования плана и материалов занятия.

9. Переработка плана и материалов

На основе опыта тестирования происходит переработка плана и материалов занятия. При этом рекомендуется снова полностью пройти весь алгоритм.

 

10. Практическое использование плана и материалов

Очень важно, чтобы при этом преподаватель относился к каждому занятию еще и как к собственному обучению, в том числе и обучению разработке занятия. Идеальных, совершенных планов занятий просто не существует и не может быть. Реальный план, реализуемый на занятии, также всегда будет отличаться от заранее подготовленного. И это нормально. Гораздо страшнее – механическое воспроизведение плана для разных групп студентов без учета их индивидуальных и групповых особенностей. Поэтому чужие планы стоит использовать лишь как примеры.

11. Доработка плана и материалов

Хотелось бы, чтобы одновременно с практическим использованием планов и материалов преподаватели продолжали работу по их улучшению, в том числе, посещая занятия друг друга и в дальнейшем совместно анализируя их. Иногда при этом максимум внимания уделяется действиям преподавателя, но часто неудачи на занятии связаны не с ошибками при его проведении, а с некачественным планом.

 

Выбор любого метода обучения обусловлен запланированным результатом занятия, а эффективность использования метода в первую очередь зависит от той атмосферы, которая сложилась на занятии, от той профессиональной культуры, которую демонстрируют преподаватель и студенты.

 

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра гражданского права

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...