Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеграции данных из неоднородных источников в распределенной среде.




ХД создаются для интегрирования данных, которые могут поступать из разнородных ОИД, физически размещающихся на разных компьютерах: БД, электронных архивов, публичных и коммерческих электронных каталогов, справочников, статистических сборников. При создании ХД приходится решать задачу построения системы, согласованно функционирующей с неоднородными программными средствами и решениями. При выборе средств реализации ХД приходится учитывать множество факторов, включающих уровень совместимости различных программных компонентов, легкость их освоения и использования, эффективность функционирования и т. д.

Потребность в эффективном хранении и обработке очень больших объемов информации. Свойство неизменности ХД предполагает накопление в нем информации за долгий период времени, что должно поддерживаться постоянным ростом объемов дисковой памяти. Ориентация на выполнение аналитических запросов и связанная с этим денормализация данных приводят к нелинейному росту объемов памяти, занимаемой ХД при возрастании объема данных. Исследования, проведенные на основе тестового набора TPC-D, показали, что для баз данных объемом в 100 Гбайт требуется память, в 4,87 раза большая объемом, чем нужно для хранения полезных данных.

Необходимость многоуровневых справочников метаданных. Для систем анализа наличие развитых метаданных (данных о данных) и средств их предоставления конечным пользователям является одним из основных условий успешной реализации ХД. Метаданные необходимы пользователям СППР для понимания структуры информации, на основании которой принимается решение. Например, прежде чем менеджер корпорации задаст системе свой вопрос, он должен понять, какая информация имеется, насколько она актуальна, можно ли ей доверять, сколько времени может занять формирование ответа и т. д. При создании ХД необходимо решать задачи хранения и удобного представления метаданных пользователям.

Повышение требований к безопасности данных. Собранная вместе и согласованная информация об истории развития корпорации, ее успехах и неудачах, о взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, об истории и состоянии рынка дает возможность анализа прошлой и текущей деятельности корпорации и построения прогнозов для будущего. Очевидно, что подобная информация является конфиденциальной и доступ к ней ограничен в пределах самой компании, не говоря уже о других компаниях. Для обеспечения безопасности данных приходится решать вопросы аутентификации пользователей, защиты данных при их перемещении в хранилище данных из оперативных баз данных и внешних источников, защиты данных при их передаче по сети и т. п.

Снижения затрат на создание ХД можно добиться, создавая его упрощенный вариант — витрину данных (Data Mart).

Концепция ХД не является законченным архитектурным решением СППР и тем более не является готовым программным продуктом. Цель концепции ХД— определить требования к данным, помещаемым в ХД, общие принципы и этапы построения ХД, основные источники данных, дать рекомендации по решению потенциальных проблем, возникающих при выгрузке, очистке, согласовании, транспортировке и загрузке данных.

Необходимо понимать, что представляет собой концепция ХД: Прежде всего это не концепция анализа данных, скорее, это концепция подготовки данных для анализа Она не предопределяет архитектуру целевой аналитической системы. Концепция ХД указывает на то, какие процессы должны выполняться в системе, но не где конкретно и как они будут выполняться.

Таким образом, концепция ХД определяет лишь самые общие принципы построения аналитической системы и в первую очередь сконцентрирована на свойствах и требованиях к данным, но не на способах организации и представления данных в целевой БД и режимах их использования. Концепция ХД описывает построение аналитической системы, но не определяет характер ее использования. Она не решает ни одну из следующих проблем: выбор наиболее эффективного для анализа способа организации данных; организация доступа к данным; использование технологии анализа.

Витрины данных

Витрина данных (ВД)— это упрощенный вариант ХД, содержащий только тематически объединенные данные.

ВД максимально приближена к конечному пользователю и содержит данные, тематически ориентированные на него (например, ВД для работников отдела маркетинга может содержать данные, необходимые для маркетингового анализа). ВД существенно меньше по объему, чем ХД, и для ее реализации не требуется больших затрат. Они могут быть реализованы как самостоятельно, так и вместе с ХД.

Самостоятельные ВД часто появляются в организации исторически и встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, решающих собственные аналитические задачи.

Достоинствами такого подхода являются:

- проектирование ВД для ответов на определенный круг вопросов;

- быстрое внедрение автономных ВД и получение отдачи;

- упрощение процедур заполнения ВД и повышение их производительности за счет учета потребностей определенного круга пользователей.

