Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управления проектами коммерциализации инноваций в России и других странах




Конкурентоспособность страны определяется успехом ее экономики на мировом рынке. Только постоянные обновления и непрерывная инновационная деятельность во всех сферах экономики и общественной жизни дает стране шанс выйти на передовые позиции, опережая другие страны благода­ря новым технологиям и эффективному управлению научной средой. Наука превращается в специфическую сферу товарного производства, где товары – объекты интеллектуальной собственности.

Инновационная деятельность выступает эффективным инструментом коммерциализации достижений НТП. Как отмечает М. Портер «процветание, особенно в продвинутых экономиках, вытекает из способности национальных компаний создавать, а затем в глобальном масштабе коммерциализиро­вать новые продукты и процессы, осваивая передовые рубежи инноваций тем быстрее, чем ближе конкуренты» [75].

Необходимо развивать человеческий капитал, сделать его источником продуктивности и инновационности, что предполагает наличие определенной системы управления процессами инновационного развития страны.

Коммерциализацию инноваций можно определить как процесс выделения средств на инновации и управления этим процессом, включающим организацию и координацию государственной инновационной деятельности, кон­троль и оценку выделяемых средств, передачу завершенных и освоенных ре­зультатов инновационной деятельности в производство и тиражирование инновационной продукции. Освоение нововведений является многоплановым весьма дорогостоящим и рискованным процессом, поскольку объектом нововведений выступает интеллектуальный продукт, который в силу своей специфики имеет существенные сложности. Это касается, прежде всего, инвестиционного, организационного, нормативно-правового обеспечения коммерциализации инноваций.

Зарубежный опыт коммерциализации инноваций может быть полезен России не только в связи со вступлением в ВТО, но и с возможностью эффективного управления инновационным развитием страны, основу которого определяют организации и предприятия, разрабатывающие и реализующие проекты коммерциализации. Накопленный в развитых странах опыт по государственному управлению этим процессом позволит российским предприятиям и организациям более эффективно использовать результаты проектов коммерциализации (табл. 1).

Таблица 1 – Зарубежный опыт управления коммерциализацией инноваций [34]

Варианты решений Возможные методы и инструменты Страны
Финансовое обеспечение
Совершенствование государственной финансовой поддержки НИОКР Государственное кредитование, государствен­ные гарантии на получение банковских креди­тов, налоговые льготы, ускоренная амортиза­ция, экспортно-импортные квоты на поддер­жание национального наукоемкого продукта и др. США, Италия, Бельгия, Англия, Швеция, Канада
Стимулирование частных инвестиций Создание патентных и венчурных компаний Швеция, США
Поддержка национальных производителей инноваций Поддержка программы развития националь­ных брендов, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса и др. США, ЕС
Отбор высокорентабельных инноваций для коммерциализации Отбор и разработка механизма инновационно­го посредничества между разработчиками ин­новаций и бизнесом США, Германия, Англия, Канада
Организационное обеспечение
Стимулирование деятельности НИИ, ученых Развитие системы кластерных научных объе­динений, системы технопарков ЕС
Интеграция политики в об­ласти науки и технологий с промышленной политикой Создание и развитие новых холдинговых ком­паний Германия
Поддержка государством общественных и частных инициатив Государственная поддержка обмена персона­лом, развитие частно-государственного со­трудничества Австралия, Германия
Нормативно-правовое обеспечение
Стимулирование ученых в трансферте инноваций Право владениями акциями в создаваемых компаниях при условии сохранения статуса ученого в гос НИИ не менее 6 лет Право ученых госНИИ заниматься предпринимательством Освобождение от налогообложения поступле­ний роялти Германия, Италия, Франция Ирландия
Закрепление права собственности на результаты на­учных исследований Закрепление за организацией- работодателем юридических прав на созданные ученым ин­новации Австрия, Германия, США
Смешанная форма собственности наряду с ис­ключительным правом собственности, предос­тавляемым ученому Финляндия, Швеция, Италия, Греция
Контроль за использовани­ем государственных расхо­дов на НИОКР Возможность вложения бюджетных средств в создание инновационных компаний Бельгия, Германия, Франция, США

 

В целом, в качестве общей классификации инфраструктуры, ориентированной на развитие коммерциализации инноваций можно отметить сле­дующие [29]:

Специальные организации (государственные агенты), поддерживающие коммерциализацию технологий. Примером таких организаций являются ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche) во Франции, Национальное технологическое агентство (TEKES) в Финляндии, Британская технологическая группа (British Technology Group) в Великобритании, Cooperative Research and Development Agreement в США.

