Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные дыхательные упражнения




Антисстрессовая гимнастика и танцевальные игры

Для взрослых и детей

Автор-составитель: к.п.н. Друбецкая Л.А. по материалам Варламовой Е. Е., РовинскHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503"ойHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503" ОHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503".HYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503" АHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503"., Герасименко С.А., Дьяченко Л.П. и др.

Цель: создание условий для развития индивидуального и коллективного творчества, гармонизации взаимодействия в команде, снятие стрессов и психоэмоционального напряжения с помощью упражнений антисстрессовой гимнастики и танцевальных игр

 

Современному человеку, живущему в условиях стрессов, и, в особенности, ребенку свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, или, наоборот, апатия, упадок сил. Взрослые жалуются на неуправляемость ребенка, его конфликтность c окружающими, пониженную коммуникабельность, капризность, склонность к бурному выражению негативных эмоций. Однако те же проблемы часто возникают не только у ребенка, но и у взрослого (родителя и педагога). Тогда речь идет о необходимости гармонизации взаимодействия через коллективное творчество и танцевальную релаксационную гимнастику, а также развитие эмоционального мира и волевого самоконтроля детей и взрослых через специально подобранные игры и упражнения.

Говоря о стрессе, можно сказать, что это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Избежать стресса практически невозможно, и каждый из нас рано или поздно испытывает их. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает, точнее - не живет. Если же говорить о негативных последствиях стресса, то его основные признаки обычно проявляются в ощущениях усталости, раздражении, ухудшении работоспособности, повышенной восприимчивости к болезням. Чрезвычайно страдают от стресса мышцы. В состоянии стресса наши мышцы постоянно напряжены, и это негативно влияет на все жизненно важные органы, нервную систему, кожу и костно-суставный аппарат человека. Если "стресс" - это напряжение, то "релаксация" (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Упражнения креативной релаксационной гимнастики и коллективное творчество являются разновидностью аутогенной тренировки, где используется прием креативной визуализации, которая заключается в создании внутреннего образа на мысленном экране, позволяющим создать в уме позитивный образ, который затем воплощается в коллективном творчестве.

Каждому из упражнений дается образное название, это увлекает участников. Они выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный позитивный образ. Опыт показывает, что в результате применения подобных упражнений у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными, а если в упражнениях участвовали мамы с детьми, то в семье происходит гармонизация атмосферы. Значимость подобных упражнений отмечается учеными и практиками.

 

РовинскаяHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/106-453-503" Оксана Анатольевна, психолог

«В процессе релаксации активизируется вся лимбическая система, а, следовательно, происходит коррекция всех участков и областей головного мозга, при условии систематического применения данного метода. Новым для педагогики становится метод релаксации и обучение умению расслабиться, как эффективный способ самоуправлениия, а также:

· укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;

· приобретения уверенности в себе;

· гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;

· повышения работоспособности;

· достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются просто и легко»

 

Упражнения танцевальной релакс-гимнастики дают возможность взрослым повысить жизненный тонус, снять стрессовое состояние, восстановить душевное равновесие, а детям укрепить здоровье, развить воображение и творческое мышление. Упражнения проводятся в формате от 5 минут до 45 минут, как в помещении, так и на улице.
Данная методика представляет собой танцевальную релаксационную гимнастику, построенную на близких и понятных образах природных явлений (облаках, ветрах, воде, огне и др.), на образах животных и птиц, насекомых и рыб, сказочных персонажей.. Она проводится педагогом-воспитателем с мамами с грудными детьми, а также с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в помещении (под музыку и без музыки, как релаксационные паузы на уроке-занятии или как самостоятельный комплекс), а также на улице, во время прогулки. С ее помощью можно научиться двигаться, не уставая, двигаться гармонично, красиво и естественно.

Природа дарит детям и взрослым через релакс-гимнастику свое многообразие и богатство. Она помогает оставаться в тонусе, а также научиться расслабляться. Доказано, что естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме. Это способ, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, а значит избавиться от симптомов, которые обычно сопровождают стресс. При этом релаксация должна быть полной – как мышечной, так и психической, а в движении это делать и легче, и приятнее. Человек раскрепощенный, пластичный, легкий в движении формирует вокруг себя гармоничное пространство. Доказано, что естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в организме. Креативное расслабление – наилучший способ, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, а значит избавиться от симптомов, которые обычно сопровождают стресс и создать свой образ физического и психического здоровья. В релакс-гимнастике важное значение придается образности и осмысленности движения. Только в этом случае значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, на развитие творческого мышления, на эмоциональную и социальную деятельность ребенка.

Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в комплекс введены элементы тактильного взаимодействия взрослого и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

В использовании упражнений в помещении важно придерживаться техники поэтапного перехода от подготовительных дыхательных упражнений и самомассажа, к гимнастике, сочинению сказок, рисованию и другим творческим заданиям. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Примерная тематика упражнений:

· Упражнения Воды: изобрази ручей, река, пруд, море, волны, водопад, океан, дождь и др.;

· Упражнения Воздуха: изобрази ветер, превращения облаков, роза ветров, ураган, смерч и др.;

· Упражнения Огня: солнце, свеча, костер, игры огня и др.;

· Упражнения Земли: жизнь растений, жизнь насекомых, жизнь животных, птиц, рыб, игры с минералами и др. А также, к ним относятся: бег (как бежит медведь, мышь, слон); прыжки (обезьяна, заяц, кенгуру); шаг (кот, верблюд, страус, павлин); полет (орел, воробей, ворона, бабочки, стрекозы) и др.

Подготовительные дыхательные упражнения

Время: 1-3 мин. Дыхательные упражнения успокаивают нервную систему и гасят отрицательные эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. Эти упражнения позволяют показать детям и взрослым, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Их надо учить «вдыхать» и «выдыхать». При этом происходит регуляция вегетативной нервной системы, расслабление, сосредоточение и осознание своих ощущений.

· «Котята».

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Теперь сильно выгнули спинку (задержка дыхания). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

· «Солнышко и тучка»

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

· «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, старайтесь удержать песок в руках (задержка дыхания). Затем посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Затем уроните бессильно руки вдоль тела, расслабьтесь (повторить 2-3 раза).

· «Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Расслабьтесь.

· «Дуновения ветра»

1 вариант. Глубоко вдохнув, дети очень тихо произносят вслед за взрослым шипящие и свистящие звуки С-Ш-Щ-Ф-Х (гармонизация работы легких и печени) и прислушиваются к тому, где дует сейчас ветер и чем он шелестит.

2 вариант. Сделать глубокий полный вдох, сложить губы трубочкой и «задуть свечу» со звуками В-У-У-У (гармонизация работы почек) или Х-У-У-У (происходит гармонизация работы селезенки).

  • «Скала»

Упражнение направлено на повышение концентрации, развитие внутренней уверенности и тренировку периферической кровеносной системы, а также на снятие перевозбуждения нервной системы.
- Встань прямо, поставив ступни ног параллельно, на расстояние 10 сантиметров друг от друга.

- Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.

- Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.

- Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.

- Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.

Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в любое время и в любом месте. Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Чувствуешь возросшую уверенность в своих силах, большую устойчивость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...