Недостатками автономных ВД являются:

- многократное хранение данных в разных ВД, что приводит к увеличению расходов на их хранение и потенциальным проблемам, связанным с необходимостью поддержания непротиворечивости данных;

- отсутствие консолидированное™ данных на уровне предметной области, а следовательно — отсутствие единой картины.

В последнее время все более популярной становится идея совместить ХД и ВД в одной системе. В этом случае ХД используется в качестве единственного источника интегрированных данных для всех ВД

Достоинствами такого подхода являются:: простота создания и наполнения ВД, поскольку наполнение происходит из единого стандартизованного надежного источника очищенных данных изХД; простота расширения СППР за счет добавления новых ВД; снижение нагрузки на основное ХД.К недостаткам относятся: избыточность (данные хранятся как в ХД, так и в ВД) и дополнительные затраты на разработку СППР с ХД и ВД.

Категории данных в ХД

Все данные в ХД делятся на три основные категории: детальные данные; агрегированные данные; метаданные.

Детальными являются данные, переносимые непосредственно из ОИД. Они соответствуют элементарным событиям, фиксируемым OLTP-системами (например, продажи, эксперименты и др.). Принято разделять все данные на измерения и факты.

Измерениями называются наборы данных, необходимые для описания событий (например, города, товары, люди и т. п.). Фактами называются данные, отражающие сущность события (например, количество проданного товара, результаты экспериментов и т. п.). Фактические данные могут быть представлены в виде числовых или категориальных значений.

В процессе эксплуатации ХД необходимость в ряде детальных данных может снизиться. Ненужные детальные данные могут храниться в архивах в сжатом виде на более емких накопителях с более медленным доступом (например, на магнитных лентах). Данные в архиве остаются доступными для обработки и анализа. Регулярно используемые для анализа данные должны храниться на накопителях с быстрым доступом (например, на жестких дисках).

На основании детальных данных могут быть получены агрегированные (обобщенные) данные. Агрегирование происходит путем суммирования числовых фактических данных по определенным измерениям. В зависимости от возможности агрегировать данные они подразделяются на следующие типы:

аддитивные — числовые фактические данные, которые могут быть просуммированы по всем измерениям;

полуаддитивные — числовые фактические данные, которые могут быть просуммированы только по определенным измерениям;

неаддитивные - фактические данные, которые не могут быть просуммированы ни по одному измерению.

Большинство пользователей работают не с детальными, а с агрегированными данными. Архитектура ХД должна предоставлять быстрый и удобный способ получать интересующую пользователя информацию. Для этого необходимо часть агрегированных данных хранить в ХД, а не вычислять их при выполнении аналитических запросов. Очевидно, что это ведет к избыточности информации и увеличению размеров ХД. Поэтому при проектировании таких систем важно добиться оптимального соотношения между вычисляемыми и хранящимися агрегированными данными. Те данные, к которым редко обращаются пользователи, могут вычисляться в процессе выполнения аналитических запросов. Данные, которые требуются более часто, должны храниться в ХД.

Метаданные

Для удобства работы с ХД необходима информация о содержащихся в нем данных. Такая информация называется метаданными (данные о данных). Согласно концепции Дж. Захмана, метаданные должны отвечать на следующие вопросы — что, кто, где, как, когда и почему:

- что (описание объектов) — метаданные описывают объекты предметной области, информация о которых хранится в ХД. Такое описание включает: атрибуты объектов, их возможные значения, соответствующие поля в информационных структурах ХД, источники информации об объектах и т. п.;

- кто (описание пользователей)— метаданные описывают категории пользователей, использующих данные. Они описывают права доступа к данным, а также включают в себя сведения о пользователях, выполнявших над данными различные операции (ввод, редактирование, загрузку, извлечение и т. п.);

- где (описание места хранения) — метаданные описывают местоположе
ние серверов, рабочих станций, ОИД, размещенные на них программные
средства и распределение между ними данных;

- как (описание действий) — метаданные описывают действия, выполняемые над данными. Описываемые действия могли выполняться как в процессе переноса из ОИД (например, исправление ошибок, расщепление полей и т. п.), так и в процессе их эксплуатации в ХД;

- когда (описание времени) — метаданные описывают время выполнения разных операций над данными (например, загрузка, агрегирование, архивирование, извлечение и т. п.);

- почему (описание причин) — метаданные описывают причины, повлекшие
выполнение над данными тех или иных операций. Такими причинами мо
гут быть требования пользователей, статистика обращений к данным
и т. п.

