Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста




Литература: Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1980.

Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и наши внуки. – М., 1989.

Лысенкова С.Н. Когда легко учится. – Мн., 1990.

Обучаем по системе Л.В.Занкова /И.И.Аргинская и др. - М., 1991.

Новаторы – как правило, практические работники, которые за многолетний отрезок времени показали эффективность нетрадиционных содержания, форм и методов обучения.

Существуют публикации, фильмы о педагогах-новаторах, их собственные педагогические труды, семинары по ознакомлению с передовым опытом.

С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться.

Новаторские особенности:

1. Чуткое отношение к детям;

2. Стремление научить всех детей;

3. Стремление пробудить интерес к учению, любовь к предмету;

4. Стремление пробудить уверенность в преодолении трудностей;

5. Разработка четко алгоритмизированных дидактических знаков, опорных схем, карточек, правил. Эти схемы выполняют опорную функцию в организации обучения, в управлении мыслительными процессами, помогают в индивидуальном обучении, в дифференциации заданий для каждого ученика, в развитии самостоятельности. Ввела понятия «управление с помощью сигналов», «комментированное управление» (проговаривание действий);

6. Создаёт ситуации спора, коллективного поиска;

7. Исключает зазубривание и отрабатывает язык предмета.

Система Л.В. Занкова. Обучаем по системе Л.В. Занкова. (по математике последователь И. Аргинская).

Цель – слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

Задачи:

1. Учить детей без двоек, без принуждения;

2. Развивать интерес к знаниям;

3. Развивать потребность самостоятельного поиска;

4. Сделать учение радостным.

Воспитатель должен помочь ребенку раскрыться, в том числе его духовным силам и интересам, способностям. Необходимо создать природосообразные условия для созревания и развития духовных сил детей, а не насильно их развивать.

Новаторские приемы:

1. Вера в каждого ребенка;

2. Принятие ребенка таким, какой он есть;

3. Обучение на более высоком уровне трудности;

4. Обучение математике более быстрыми темпами;

5. Ведущая роль теоретических знаний;

6. Осознание ребенком процесса учения;

7. Особая, доверительная атмосфера обучения;

8. Работа над развитием всех учеников;

9. Коллективный поиск учащимися, направленный учителем;

10. Особая система вопросов, которые чаще ставятся в общем виде, чтобы пробудить мысль учеников (например, «Что вы можете сказать о числе 8?). При этом учитель должен незаметно руководить рассуждениями детей.

Предполагается, что оказание любой помощи должна прекращаться, как только учащийся делает попытку самостоятельно продолжить работу.

В.Ф. Шаталов. Куда и как исчезли тройки.

Вначале разрабатывал систему для средней школы (по физике, математике, а потом по всем предметам).

Новаторские приемы:

1. Вера в силы и возможности каждого ребенка;

2. Создание особой атмосферы уважения и взаимодоверия (ребенок – учитель – родители).

3. Систематический сильный контроль и самоконтроль;

4. Многократное изложение материала с использованием опорных конспектов («сигналов»). Изучение математики дома по этим конспектам и ответ по ним же. Здесь используется опора на очень сильную зрительную память детей.

5. Принцип «маринованных огурцов» - создать такую атмосферу в классе, что ребенок хочет - не хочет, а все равно научится.

Ш.А. Амонашвили. «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети».

Принципы:

1. Чуткое отношение детям;

2. Осуществление индивидуального контроля и обучения (нашептывание ответа на ушко педагогу)

3. Использование желания детей рисовать на стенах для их развития и др.

Б.Никитин. «Мы, наши дети и внуки», «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Принципы:

1. Раннее начало. Ребенку предоставляются специальные условия для развития с самого рождения, потому что нельзя точно сказать, когда ребенок сможет это сделать.

2. Создание окружающей среды, богатой для разнообразной деятельности обстановки, (кубики с цифрами, таблицы с цифрами, касса цифр, плоскостные фигуры на стене, объемные в конструировании, циферблат, термометр и др.). Недостаточно просто обставить этим оборудованием комнату. Надо, чтобы взрослый привил к нему интерес, показал, как с ним играть и как оно используется.

3. Обеспечение свободы выбора и времени деятельности. Очень важно научиться привлекать внимание детей к нужной деятельности, прививать интерес к познавательной деятельности.

У Никитина в книге «Ступеньки творчества» перечислено около 15 приемов поддерживания интереса к познавательной деятельности. Б.Никитин называет их «правила игры».

Обеспечение достижения потолка возможностей каждого ребенка в каждом упражнении. Нужно разбивать детей хотя бы на 3 группы по способностям и применять в одном упражнении 3 варианта сложности.

Участие взрослых в жизни и играх детей, их искренняя заинтересованность, ненавязчивое, незаметное, опосредованное обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М., 1984.

3. Будько Т.С. Методические разработки конспектов комплексно-математических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Брест, 1996.

4. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург, 1997.

5. Грин Г., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1982.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб, 1996.

7. Давайте поиграем /Под ред. А.Столяра. – М., 1991.

8. Доронова Т.М., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации. – М.: Просвещение, 1992.

9. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

10. Ерофеева Т.И. и др. Математическая тетрадь для дошкольников. – М., 1992.

11. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. – М., 1984.

13. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1987.

14. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1974.

15. Логика и математика для дошкольников /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

17. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. 2-е изд., доп. – М., 1985.

18. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

19. Моро М.И. и др. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5-6 лет). 2-е изд., испр. – М., 1986.

20. Материалы конференции «Использование игровых материалов при ФЭМП». – Л., 1985.

21. Математика до школы /Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – СПб, 1998 (Библиотека программы «Детство»).

22. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

23. Педагогическая практика в группах дошкольного возраста: Учебно-методические рекомендации. – Брест, 2002.

24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., 1990.

25. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1982.

29. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

30. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1988.

31. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. – Мн., 1990.

32. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2000.

33. Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1996.

34. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. – М., 1980.

35. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М., 1982.

36. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.Столяра. – М., 1988.

Начало формы

Конец формы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...