Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Простой трубопровод постоянного сечения.




Жидкость по трубопроводу движется благодаря тому, что ее энергия в начале трубопровода больше, чем в конце. Этот перепад уровней энергии может создаваться несколькими способами: работой насоса, разностью уровней жидкости, давлением газа.

Рассмотрим простой трубопровод постоянного сечения, который расположен произвольно в пространстве (рис. 6.1), имеет общую длину l и диаметр d, а также содержит ряд местных сопротивлений (вентиль, фильтр и обратный клапан). В начальном сечении трубопровода 1-1 геометрическая высота равна z1 и избыточное давление Р1, а в конечном сечении 2-2 - соответственно z2 и Р2. Скорость потока в этих сечениях вследствие постоянства диаметра трубы одинакова и равна ν.

Рис. 6.1. Схема простого трубопровода

Запишем уравнение Бернулли для сечений 1-1 и 2-2. Поскольку скорость в обоих сечениях одинакова и α1 = α2, то скоростной напор можно не учитывать. При этом получим

или

Пьезометрическую высоту, стоящую в левой части уравнения, назовем потребным напором Нпотр. Если же эта пьезометрическая высота задана, то ее называют располагаемым напором Нрасп. Такой напор складывается из геометрической высоты Hпотр, на которую поднимается жидкость, пьезометрической высоты в конце трубопровода и суммы всех потерь напора в трубопроводе.

Назовем сумму первых двух слагаемых статическим напором, который представим как некоторую эквивалентную геометрическую высоту

а последнее слагаемое Σ h - как степенную функцию расхода

Σ h = KQm

тогда

Hпотр = Hст + KQm

где K - величина, называемая сопротивлением трубопровода; Q – расход жидкости; m – показатель степени, который имеет разные значения в зависимости от режима течения.

Для ламинарного течения при замене местных сопротивлений эквивалентными длинами сопротивление трубопровода равно

где lрасч = l + lэкв.

Численные значения эквивалентных длин lэкв для различных местных сопротивлений обычно находят опытным путем.

Для турбулентного течения, используя формулу Вейсбаха-Дарси, и выражая в ней скорость через расход, получаем

Чем больше расход Q, который необходимо обеспечить в трубопроводе, тем больше требуется потребный напор Нпотр. При ламинарном течении эта кривая изображается прямой линией (рис.6.2, а), при турбулентном - параболой с показателем степени равном двум (рис.6.2, б).

Крутизна кривых потребного напора зависит от сопротивления трубопровода K и возрастает с увеличением длины трубопровода и уменьшением диаметра, а также с увеличением местных гидравлических сопротивлений.

Величина статического напора Нст положительна в том случае, когда жидкость движется вверх или в полость с повышенным давлением, и отрицательна при опускании жидкости или движении в полость с пониженным давлением. Точка пересечения кривой потребного напора с осью абсцисс (точка А) определяет расход при движении жидкости самотеком. Потребный напор в этом случае равен нулю.

 

Параллельное соединение.

Такое соединение показано на рис. 6.4, а. Трубопроводы 1, 2 и 3 расположены горизонтально.

Рис. 6.4. Параллельное соединение трубопроводов

Обозначим полные напоры в точках М и N соответственно HM и HN, расход в основной магистрали (т.е. до разветвления и после слияния) – через Q, а в параллельных трубопроводах через Q1, Q2 и Q3; суммарные потери в этих трубопроводах через Σ1, Σ2 и Σ3.

Очевидно, что расход жидкости в основной магистрали

Q = Q1 = Q2 = Q3

Выразим потери напора в каждом из трубопроводов через полные напоры в точках М и N:

Σ h 1 = HM - HN; Σ h 2 = HM - HN; Σ h 3 = HM - HN

Отсюда делаем вывод, что

Σ h1 = Σ h2 = Σ h3

т.е. потери напора в параллельных трубопроводах равны между собой. Их можно выразить в общем виде через соответствующие расходы следующим образом

Σ h 1 = K 1 Q 1m; Σ h 2 = K 2 Q 2m; Σ h 3 = K 3 Q 3m

где K и m - определяются в зависимости от режима течения.

Из двух последних уравнений вытекает следующее правило: для построения характеристики параллельного соединения нескольких трубопроводов следует сложить абсциссы (расходы) характеристик этих трубопроводов при одинак. ординатах (Σ h).

Следящий гидропривод.

