Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение, состав и устройство противопожарной водяной системы (водотушения)




Пожар на судне может привести к порче груза, выходу из строя машин и судового оборудования, а также представляет опасность для жизни людей. Особенно опасен пожар на танкерах, перевозящих нефтепродукты, так как он может сопровождаться взрывом нефтяных паров в грузовых танках.

Обеспечению пожарной безопасности на судах уделяется большое внимание. В соответствии с требованиями Регистра еще в процессе проектирования судна нужно предусматривать конструктивные меры. К ним относится разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревянных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспечение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т. д. Но, как показывает практика эксплуатации морских и речных судов, одними этими предупредительными мерами пожары на судах исключить нельзя. Поэтому в дополнение к ним на судах предусматривают противопожарные судовые системы, предназначенные для тушения и локализации возникшего на судне пожара. В этих системах используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости (четыреххлористый углерод, бромистый этил и др.).

В зависимости от рода огнегасящей среды и способа ее использования существует несколько разновидностей противопожарных систем, которые приведены в табл. 2.1.

К противопожарным системам предъявляется целый ряд требований, основными из которых являются постоянная готовность к действию, эффективность тушения очага пожара, высокая живучесть системы, простота и быстрота ее действия.

Огнегасящие среды должны отвечать некоторым специфическим для судовых условий требованиям: сохранять свои качества при длительном хранении на судне; не быть токсичными; при тушении пожара не портить грузы, оборудование, отделку помещений и не вызывать коррозии механизмов и оборудования. Наряду с применением противопожарных систем для противопожарной безопасности судна важное значение имеет также своевременная сигнализация об опасности возникновения пожара. Особенно это необходимо для судовых помещений, редко посещаемых членами экипажа (хранилища взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, специальные кладовые и пр.).

С этой целью на судах применяют различные автоматические системы сигнализации, оповещающие экипаж световыми или звуковыми сигналами о возможности возникновения пожара в том или ином помещении. Устанавливаемые в помещениях судна датчики-извещатели замыкают электрическую цепь при появлении пламени, дыма или повышении температуры воздуха. Примером самой простой системы пожарной сигнализации служит приведенная на рис. 2.1. электрическая сигнальная система.

Рис. 2.1. Схема электрической сигнальной системы.

 

Действует она так. Ток от аккумуляторной батареи 1 проходит по замкнутой цепи через соленоид 3 и датчик 2 и параллельно через сопротивление 6. Но его сила мала для загорания лампочки 4 и срабатывания звонка 5. Под воздействием дыма, света или повышенной температуры воздуха в помещении датчик срабатывает, размыкая электрическую цепь, а сердечник соленоида шунтирует сопротивление. Электрический ток полной силы пойдет через лампочку и звонок, вследствие чего возникнет световой или звуковой сигналы.

Таблица 2.1.

Классификация противопожарных судовых систем по назначению

Система водотушения предназначена для тушения пожара струями забортной воды, забираемой пожарными насосами из-за борта. Каждое самоходное судно имеет систему водотушения, тем более что эта система одновременно удовлетворяет и ряду других общесудовых потребностей в забортной воде (например, подача воды к эжекторам осушительной системы, на охлаждение приборов и теплообменных аппаратов и т. д.).

Наиболее распространенная схема системы водотушения изображена на рис. 2.2.

Система состоит из двух пожарных насосов 5 с приемными трубопроводами 8, напорной магистрали 3 и отходящих от неё отростков 1 на палубы и в помещения. Напорную магистраль, как правило, располагают под верхней палубой, чтобы предотвратить замерзание в ней воды.

Каждый отросток оканчивается запорным клапаном с быстро разъемным соединением — пожарным рожком 2, к которому во время пожара подсоединяют парусиновый рукав со стволом на конце. Свернутый в кольцо рукав хранится в стальной корзине около рожка.

На морских судах один из пожарных насосов постоянно работает, забирая воду через отдельный кингстон 6 и фильтр 7 и нагнетая ее по стояку 4 (вертикальной трубе) в магистраль 3. Таким образом, к пожарным рожкам всегда подведена вода с требуемым давлением. При отсутствии расхода воды через рожки или на другие потребители насос будет работать «на себя», т. е. перегонять воду через байпасный трубопровод 9, расположенный в машинном отделении 10, по замкнутому контуру. Число и расположение пожарных рожков должно обеспечивать подачу в любое место на палубе не менее двух струй воды. На специальных пожарных катерах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, которые способны выпускать мощные водяные струи на другое горящее судно, находящееся на некотором расстоянии.

Рис. 2.2. Схема системы водотушения сухогрузного судна.

 

Применяют пожарные насосы центробежного типа с электро- или турбоприводом. Для обеспечения живучести системы напорную магистраль на судах выполняют по кольцевой схеме с несколькими перемычками, разобщаемыми запорными клапанами, а насосы рассредоточивают по разным отсекам. К системе водотушения отраслевой нормалью предъявляются следующие требования:

1) давление в напорной магистрали должно быть не более 106 Па;

2) расход воды через ствол должен быть не менее 10 м3/ч при высоте струи около 10—12 м относительно самой высокой надстройки судна.

Производительность пожарных насосов следует определять расчётом из условия одновременного обеспечения:

— действия 15% от всего числа установленных на судне пожарных рожков;

— водяного орошения одного самого большого по объему помещения из всех орошаемых помещений судна;

— откачивания воды эжекторами в течение 1,5—2 ч из одного самого большого по объему отсека из всех осушаемых.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...