Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятие - объект государственного регулирования




10.1. Зачем нужно государственное регулирование?

Внутренняя стабильность и международный авторитет современ­ного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государ­ства или на международной арене не совершается без расходова­ния продуктов материального производства. Ясно, что лишь наибо­лее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятель­ности производственных структур безразлично — по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприя­тия находятся в центре внимания государственных органов.

Современный рынок не сам по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это делают люди — специалисты и руководители, непосредственно связанные с производством и рас­пределением материальных благ. Достаточно обратиться к опыту добычи и потребления нефтепродуктов на мировых рынках, кото­рые управляются из единого центра — ОПЕК и не допускают серь­езного дисбаланса. За положение дел на нефтяном рынке отвечают как непосредственные руководители предприятий, так и чиновни­ки государственных органов стран—членов ОПЕК.

Отказ государственных органов от участия в управлении эконо­микой и передача всей ответственности на уровень предприятий — действия, которые не отвечают потребностям развития современ­ного производства и не обоснованны. Современные рыночные от­ношения практически во всех странах регулируются государствен­ным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры цен на мировом рынке, международных валютно-финансовых отноше­ний. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого опреде­ляются международными законами и государственной политикой стран.

Опыт ряда азиатских стран и послевоенных Германии и Фран­ции показал, что выход из кризиса экономики реально осуществ­ляется методами государственного регулирования, прежде всего

экономическими методами. Роль государства сводится к следую­щему:

♦ государство определяет приоритетные направления развития экономики;

♦ концентрирует ресурсы на престижных и выгодных для стра­ны направлениях экономики;

♦ выделяет субсидии;

♦ предоставляет налоговые льготы предприятиям.

Особенно важна регулирующая роль государства в организации

внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют меж­государственные правила. Поэтому укрепляются те государствен­ные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями про­дукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые струк­туры нуждаются в поддержке государства.

Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформиро­вания системы управления экономикой России и отказ от государ­ственного участия в управлении оказались в целом разрушитель­ными, вызвали резкий спад производства. Нацеленная главным об­разом на изменение экономического и государственного устройства, а не на стабилизацию и подъем производства программа не предус­матривала способы улучшения деятельности главного производ­ственного звена — предприятий, обеспечивающих выпуск продук­ции, и вследствие этого «провалилась». Пример распада Советско­го Союза в очередной раз доказывает, что идеологические и политические приоритеты как противовес экономическим законам противопоказаны. Эти приоритеты временно усиливают власть по­литиков, но разрушают экономику, заодно дискредитируя,и идео­логию, и политику государства. Механизмы управления экономи­кой, прежде всего, должны подчиняться всесторонне обоснован­ным хозяйственным законам и логике хозяйственного управления. Роль государственных органов заключается главным образом, во- первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Экономика страны — это сотни миллионов различных компо­нентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материа­лы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодей­ствии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным ме­ханизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях хозяйственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках об­щих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уров­нями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Механизм хозяйственного управления в таком случае в состоянии моментально реагировать на любые мельчайшие сбои и оперативно принуждать его отдельные звенья незамедлительно ус­транять возникающие неполадки.

Главная задача хозяйственного законодательства и государствен­ных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее защита от хозяйственных злоупот­реблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться цент­рализованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое мно­гообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а так­же вводят отдельные ограничения на их действия, способные на­нести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает про­граммы развития экономики и добивается безусловного выполне­ния этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

Для предприятий, конечно, очень важно, как ими руководят сверху. Обоснованные жалобы на бюрократизм, волокиту, некомпетентность, проявляющиеся в работе министерств, ведомств и местных органов власти, характерны не только для России. Анализ показывает, что главными причинами неудовлетворительной работы управленческого аппарата всех уровней (в том числе и государственного) являются:

♦ отсутствие полной информации, необходимой для подготов­ки и принятия эффективных решений;

♦ отсутствие эффективности разделения труда и синхронности в работе;

♦ использование рутинных методов и средств в управлении;

♦ недостаточная квалификация кадров, их слабая заинтересо­ванность в качестве труда.

