Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезисы лекции по теме  2. Административно – правовой статус индивидуальных




Тезисы лекции по теме  2. Административно – правовой статус индивидуальных

                                                   субъектов

Дата проведения – 12. 05. 2020г. Время – 2 часа.

                                    

                                  

                                        План лекции

1. Понятие и сущность административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

2. Содержание административно-правового статуса России..

3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

 

 

Субъектами административного права, т. е. участниками административно-правовых отношений могут быть как физические лица (индивидуальные субъекты), так и коллективные образования – органы государства и местного самоуправления, предприятия. учреждения, общественные объединения. Каждый из них обладает своим правовым статусом. Изучая рассматриваемую тему, необходимо уяснить основные элементы административно - правового статуса: права и обязанности, которыми обладают граждане России в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также ответственность за ненадлежащую реализацию прав и обязанностей.              

 

 1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами публичной административной власти, урегулированное нормами административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

В основе административно-правового статуса индивида лежат административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

Правосубъектность включает два элемента: административную правоспособность – способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права и административную дееспособность – способность своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами.

Административная правоспособность гражданина РФ возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти человека либо с момента выхода его из гражданства Российской Федерации.

Административная дееспособность возникает постепенно, при этом возраст, прн достижении которого гражданин становится полностью или частично административно-дееспособным, в законе четко не определен. Например, право на образование гражданин может реализовать при достижении 7-летнего возраста, право на вступление в детские общественные объединения – с 8 лет, на получение документа, удостоверяющего личность (паспорта) – с 14 лет, обязанность отвечать за свои противоправные действия - с 16 лет. Но даже при достижении 18-летнего возраста нельзя считать гражданина полностью дееспособным. Так, право на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения (травматического) наступает при достижении 21 года и т. д. Кроме того, законодательством предусмотрен ряд обстоятельств, ограничивающих административную дееспособность, например, уровень образования, состояние здоровья и др.

В юридической литературе нередко в качестве самостоятельного элемента правосубъектности выделяют административную деликтоспособность, т. е. способность отвечать за совершение административных правонарушений, которая наступает, как уже отмечалось с 16-летнего возраста.

Административная правоспособность иностранного гражданина возникает с момента въезда на территорию РФ и прекращается в момент выезда с территории нашей страны. Его административная дееспособность может быть ограничена в связи с различными обстоятельствами.

2. Административно-правовой статус гражданина включает права, обязанности, гарантии и ответственность.

Административно правовой статус гражданина РФ основан на статусе конституционном, который закреплен в Конституции России. В главе 2 перечислены основные права и обязанности граждан, а также гарантии, которые направлены на то, чтобы обеспечить гражданину возможность реализовать предоставленные ему права.

К числу основных прав, которые составляют административно – правовой статус гражданина, можно отнести следующие права:

- на обращение в органы государства;

- поступления на государственную службу;

- собираться мирно, проводить митинги, шествия, демонстрации и т. п.;

- на свободу передвижения по территории России, а также выезжать с территории РФ и въезжать в РФ;

- на объединение;

- на получение информации в органах государства и др.

Следует отметить, что в Конституции названные права только названы, порядок же их реализации регулируется с помощью специальных федеральных законов, которые относятся в отрасли административного права. Среди названных законов следует выделить ФЗ от 02. 05. 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ФЗ от 19. 06. 25. 06. 1993г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ», ФЗ от 19. 06. 2004г. «О митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании», ФЗ от 27. 05. 2003 «О системе государственной службы РФ» и др. Внимательно изучите названные правовые акты.

 Основными обязанностями граждан в сфере управления являются: воинская обязанность, обязанность платить налоги, обязанность соблюдать законы РФ, из которой вытекает много дополнительных конкретных обязанностей. Особое внимание необходимо обратить на воинскую обязанность, порядок осуществления которой регламентирован ФЗ от 28. 03. 1998г. «О воинской обязанности и военной службе». Нужно четко представлять, какие элементы включены в понятие воинской обязанности и каков порядок ее реализации.

Элементом правового статуса гражданина является административная ответственность, которая наступает при достижении 16-летнего возраста

Важным элементом административно-правового статуса являются гарантии, т. е. те возможности, которые предоставляет государство, чтобы гражданин мог реально пользоваться закрепленными правами и свободами. Выделяют гарантии политические, экономические, организационные и юридические.

К юридическим гарантиям относятся:

- возможность обжаловать решения и действия органов государства и их должностных лиц. Жалоба может быть подана как в административном порядке, т. е. в вышестоящий орган (должностному лицу, так и в судебном порядке. Порядок рассмотрения административной жалобы регулируется ФЗ от 02. 05. 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», жалобы, поданные в суд, подлежат рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства в РФ, который вступил в действие с15 сентября 2015г.

- возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью;

- возможность требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями представителей органов государства,

-  презумпция невиновности и др.

Помимо общего административно-правового статуса гражданин может обладать специальными статусами, а именно: статусом студента, статусом государственного служащего, статусом военнослужащего, статусом субъекта разрешительной системы, статусом правонарушителя и др.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан – основными правовыми актами, регламентирующими статус иностранцев и лиц без гражданства, являются федеральные законы от 25 июля 2002г. « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Иностранные граждане подразделяются на три группы:

- временно пребывающие на территории РФ, срок пребывания определяется сроком действия визы, а при безвизовом обмене - не может превышать 90 дней;

- временно проживающие – имеющие разрешение на временное проживание на срок три года;

- постоянно проживающие – иностранцы, имеющие вид на жительство, который выдается без ограничения срока действия.

Ограничения правового статуса иностранных граждан:

- они не могут быть приняты на государственную и муниципальную службу;

- они не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну;

- на них не распространяется воинская обязанность, за некоторыми исключениями;

- они не могут быть членами политических партий;

- для них может быть установлен особый порядок передвижения по территории РФ;

- их административная деликтоспособность специфична, только к ним может быть применено такое административное наказание, как выдворение за пределы Российской Федерации др.

Важное значение имеет изучение порядка въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, который регулируется ФЗ от 15. 08. 1996г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Нужно четко представлять чем он характеризуется.

Для закрепления учебного материала целесообразно ознакомиться с учебником «Административное право» под ред. А. С. Телегина. Пермь. 2020. Стр. 56-82.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...