Примером формирования классической модели инновационного кластера, на который сегодня ориентируется все мировое сообщество, является «Силиконовая долина» основными предпосылками создания которого яви­лась важная инициативная роль крупного национального университета (Стенфордского) создавшего специализированные инновационные центры развития, в частности Стенфордовский научный парк. Другой важной составляющей кластера является участие государства через государственные заказы и гранты на научные работы, беспрецедентное активное участие основных промышленных и IT-компаний США и развитая инфраструктура, ориентированная на мобильность людей и комфортные условия проживания (рис.3) [2].

Стимулирование создания и развития центров коммерциализации. Например, в США Закон о технологических инновациях Стивенсона Уайдлера от 1980 г. потребовал от каждой федеральной лабораторий создания офиса по выявлению коммерчески ценных технологий и их коммерциализации. Создание центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг закреплено Законом о торговле и конкуренции от 1988 г.

Во Франции существует более десятка сетевых организаций - это исследовательские сети и сети технологических инноваций, которые призваны организовывать сотрудничество между бюджетными исследовательскими структурами и промышленными структурами по приоритетным направлени­ям исследований.

Рисунок 3 – Модель классического инновационного кластера (на примере «Силиконовой долины»)  

Сети объединяют основных участников в сфере технологий и промышленности: исследовательские структуры, большие промышленные группы и МСП, университеты и инженерные учреждения высшей школы, ассоциации и профессиональные союзы, технические центры, экономические объедине­ния. Нефранцузские партнеры, относящиеся к другим странам Европейского сообщества, также могут принимать участие в проектах.

В США с 1986 г. все заинтересованные фирмы имеют доступ к научно- техническим ресурсам федеральных лабораторий в рамках, так называемых договоров о совместных научных исследованиях и разработках (Cooperative Research and Development Agreement - CRADA). Применительно к CRADA речь идет о таких работах, по которым соответствующий федеральный орган исполнительной власти выступает заказчиком, обязательным партнером является промышленная фирма, а в ходе выполнения работ достигаются результаты, имеющие коммерческую ценность. Средняя стоимость проекта в рамках CRADA составляет около 800 тыс.долл. Лаборатории, принадлежащие федеральному правительству, могут передавать права собственности на созданную ИС частному предприятию, федеральное же правительство приобретает безотзывную, безвозмездную неисключительную лицензию, чтобы технология могла использоваться в других странах мира. Как правило, частным компаниям предоставляется неисключительная лицензия, однако общая тенденция заключается в расширении прав, предоставляемых частному сектору. Кроме того, в особо приоритетном положении находятся малые фирмы, которым в рамках CRADA могут выдаваться эксклюзивные лицензии.

Одним из элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности является система подготовки и переподготовки кадров для этой сферы. В Европе тренинг - центры могут создаваться как при университетах, так и формироваться в виде самостоятельной сети центров, осуществляющих информационные консультационные и тренинговые функции. Такие специализированные центры широко распространены в европейских странах. В ка­честве примера можно привести Европейский институт - European Private Equity and Venture Capital Association Institute, который был создан в 1987 г., он предлагает три различных курса: один для начинающих работать в инновационной сфере и имеющих стаж не более двух лет, второй - для более опытных слушателей со стажем работы от 3 до 5 лет, имевших как минимум один опыт прохождения через все стадии инвестирования. Наконец, третий - это специализированный курс для подготовки финансовых работников и администраторов фондов.

Частно-государственное партнерство - это эффективный инструмент для объединения возможностей государства и частного сектора в решении целого ряда задач в области коммерциализации технологий, включая финансирование старт-ап компаний; адаптацию государственных исследований к потребностям промышленных инноваций; создание частно-государственных сетевых организаций; кластеров. Во многих европейских странах отмечается тенденция к росту роли частно-государственных партнерств в сфере коммер­циализации технологий, что находит свое конкретное отражение в расходах федерального бюджета, законодательных инициативах и выработке новых программ.

Ряд государств определили развитие партнерств и сотрудничества между государственным и частным секторами приоритетной задачей правительства и устранили многие препятствия на пути развития государственно­частных партнерств путем: создания стимулов для исследователей в органи­зации старт-ап и облегчения их участие в деятельности подобных фирм; ак­тивизации привлечения финансирования исследований на ранней стадии; формирования условий для венчурного финансирования.

Сегодня в странах ЕС применяются различные инструменты стимулирования коммерциализации технологий, которые можно классифицировать следующим образом (табл. 2).