Эти недостатки устраняются за счет четкого разграничения функ­ций персонала, определения степени ответственности каждого ра­ботника за порученную работу и эффективного контроля. В част­ности, государственные органы не вправе вмешиваться в текущую оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предпри­ятия соблюдают законы. Но они обязаны контролировать право­мерность хозяйственной деятельности предприятий, добиваться исполнения ими принятых норм законодательства.

Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа


зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкрет­ной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффек­тивно работает, — делают вывод эксперты ООН, — не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения аб­солютно всех стран определяются, таким образом, формой, мето­дами и профессионализмом государственного управления». Подан­ным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управле­ния (это '/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4%; тогда как доля 20% самых богатых стран, где вопросам госу­дарственного управления уделяется серьезное внимание (также '/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85%'.

В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяй­ственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охваты­вается государственным регулированием, нередко включая и рыча­ги прямого административного управления. Для этого создаются пра­вительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территори­альные и центральные органы не оставляют ни одного хозяйствен­ного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправ­дано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой — идея, чуждая современ­ным условиям хозяйствования. Наглядно пагубность подобной идеи, в частности, продемонстрировала государственная власть России в 1990-е годы. Превращение перворазрядной по экономическим по­казателям (до реформ) страны в третьеразрядную — это и есть след­ствие деятельности российского правительства.

Как отмечают исследователи, за всю новейшую историю ста­новления и развития современного рынка в индустриально разви­тых странах полная либерализация хозяйственных процессов, ха­рактеризуемая свободной конкуренцией, нигде не возникала, а вме­шательство государства в экономику всегда было естественно, что подтверждается практикой[20]. С целью исправления положения в экономике власти России подготовили и приняли ряд законов, ограничивающих стихию рынка. Основным законом, на базе кото­рого в настоящее время вводится государственное регулирование экономики России, является Гражданский кодекс РФ. В этом доку­менте, вышедшем в 1994—1996 гг., регламентируется деятельность коммерческих и некоммерческих организаций страны. При этом правила, установленные Гражданским кодексом, основываются на признании:

♦ равенства в экономике ее участников;

♦ регулируемых законами отношений между участниками;

♦ свободы выбора объекта и предмета деятельности лиц.

В Гражданском кодексе предусмотрена степень вмешательства государственных органов в деятельность юридических и физичес­ких лиц в случае, когда затрагиваются личные, общественные го­сударственные интересы и права. Устанавливаются регулируемые отношения между физическими и юридическими лицами, в том числе имущественные и деловые отношения. Минуя правила, уста­новленные Гражданским кодексом, не может быть создана и дей­ствовать ни одна фирма или объединение. В этом документе нашли отражение общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормативы, вытекающие из международных дого­воров России.

В соответствии с Гражданским кодексом и параллельно с ним действуют другие законодательные акты, которые на основе Кон­ституции РФ регулируют права и обязанности юридических и фи­зических лиц, отношения между ними, а также их отношения с государством. Важнейшими документами являются Кодекс о труде, Налоговый кодекс, законы, регулирующие денежный оборот в стра­не, ввоз товаров из-за границы и их вывоз (таможенное законода­тельство) и др.

Одним из важнейших инструментов государственного регулиро­вания экономики является государственный бюджет, который еже­годно разрабатывается правительством и утверждается парламен­том. В бюджете предусматриваются источники формирования до­ходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государ­ственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расхо­дование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулиру­ющее воздействие на экономику страны и ее субъектов (рис. 10.1).

