Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I Теоретико-методологические аспекты психологии отклоняющегося (девиантного) поведения




ВВЕДЕНИЕ

Современную социально-психологическую ситуацию в России можно охарактеризовать как кризисную. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично и бессистемно.

Многие наши современники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Следствием такого психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, носящих саморазрушающий характер.

Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное (зависимое) поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [5, с.94].

Проблема аддиктивной настроенности всеобща, и касается всех - хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция – это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения. Аддикцию можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство, где можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы снова вернуться в угнетающую ситуацию реальной жизни.

Парадокс современной жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется посредством вездесущей рекламы. Именно стойкие зависимости от определенного вида услуг и товаров поддерживают товарное производство и торговлю. Большинство взрослых людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости. Тенденция сегодняшнего дня – все большее распространение аддиктивного поведения среди детей и подростков.

Психофизиологическая суть зависимого поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, порадоваться, быть свежим и подтянутым, жаждет ярких настроений и защиты от травм и страхов, от внешних угроз и от глубинной неудовлетворенности собой. Однако жизненная реальность часто не способствует реализации таких желаний. Вот тогда-то «на помощь» приходит подходящий аддиктивный агент (алкоголь, сигареты, наркотик, компьютер, азартные игры и т.д.). Аддиктивный агент включается в информационно-энергетический метаболизм, становится незаменимым спутником жизни. Человек встает на путь к формированию особого, «аддиктивного», образа жизни. С точки зрения психофизиологии, развитие зависимостей может быть понято как ложное обучение, ошибка адаптации, как неверное программирование мозга стереотипами неэффективного поведения [69, с.5].

Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки дефектной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как ее главное достояние вне зависимости от того, как к этим зависимостям осознанно относится сам человек.

Учитывая причинную специфику развития различного рода зависимостей, можно однозначно определить средство спасения от различных форм несвободы: необходимо научиться произвольно, осознанно и творчески управлять своими настроениями и переживаниями, научиться управлению состояниями, освоить искусство релаксации, мобилизации и самопрограммирования, благодаря которым только и возможно получить полную власть над собственной психикой и телом, а значит и над своей жизнью в целом.

Особую тревогу вызывает распространение аддиктивного поведения (и особенно такой его опасной формы как злоупотребление веществами, изменяющими психическую деятельность) среди детей и подростков. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. В разнообразных жизненных ситуациях молодежь оказывается одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения [82, с.3-4].

Данное учебное пособие имеет определенные отличия от работ подобного рода. Прежде всего это касается структуры работы, которая организована по принципу дедукции. Первая глава раскрывает сущность, механизмы, критерии типологии и основные детерминанты девиантного поведения в целом. Обосновывается преимущество феноменологического подхода к рассмотрению поведенческих девиаций.

Вторая глава посвящена аддиктивному поведению, как одному из типов девиантного поведения, имеющему наибольшее распространение в современном мире. Рассматривается единый (общий) механизм различных форм аддикции, что позволяет увидеть и разработать универсальные подходы к их профилактике и коррекции. Выделяется понятие аддиктивной стратегии взаимодействия с окружающим миром. Анализируются факторы риска в отношении возникновения и развития аддиктивного поведения, приводятся убедительные данные о значимости подросткового возраста, особенности которого с одной стороны могут способствовать выбору аддиктивной стратегии поведения, а с другой стороны могут играть положительную роль в процессе профилактики и коррекции аддикции.

В третьей главе описаны различные варианты аддиктивной реализации, как формы аддиктивного поведения. Анализ различных видов аддикций позволяет сделать вывод о деструктивной сущности даже таких позитивно окрашенных форм аддикции, как работоголизм.

Четвертая глава посвящена наиболее социально опасной форме аддиктивного поведения – злоупотреблению веществами, изменяющими психическую деятельность, распространение которой сегодня приобрело характер национальной катастрофы. В данной главе рассматриваются теоретические вопросы злоупотребления психоактивными веществами (далее – ПАВ), типология ПАВ, их воздействие на организм человека, новые тенденции в употреблении ПАВ, механизмы формирования зависимости от ПАВ. Рассматриваются и анализируются концепции риска приобщения к употреблению ПАВ, этиологические концепции химической аддикции, базовые теоретические концепции профилактики, теоретические основы концептуальной профилактической модели. Раскрывается сущность понятия «наркотизм», отражающее наркоманию, как социальную болезнь.

Каждая глава данной работы завершается тестами для программированного контроля знаний и заданиями для самостоятельной работы, а также – списком рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.

Таким образом, изложение материала от общего к частному способствует лучшему, более глубокому пониманию сущности рассматриваемой проблемы, созданию системы знаний в контексте проблематики аддиктивного поведения. Как правило, большинство учебных пособий, посвященных проблеме зависимого поведения, рассматривает его с какой-либо определенной точки зрения, в рамках преимущественно какого-то одного аспекта: социального, правового, медицинского, педагогического, психологического. В настоящей работе авторы стремились отразить комплексный подход к рассматриваемой проблеме, в совокупности всех вышеперечисленных аспектов.

Данное учебное пособие предназначено для студентов психологических, педагогических, социальных, медицинских, юридических направлений и специальностей высшего профессионального образования. Оно может помочь сформировать собственный стиль здорового поведения. Пособие также может представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных работников, врачей-наркологов и психиатров, занимающихся проблемами диагностики, профилактики и коррекции аддиктивного поведения.

 

Глава I Теоретико-методологические аспекты психологии отклоняющегося (девиантного) поведения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...