Многие страны создали необходимые правовые и организационные механизмы, стимулирующие частные компании в заключении договоров на проведение исследований и разработок с государственными университетами и исследовательскими институтами, которые, в свою очередь, получили возможность заниматься техническим консультированием, работать руководящими работниками в частных компаниях и обладать правами ка интеллекту­альную собственность, полученную по государственным заказам. Создание связей в сфере коммерциализации стало главным приоритетом политики многих государств, а частно-государственные партнерства - главным инструментом его реализации.

В Италии в 90-е годы были введены различные законодательные акты, в рамках которых были учреждены Национальные научные советы (CSN), формирующие научно-техническую ассамблею (AST), объединяющую представителей университетов, исследовательских институтов, государственной администрации и частного сектора.

Таблица 2 – Инструменты стимулирования проектов коммерциализации в других государствах
  Инструменты
С точки зрения характера средств Налоговые преференции. Налоговое законодательство является специальной правовой сферой и требует отдельного рассмотрения, однако очевидно, что налоговые преференции участникам процесса коммерциализации являются одним из распространенных инстру­ментов, применяемым в ЕС.
Финансовые стимулы. В ЕС существуют различные примеры программ, которые на­правляют значительные финансовые ресурсы для стимулирования коммерциализации технологий. Это программы, которые действуют как в национальном масштабе, так и в обще­европейском (структурные фонды). Например, программы софинансирования контрактных научных исследований, субсидирования услуг по коммерциализации технологий, пре­доставление стартового капитала для старт-ап компаний и т.д.
Натуральные преференции. Кроме финансовых стимулов широко применяется метод «предоставления услуг вместо денег». Данный метод обладает хорошим антикоррупцион­ным стимулом, поскольку стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государством заметно ослабляются, когда компании вместо прямых финансовых транзакций получают услуги. К таким услугам, как правило, относятся: обучение персонала; содействие в патен­товании; содействие в сертификации продукции; предоставление площадей в инкубаторах и технопарках и т.п.
С точки зрения объекта стимулирования Стимулирование контрактных научных исследований. Контрактные научные исследова­ния (или промышленная кооперация) являются одним из основных источников дохода для большинства научных организаций/университетов в Европе, дополнительно к общему бюджету. Кроме того, контрактные исследования являются одним из основных каналов трансфера технологий. Стимулирование выполнения контрактных научных исследований в основном имеет финансовый характер. В качестве примера программы стимулирования контрактных исследований можно привести седьмую Рамочную программу (The Framework Programme FP), которая является главным инструментом Европейского Союза для финансового стимулирования совместных исследований и коммерциализации.
Стимулирование малых и средних предприятий (МСП) - создание старт-ап компаний, ориентированных на то, чтобы коммерциализировать знание и навыки исследования, явля­ется одним из основных инструментов коммерциализации в Европе, поэтому данный эко­номический сектор является фокусом для применения широкого спектра различных сти­мулов (налоговые, финансовые, нефинансовые). Следует отметить, что сегодня стоимость европейских программ несопоставима с российскими возможностями, однако важен не столько масштаб программ, а их направленность, механизмы, принципы и инструменты, которые имеют успех в ЕС, применимы и вполне успешны в других государствах, и в условиях предельно ограниченных ресурсов.
Стимулирование исследователей, создающих научные результаты. В данном случае речь идет о тех стимулах, которые устанавливаются при разделении лицензионных плате­жей (роялти) за объекты интеллектуальной собственности между исследователями и ис­следовательскими организациями.

 

 

Одной из главных целей Национального исследовательского плана является обеспечение возможностей для достижения межсекторальной координации, баланса и взаимодополняемости между всеми участниками программ частно-государственного партнерства в инновационной сфере.

Если рассматривать российскую инновационную политику, то в ее основе лежат серьезные политические заявления и государственные решения. В сентябре 2011 года на заседании правительства была одобрена стратегия «Инновационная Россия - 2020». Среди основных целей стратегии есть, в частности, рост удельного веса экспорта российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок до 2 % в 2020 году с 0,35 % в 2008 году [7].

Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разрабо­ток. Согласно проекту стратегии, реализовывать её предполагается в два эта­па. На первом этапе (2011-2013 годы) должна быть решена задача повыше­ния восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 годы) предполагается проведение масштабного перевоору­жения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы. Результатом реализации стратегии должно стать создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных пред­принимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие её инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образова­ние и науку. Кроме того, ставится задача адаптации всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компе­тенций, навыков и моделей поведения, повышение инновационной активно­сти бизнеса. На этой основе будут обеспечены технологическая модерниза­ция ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой эко­номике, и повышение производительности труда во всех секторах. Стратегия предполагает внедрение в деятельность органов государственного управле­ния современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населе­нию, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

В настоящее время в России назрела необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой — сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий. Повышение конкурен­тоспособности экономики страны возможно на основе технологической мо­дернизации промышленности за счет отечественных разработок и импорта передовых инновационных решений.

Отнести экономику страны к инновационному типу можно по следующим признакам [6]:

1) основной (80% и выше) прирост ВВП обеспечивается за счет использования интеллектуального потенциала и выпуска высокотехнологичной продукции;

2) темпы роста финансирования фундаментальных исследований должны превышать темпы роста объема закупок промышленностью наукоемких технологий;

3) доля расходов на науку в национальном доходе составляет 3-5% в год.

Как отмечают в своей книге [29] «Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России» В.Иванов, С.Колесова, О.Лукши, П.Сушков российская инновационная система находится в состоянии значительной неопределенности, по­скольку она пытается приспособиться к новым условиям открытой рыночной экономики. На смену старым моделям функционирования должны прийти новые. Наиболее важным является предстоящий переход от инновационной системы, преимущественно управляемой предложением, к системе, управ­ляемой спросом, потребностями. В книге приведены основные направления для разработки плана действий по развитию инновационной деятельности, в число которых входят восемь ключевых задач российской инновационной системы:

1. Развитие более тесного сотрудничества и координации между всеми участниками и стейкхолдерами инновационной системы.

2. Обеспечение благоприятной законодательной базы в сфере инновационной деятельности.

3. Улучшение идентификации и отбора научных разработок и приоритетов инновационного развития.

4. Мобилизация и распределение ресурсов в сфере инновационной дея­тельности.

5. Коммерциализация научно-исследовательской и опытно­конструкторской деятельности.

6. Создание человеческого капитала в области поддержки инновацион­ной деятельности;

7. Предоставление необходимых стимулов в сфере инноваций.

8. Поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.

Выбор этих восьми направлений основан на проведенном функциональном анализе и критическом анализе российской инновационной систе­мы.

Данные направления формируют логическую структуру для плана практических действий по развитию инновационной деятельности в России на средне и долгосрочную перспективу.

Управление проектами коммерциализации должны осуществляется на комплексной основе, путем использования положительного опыта экономически развитых стран, моделирования системы управления инновационным развитием как на уровне государства, так и на уровне компании. Экономиче­ская эффективность реализации проектов коммерциализации определяется на основе ряда финансовых и нефинансовых показателей.

Процесс коммерциализации является тем динамичным механизмом, который проявляет себя на макроуровне - в виде действующей и эффективной национальной инновационной системы, а на микроуровне складывается из ряда частных процессов институционализации коммерциализации инно­ваций, осуществляемых отдельными хозяйствующими субъектами. Отсутст­вие инициативы со стороны последних обусловливает низкие темпы развития инноваций в экономике нашей страны. Практическая систематизация и нахождение вариантов решения проблем коммерциализации инноваций, связаны с образованием специальных институтов, главной функцией которых ста­новится реализация инноваций различного рода хозяйствующими субъектами. Этот взаимосвязанный процесс определяет условия для развития ком­мерциализации, в соответствии с которыми, хозяйствующие субъекты реали­зуют инновации: во-первых - это наличие в его макросреде институтов для их реализации; во-вторых - наличие методологии управления процессами коммерциализации в его микросреде, которая обеспечивается проектной концепцией коммерциализации, позволяющей делать этот процесс проектируемым, структурируемым, управляемым и, главное, ориентированным на удовлетворение потребностей рынка.

Реализация инновационного сценария развития экономики невозможна без поддержки государства в рамках комплексной политики по поддержке и стимулированию инноваций, предполагающей создание национальной инновационной системы. В настоящее время инновационный сектор России край­не незначителен в общих масштабах экономики.

Основная проблема, препятствующая развитию инновационного секто­ра экономики, заключается в отсутствие спроса на инновации на внутреннем рынке. Первостепенной задачей экономического развития России является задача модернизации промышленных мощностей, решение которой будет стимулировать спрос на инновации. В настоящее время наиболее инновационными секторами российской экономики стали сектора нефтедобычи и энергетики.

Топливно-энергетический комплекс может стать локомотивом инновационного роста для всей экономики, что согласуется с представлением о Рос­сии, как об энергетической супердержаве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...