10.2. Задачи государственного регулирования экономики

В хозяйственной практике большинства государств особую зна­чимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержа­ния сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит


средством передачи обществу информации об экономической по­литике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

♦ предвидеть перспективу, в соответствии с которой нацио­нальная экономика должна и может развиваться;

♦ определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения;

♦ поддерх<ивать и финансировать приоритетные экономичес­кие и научно-технические программы;

♦ организовать систему средне- и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;

♦ устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические цели, определять средства и спо­собы их достижения, координировать их взаимодействие;

♦ создать и развивать систему переподготовки и обучения хо­зяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

Рис. 10.1. Формы, методы и средства государственного регулирования экономики

 

Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики — это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкрет­ной стадией развития предприятия, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики прави­тельства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического

планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

Грандиозные успехи в развитии национальной экономики, отме­ченные но второй половине XX столетия в Японии, Китае, Южной Корее, Тайване и других странах, полностью обусловлены средства­ми прямого вмешательства государственных органов в механизмы экономики, в том числе планированием. В Японии, Китае, Фран­ции, Южной Корее разработкой пятилетних планов правительства стали заниматься сразу после окончания второй мировой войны.

Государственные органы планирования в Японии появились в 1946 г. сразу после окончания войны, а затем они непрерывно совершенствова­лись и укреплялись. Система и содержание японских государственных пла­нов представляют собой комплекс, состоящий из функциональных макро­экономических планов правительства и независимо планируемых объек­тов отдельных фирм. Государственные учреждения разрабатывают индикативные планы по развитию промышленности и ее отдельных от­раслей, по внешней торговле, инвестициям, финансам, а фирмы, опира­ясь па приоритеты государственного планирования, выстраивают собствен­ную хозяйственную политику и формируют собственные планы. Несмотря па отсутствие принудительного вмешательства в деятельность частного сек­тора экономики, свыше 90% всех фирм и предприятий регулярно исполь­зуют государственные источники центральной плановой информации, так как игнорирование государственных планов наносит ущерб фирмам1.

10.3. Различия методов и практики государственного регулирования

Вместе с тем единообразия управления экономикой в мире не существует и не может быть. Финский бизнесмен Юсси Хелске от­мечает, что «очень часто разговор идет о западных стандартах, о мировых стандартах, о цивилизованных нормах и т. д. Но этих поня­тий не существует. В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного госу- дарства»2. В России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевид­но, допустимы некоторые различия управления даже в рамках от­дельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынужде­ны сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудни­чество установилось и в России, в частности, между государствен­ными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государ­ственные органы Японии и США также действуют в основном со­' Mod rig. 1987, № 9, 43-48, Japan Econ/ Abm. Tokyo, 1989. P. 166-173. 2 Российская газета. 1998. 12 мая.

вместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они опре­деляют:

♦ объем необходимых инвестиций, их направление и структуру;

♦ технический уровень, а также объем и пропорции выпуска важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;

♦ уровень заработной платы и некоторые другие виды деятель­ности предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субси­дий, программ, квот и др.

Стратегический курс экономической политики Японии осо­бый — это построение регулируемой посткапиталистической сис­темы хозяйственного управления. Верхним звеном такой системы должны оставаться государственные органы и руководители круп­нейших корпораций1. Особое внимание уделяется поддержке экс­порта и аграрного сектора. Японские менеджеры и специалисты видят существенные различия хозяйствования в Японии и других странах, в том числе и в США. Если американские методы веде­ния бизнеса они считают типичным «капиталистическим хозяй­ствованием», то японские — называют типичным «человеческим хозяйствованием». Американские методы хозяйственного управ­ления японцы относят к неперспективным, отмирающим, во вся­ком случае неприемлемым для них (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Цели и приоритеты хозяйствования в Японии и США2
Японское хозяйствование Американское хозяйствование
Поддержкаи развитиепредприятия Доля завоеванного рынка, внутреннее накопление фирмы Ориентация на человека Подход к человеку как к личности Коллективизм (сотрудничество, межличностные контакты) Коллективное принятие решений Долгосрочный наем (работники-универсалы) Ключ к продолжению дела Верность и единство Сотрудничество и сосуществование Погоня за прибылью Доля прибыли на акционерный капитал, дивиденды Ориентация на материальные ценности Подход к человеку как к рабочей силе Индивидуализм (контрактные отношения, личные способности) Индивидуальное принятие решений Краткосрочный наем (работники —узкие специалисты) Ключ к получению прибыли Материальная заинтересованность Конкуренция и победа сильного над слабым

 

Что касается стран Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, то здесь нередко наблюдается прямое вме­шательство государственных органов в работу частных фирм. Так,

' Экономика и жизнь. 1993. № 24.