Следящим называется регулируемый гидропривод, в котором скорость движения выходного звена изменяется по определенному закону в зависимости от задающего воздействия на звено управле­ния. Выходное звено – это обычно шток гидро-цилиндра или вал гидро-мотора, а звено управления – устройство, на которое пода­ется управляющий сиг-нал.Следящий гидропривод приме­няют в тех случаях, когда непосредственное ручное управление той или иной машиной является для человека. Управление смещением зо­лотника и его обратная связь с люлькой могут быть электри­ческими. В этом случае работа насоса может регулироваться дистанционно и автоматически, например, по командам ЭВМ. Гидроприводы, в которых входным воздействием является электрический сигнал, преоб­разуемый в перемещение гидро­распределителя, называют элек­трогидравлическими. В них вы­ходное звено отслеживает из­менение электрического сигна­ла, поступающего на звено уп­равления. Рассмотрим простей­шие системы для преобразова­ния электрического сигнала в гидравлический. Гидроусилитель типа соп­ло—заслонка показан схемати­чески на рис. 3.113 состоит из сопел 1 и 4, которые вместе с подвижной заслонкой 2 обра­зуют два регулируемых щеле­вых дросселя, и нерегулируе­мых дросселей 5 и 12, установ­ленных на пути подвода жид­кости из точки 6, куда она по­дается от насоса. Испол­нительным механизмом гидроусилителя служит гидроцилиндр 9. Первый каскад управляет смещением золотника 8, который яв­ляется вторым каскадом гидроусилителя и непосредственно управ­ляет гидроцилиндром. Вся система нужна для того, чтобы на входе мог быть исполь­зован маломощный электрический командный сигнал от задающей электронной аппаратуры. Этот сигнал подается на обмотки миниа­тюрного электромеханического преобразователя 3 (поворотного элек­тродвигателя) в виде разности напряжений U1 и U2 в результате чего происходит отклонение заслонки 2. До ее отклонения обе дросселирующие ветви А и Б имели одинаковые сопротивления и про­пускали одинаковые расходы QA и qб После отклонения сопротив­ление сопла, к которому приблизилась заслонка, увеличивается и расход через него уменьшается. Расход в другой ветви возрастает. При этом возникает неравенство давлений рд и рв в узловых точ­ках ветвей. Эта разница давлений вызывает смещение золотника 8 центрируемого пружинами 7 и 11, что в конечном итоге приводит в действие гидроцилиндр. Если в такой системе на выходе исполнительного механизма, предусмотрен датчик обратной связи 10, сигнализирующий об ис­полнении поданной команды напряжением Uoc, ослабляющим сиг­нал на входе, то она будет представлять электрогидравлическую следящую систему. Главным преимуществом такого гидроусилителя является при­менение простейших квадратичных дросселей, не чувствительных к засорениям и к изменению вязкости жидкости. Такие дроссели, имея нелинейные характеристики, позволяют при взаимодействии получить характеристики со взаимосвязью входных и выходных параметров близкой к линейной.

 

 

Лопастные трансформаторы.

В современной технике применяется большое количество разновидностей гидромашин. Наибольшее распространение получили объемные и лопастные насосы и гидродвигатели.

Рабочим органом лопастной машины (трансформатора) является вращающееся рабочее колесо, снабженное лопастями. Энергия от рабочего колеса жидкости (лопастный насос) или от жидкости рабочему колесу (лопастный двигатель) передается путем динамического взаимо-действия лопастей колеса с обтекающей их жидкостью. Рассмотрим подробнее механизм передачи энергии в лопастной гидромашине. При обтекании потоком крылового профиля (например, крыла самолета) на его верхней и нижней поверхностях образуется перепад давления и следовательно, возникает сила Р, которая называется подъемной силой. Аналогично этому возникает подъемная сила на лопатках рабочего колеса лопастной гидромашины при движении их в жидкости.

У лопастного насоса направление момента подъемных сил противоположно направлению вращения рабочего колеса. Преодолевая этот момент при вращении, колесо совершает работу. Для этого к колесу от двигателя подводится энергия, которая, согласно закону сохранения энергии передается жидкости и увеличивает ее удельную энергию. В дальнейшем удельная энергия жидкости частично превращается в тепло из-за трения между слоями жидкости в насосе и, следовательно, теряется частично остается в форме механической удельной энергии, составляя полезный напор насоса. Насос конструируют так чтобы потери энергии быта возможно малыми.

У лопастного двигателя (гидротурбины) направление момента подъемных сил совпадает с направлением вращения колеса. Воздей-ствуя на лопатки ж. вращает рабочее колесо, передавая ему энергию.

Лопастные насосы бывают одно- и много- ступенчатыми. Одноступенчатые насосы имеют одно рабочее колесо, многоступен-чатые – несколько последовательно соедин. рабочих колес, закреплен-ных на одном валу. У одност. насосов консольного типа рабочее колесо закреплено на конце (консоли) вала. Вал не проходит через область всасывания, что позволяет применить простейшую форму подвода в виде прямоосного конфузора. Насос двустороннего входа имеет раздваивающийся спиральный подвод. Жидкость входит в рабочее колесо с двух сторон двумя потоками. В рабочем колесе эти потоки соединяются и выходят в общий отвод.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...