Так как метаданные играют важную роль в процессе работы с ХД, то к ним должен быть обеспечен удобный доступ. Для этого они сохраняются в репо-зитории метаданных с удобным для пользователя интерфейсом.

Потоки данных

Данные, поступающие из ОИД в ХД, перемещаемые внутри ХД и поступающие из ХД к аналитикам, образуют следующие информационные потоки:

- входной поток (Inflow)— образуется данными, копируемыми из ОИД вХД;

- поток обобщения (Upflow)— образуется агрегированием детальных - - данных и их сохранением в ХД;

- архивный поток (Downflow) — образуется перемещением детальных данных, количество обращений к которым снизилось;

- поток метаданных (MetaFlow) —- образуется переносом информации о данных в репозиторий данных;

- выходной поток (Outflow) — образуется данными, извлекаемыми пользователями;

- обратный поток (Feedback Flow) — образуется очищенными данными, записываемыми обратно в ОИД.

Самый мощный из информационных потоков — входной — связан с переносом данных из ОИД. Обычно информация не просто копируется в ХД, а подвергается обработке: данные очищаются и обогащаются за счет добавления новых атрибутов. Исходные данные из ОИД объединяются с информацией из внешних источников — текстовых файлов, сообщений электронной почты, электронных таблиц и др. При разработке ХД не менее 60% всех затрат связано с переносом данных.

ETL-процеес

Процесс переноса, включающий в себя этапы извлечения, преобразования и загрузки, называют ETL-процеесом (Е— extraction, Т— transformation, L — loading: извлечение, преобразование и загрузка, соответственно). Программные средства, обеспечивающие его выполнение, называются ETL-системами. Традиционно ETL-системы использовались для переноса информации из устаревших версий информационных систем в новые. В настоящее время ETL-процесс находит все большее применение для переноса данных из ОИД в ХД и ВД. Рассмотрим более подробно этапы ETL-процесса извлечение данных.

Чтобы начать ETL-процесс, необходимо извлечь данные из одного или нескольких источников и подготовить их к этапу преобразования. Можно выделить два способа извлечения данных:

1. Извлечение данных вспомогательными программными средствами непосредственно из структур хранения информации (файлов, электронных таблиц, БД и т. п. Достоинствами такого способа извлечения данных являются:

• отсутствие необходимости расширять OLTP-систему (это особенно важно, если ее структура закрыта);

• данные могут извлекаться с учетом потребностей процесса переноса.

2. Выгрузка данных средствами OLTP-систем в промежуточные структуры. Достоинствами такого подхода являются:

• возможность использовать средства OLTP-систем, адаптированные к структурам данных;

• средства выгрузки изменяются вместе с изменениями OLTP-систем и ОИД;

• возможность выполнения первого шага преобразования данных за счет определенного формата промежуточной структуры хранения данных.

Преобразование данных.

После того как сбор данных завершен, необходимо преобразовать их для размещения на новом месте. На этом этапе выполняются следующие процедуры:

- обобщение данных (aggregation) — перед загрузкой данные обобщаются. Процедура обобщения заменяет многочисленные детальные данные относительно небольшим числом агрегированных данных. Например, предположим, что данные о продажах за год занимают в нормализованной базе данных несколько тысяч записей. После обобщения данные преобразуются в меньшее число кратких записей, которые будут перенесены в ХД;

- перевод значений (value translation) — в ОИД данные часто хранятся в закодированном виде для того, чтобы сократить избыточность данных и память для их хранения. Например, названия товаров, городов, специальностей и т. п. могут храниться в сокращенном виде. Поскольку ХД содержат обобщенную информацию и рассчитаны на простое использование, закодированные данные обычно заменяют на более понятные описания;

- создание полей (field derivation)— при создании полей для конечных пользователей создается и новая информация. Например, ОИД содержит одно поле для указания количества проданных товаров, а второе — для указания цены одного экземпляра. Для исключения операции вычисления стоимости всех товаров можно создать специальное поле для ее хранения во время преобразования данных;

- очистка данных (cleaning) — направлена на выявление и удаление ошибок и несоответствий в данных с целью улучшения их качества. Проблемы с качеством встречаются в отдельных ОИД, например, в файлах и БД могут быть ошибки при вводе, отдельная информация может быть утрачена, могут присутствовать "загрязнения" данных и др. Очистка также применяется для согласования атрибутов полей таким образом, чтобы они соответствовали атрибутам базы данных назначения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...