2 Моримого М. Очерк японского контроля и хозяйствования. Изд. МИД Японии, 1994.

С. 129.


во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разраба­тываются пятилетние планы, которые ставят значительные огра­ничения в работе как государственных, так и частных фирм.

10.4. Косвенные государственные методы регулирования экономики

Примером либерального косвенного государственного регули­рования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Велико­британия, исторический период рыночного индустриального раз­вития которых исчисляется столетиями. Германия и Великобрита­ния не применяют (подобно, например, Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные па- даты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществ­ляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.

В Германии существует центральный аппарат ТПП и 83 его земельных отделения. Центральный аппарат ТПП практически не вмешивается в ра­боту земельных отделений, но разработанные им правила являются обяза­тельными для всех. Создание региональных торговых палат предусмотрено законом, который требует обязательного участия всех предприятий в этой палате, за исключением мелких кустарных. Торговые палаты выполняют обширный перечень задач. Это регулирование межотраслевых пропорций, экспортно-импортных операций, уровня качества и конкурентоспособно­сти продукции, уровня заработной платы, инвестиций, цеп и пр.

Структура торговой палаты определяется законодательством, высший ее орган — общее собрание членов торговой палаты. В центральное правле­ние торговой палаты помимо государственных чиновников входят пред­ставители промышленных и крупных торговых предприятий, розничной торговли и др. Общее собрание немецкой торговой палаты — это «парла­мент экономики», который после обсуждений принимает принципиаль­ные решения. Создаются различные комиссии, решающие специфические вопросы. Общее собрание ежегодно утверждает бюджет, размер которого определяется поступлениями, которые обязаны платить предприятия — члены ТПП. Государство предоставляет дотации только для проведения конкретных мероприятий, например, по финансированию строительства, которое осуществляется по заказам ТПП, организации обучения и др. Круп­ные предприятия, внесенные в торговый реестр, должны уплачивать бо­лее крупные взносы. Они платят в бюджет ТПП не только постоянные взносы, по и взносы, сумма которых зависит от величины их дохода.

Структура палаты соответствует ее задачам и состоит из нескольких отделов: права и торговли, развития и планирования и др. Крупным отде­лом является отдел народного образования, задача которого — проводить мероприятия по профессиональному обучению и образованию. При этом одной из главных задач фирм — участников ТПП является предоставление специалистам определенного числа вакантных рабочих мест. Большое зна­чение придается осуществлению внешнеторговых операций, оказанию помощи основным и перспективным отраслям отдельных регионов. Одна из ведущих задач ТПП — оказание помощи лицам и организациям, начи­нающим новое дело, которые при содействии ТПП получают в достаточ­ном объеме государственные кредиты по низким процентным ставкам и необходимую информацию. Такая же поддержка отдельным фирмам ока­зывается и в области промышленности, внешних отношений и туризма, строительства и особенно при создании новых рабочих мест. На ТПП воз­ложен целый ряд правовых и обязательных функций. При решении всех правовых и экономических вопросов администрация и суды привлекают ТПП в качестве эксперта.

В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предпи­сывает ТПП те или иные функции или определяет, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не по­лучают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Член­ство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает реше­ние о вхождении в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия в степени участия государственных органов между системами орга­низации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего.

Рассмотрим деятельность ТПП в Великобритании на примере Бирмин­гема — крупнейшего промышленного города. Здесь ТПП создавалась, чтобы способствовать разработке и принятию законов, инструкций и различных правил, которые стимулировали бы развитие производства. По мере объе­динения различных предприятий стало возможным предоставлять услуги нуждающимся в них предприятиям (информационные услуги, консульти­рование, стимулирование международной торговли, подготовка кадров).

Одно из главных направлений деятельности ТПП Бирмингема — ока­зание помощи местным органам власти в развитии экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения. С внедрени­ем новой техники и развитием автоматизации в обрабатывающей промыш­ленности Бирмингема сокращаются рабочие места, и ТПП вместе с адми­нистрацией города старается открывать новые предприятия в других сек­торах промышленности. Выгода от сотрудничества в ТПП государственных органов и частных фирм обоюдна. Для руководителей города выгода зак­лючается в том, что они имеют коллективный орган, который занимается вопросами развития частного сектора, трудоустройства населения и пред­ставляет интересы бизнеса и населения. Для бизнеса выгода состоит в том, что городские власти совместно с ТПП оказывают помощь начинающим предпринимателям. Городской совет помогает создать небольшие мастерс­кие для начинающих, а ТПП оказывает консультационные услуги по ру­ководству этим бизнесом.

В ТПП имеется большой отдел, который совместно с группой обработ­ки документации занимается оперативным предоставлением информации по поступающим запросам относительно определенной продукции и ока­зания различных услуг в Великобритании и за рубежом. В информацион­ном отделе имеются сведения об инженерно-технических фирмах, с кото­рыми можно заключить контракт, и обо всех промышленных предприяти­ях Великобритании и других стран. Отдел оказывает- помощь в поиске источника и получении более детальной информации, в которой заинте­ресован потребитель. Информационный отдел сотрудничает с Институтом государственных стандартов, продавая его публикации и предоставляя ин­формацию о стандартах; работает с документацией центрального прави­тельства; оказывает помощь в подготовке всех необходимых документов для экспортных операций, помощь в вопросах экспорта и импорта (тари­фы, пошлины и т. д.); предоставляет консультации по вопросам осуществ­ления различных видов платежей, требований, связанных с получением лицензий и различных соглашений; оказывает информационные услуги городскому совету, совету по обучению и предпринимательству и совету по промышленности и торговле; имеет доступ к национальным и между­народным базам данных о различных организациях. Фирмам оказываются услуги по подбору клиентов (изготовителей какого-то конкретного вида товара и т. п.). За услуги взимается плата, которая намного ниже, чем рас­ходы на рекламу в коммерческих журналах и самостоятельный поиск дан­ных.

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий—членов ТПП, — изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевро­пейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для миро­вого бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, ока­зывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятель­ность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов по­вседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благо­приятных для них формулировок законодательных актов.

В середине 1980-х годов специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию биз­неса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой ин­формации о рынке. Перед европейскими информационными цент­рами ставится задача — оказать содействие средним и мелким фир­мам. Для этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы, соединенных электронной связью. Ев­ропейский информационный центр получает 25% финансирования от ЕС, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных услуг.

Очевидно, что структуры, аналогичные ТПП, нужны и в Рос­сии. Их можно было бы создать на базе бывшего Госснаба СССР. Об этом должны заботиться не только государственные органы, но и сами предприятия, их специалисты.

10.5. Потребность экономики в совершенствовании государственного регулирования

На путь объединения и централизации функций управления в экономике толкает необходимость экономии ресурсов. Современ­ная рыночная экономика большинства индустриальных стран За­пада по сравнению с централизованной экономикой очень обреме­нительна, поскольку требует колоссальных затрат на создание и функционирование громоздкой инфраструктуры. Было бы грубой ошибкой с переходом от централизованно управляемой экономи­ки к неуправляемому рыночному механизму надеяться на эконо­мию за счет уменьшения расходов на содержание управленческого аппарата. Напротив, аппарат управления и затраты на его содержа­ние и содержание многих посреднических структур придется уве­личить по сравнению с централизованной экономикой в несколь­ко раз. Об этом свидетельствует международный опыт.

В условиях централизованной системы значительную часть рабо­ты, связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и сбыта продукции, материально-техническим обес­печением предприятий, ценообразованием, разработкой техничес­кой политики, финансированием и некоторыми другими управлен­ческими и распределительными операциями, выполняют специали­зированные централизованные хозяйственные органы (рис. Ю.2). Это подтверждается многолетним опытом Советского Союза, где цент­ральные органы, укомплектованные профессионалами, опирались в своей работе на разветвленную сеть подчиненных им научных, про- ектно-конструкторских и консалтинговых структур, а также на цен­трализованно управляемую систему экономического учета и отчет­ности. В принципе такие органы в состоянии квалифицированно вы­полнять по заказам предприятий (фирм) основную часть рутинной расчетно-аналитической и маркетинговой поисковой работы, кото­рой заняты предприятия. Но эта работа, выполненная специализи­рованной организацией, обойдется для них в несколько раз дешев­ле, нежели выполнять ее собственным силами.

Централизованная система в Советском Союзе оказывала по­стоянное давление на предприятие, заставляя его быть не пассив­ным исполнителем, а инициатором всех взаимоотношений с уп­равляющими государственными органами. В противном случае пред­приятие теряло возможность защищать собственные интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непремен­но наказывались его руководители.

Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также перемещение материальных ресурсов от поставщиков к по­требителям при централизованной системе управления в несколь­ко раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система управления позволяет интегрировать в одном месте управленчес­


Рис. 10.2. Распределение прав и обязанностей в системе хозяйственного управления бывшего Советского Союза

 

кие операции, создает возможность, когда небольшая группа про­фессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализо­ванная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприя­тии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служа­щих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели всех индустриально развитых стран.

Например, в 1988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и

обменом, рабочие составляли 38% всей численности персонала, служащие — 49%, а инженеры и администраторы — 13%'. В том же году на производствен­ных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персо­нала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые — 28%.

В 1989 г. из 112 млн человек экономически активного населения США управленческий персонал составил 51,3 млн человек, в том числе в част­ном секторе — 41,4 млн человек[21]. В СССР из 139 млн чел., запятых в народ­ном хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14, 9 млн человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2 млн человек[22] (табл. 10.2). В связи с этим доля внепроиз- водственных затрат, которые оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в централизованной экономике СССР.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объек­тивно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой во всем мире с ках<дым годом будет повышаться.

Советскую экономику в прошлом удушало не государственное управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала де­структивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь друзьям» и «подго­товка мировой революции») до 50% доходов государства.

Таблица 10.2

Распределение занятого населения по сферам деятельности в основных индустриально развитых странах и СССР в 1989 г., %

Страны Произв одств енная сфера Непроизводств енная сфера Всего
СССР 72,2 27,8  
США 23,0 77,0  
Западная Европа 31,0 69,0  
Япония 36,0 62,0  

 

Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая уп­равленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разуме­ется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны.


Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России централизованного управления экономикой для налажива­ния нормального ритма работы предприятий требовалось отстра­нить от власти компартию и вовлечь в систему хозяйственного уп­равления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату не более 6—7 млн человек. Наряду с этим при переводе экономики на неуп­равляемые рыночные отношения единовременные и текущие рас­ходы на управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как минимум в 3—4 раза. В систему хозяйственно­го управления, прежде всего в органы управления предприятий, а также различных посреднических и коммерческих контор, требует­ся дополнительно привлечь не менее 25—35 млн человек. Безуслов­но, надо заранее определить, где взять ресурсы на образование ог­ромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям дополнительного управленческого аппарата в новых условиях рабо­ты, где (и откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно возникает вопрос: а надо ли вообще зани­маться делом, которого не знаем, практически не имея шансов для ею благополучного завершения?

10.6. Цели и формы государственного регулирования экономики

Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Моск­ву осенью 1991 г. по приглашению Научно-промышленного союза ССС

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...