Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система базовых ценностей современного русского




Результаты опросов общественного мнения, посвященные изучению таких составляющих массового сознания, как основные ценности, жизненные цели, социальные установки различных половозрастных и социальных групп населения России мы находим в коллективной монографии “ Ментальность россиян” (1997). Итак, из чего же складывается система базовых ценностей современного русского?

В 1993 г. в первую группу ценностей входили такие понятия, как “семья”, “дом”, “мир”, “равенство”, “труд”, “любовь”, “союз”, “надежда”, “согласие”, “свобода” и “порядок”;

в 1995 г.: “семья”, “дом”, “согласие”, “любовь”, “порядочность”, “труд”, “достаток”, “духовность”, “мир”, и “союз”. Это ценности, ориентированные на индивидуальную, семейную сферу жизни.

Во вторую группу оказались включены ценности, связанные с функционированием человека в обществе или с жизнью общества в целом. В 1993 г. это были: “законность”, “демократия”, “профессионализм”, патриотизм”, “стабильность”, “духов ность”, “прогресс”;

в 1995 г. — “законность”, “патриотизм”, “прогресс”, “профессионализм”, “могущество”. Авторы указывают, что понимание ценностей, особенно вошедших во вторую группу, демонстрируют особенности менталитета россиян в целом. “Так, …весьма показательно, что второй кластер в 1995 году не попали такие важные либеральные ценности как “свобода” и “демократия”…, в то время, как … ключевыми словами для понимания ценностей западной культуры являются слова “индивидуализм” и “прогресс”; второй кластер ценностей сферы россиян ориентирован скорее на модернизацию экономики и общества через профессиональное служение, чем на раскрепощение личности”. Ведущей тенденцией, отмечаемой авторами, является уточнение состава и структуры взаимосвязей ведущих ценностей, опираясь на которые русские надеются “достичь, если не благополучия, то индивидуального выживания и модернизации общества” [Там же: 71]. Процесс формирования ядра системы ценностей характеризуется, например, и тенденцией к уменьшению веса ценности “свобода”. “Мирный труд, безопасность семьи и дома — вот ценностный лейтмотив жизни абсолютного большинства россиян в настоящий период”. Весьма показательным является и статистически значимое увеличение распространенности такой ценности как “порядочность”. Зато весьма низкое место в системе ценностей занимает “труд”. (Интересно, что в сознании русских труд и деньги не связаны между собой: см. об этом [Уфимцева 1996] и объяснение этому у Касьяновой [1994]) и “успех” скорее есть следствие удачи и везения).

Ядро языкового сознания (по материалам ассоциативных экспериментов)

Таблица 1. Ядро языкового сознания русских

I этап РАС (1988-1991) II этап РАС (1992-1995) III этап РАС (1995-1997) Сводные данные по трем этапам
Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим. Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим. Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим. Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим.  
1 человек 382 1 человек 408 1 человек 614 1 человек 1404
2 дом 359 2 большой 264 2 дом 270 2 дом 864
3 нет 330 3 жизнь 264 3 большой 229 3 жизнь 711
4 хорошо 286 4 дом 235 4 плохо 221 4 плохо 691
5 жизнь 252 5 нет 233 5,5 дурак 213 5 большой 694
6 плохо 249 6 хорошо 231 5,5 жизнь 213 6 хорошо 677
7 друг 238 7 плохо 221 7 деньги 211 7 нет 667
8 много 212 8,5 деньги 199 8 мужчина 189 8 деньги 587
9 все 192 8,5 дурак 199 9 хорошо 160 9,5 друг 565
10 большой 191 10 друг 173 10 друг 154 9,5 дурак 565
11 дело 185 11 вода 154 11,5 вода 149 12,5 лес 438
12 деньги 177 12 есть 146 11,5 красивый 149 12,5 мужчина 438
13 быстро 172 13 хороший 145 13,5 лес 148 12,5 хороший 438
14 стол 171 16,5 думать 142 13,5 мужик 148 14 день 436
15 день 170 16,5 жить 142 15 день 147 15 много 429
16 радость 168 16,5 идти 142 16 смерть 145 16 любовь 428
17 мир 165 16,5 любовь 142 17 ребенок 142 17 работа 426
18 ребенок 160 16,5 работа 142 18 работа 140 18 вода 420
19 разговор 159 19 говорить 139 19 любовь 138 19 ребенок 413
20 думать 158 20 все 138 20,5 парень 137 21,5 радость 404
21 лес 157 21 красивый 137 20,5 хороший 137 21,5 все 404
22,5 время 156 22 радость 134 22 грязь 132 22 дело 390
22,5 хороший 156 24,5 дорога 133 23 война 128 23,5 плохой 378
24 дурак 153 24,5 лес 133 24 машина 126 23,5 смерть 378
25,5 говорить 149 24,5 смерть 133 25,5 девушка 124 25 быстро 371
25,5 мужчина 149 26 мой 130 25,5 плохой 124 26 стол 369
27 любовь 148 27 плохой 127 27 мальчик 120 27 парень 368
28 долго 145 28,5 много 120 28 страх 117 28 дорога 361
29 работа 144 28,5 я 120 29 красный 116 29 мир 360
30 свет 137 30 день 119 30 дерево 113 30 говорить 355
31 он 136 31 белый 117 31 мир 111 32,5 есть 354
32 жить 132 32,5 дело 115 32,5 стол 107 32,5 дерево 354
33 дорога 129 32,5 старый 115 32,5 умный 107 32,5 время 354
34 плохой 127 34,5 время 114 34 боль 105 34 жить 350
35 мой 125 34,5 красный 114 35 нет 104 35 думать 349
37,5 вместе 124 36,5 грязь 113 36 я 103 36 я 347
37,5 вопрос 124 36,5 зеленый 113 37 радость 102 37,5 разговор 344
37,5 я 124 37 женщина 112 38,5 старый 100 37,5 свет 344
40,5 есть 123 39,5 ребенок 111 38,5 черный 100 39 мой 338
40,5 парень 123 39,5 свет 111 40,5 город 99 40 красный 330
40,5 товарищ 123 41,5 всегда 110 40,5 дорога 99 41 машина 323
42 книга 122 41,5 дерево 110 43,5 женщины 98 42,5 женщина 321
43,5 кино 120 43 быстро 109 43,5 зверь 98 42,5 книга 321
43,5 ответ 120 44,5 очень 108 43,5 книга 98 44 грязь 318
45 город 118 44,5 парень 108 43,5 ум 98 46,5 идти 308
46 вода 117 46 черный 106 46,5 много 97 46,5 старый 308
47 мальчик 114 47,5 нельзя 104 46,5 фильм 97 46,5 мальчик 308
48,5 идти 111 48,5 смотреть 104 48 сильный 96 48 белый 304
48,5 женщина 111 49 далеко 102 49,5 свет 95 49 девушка 302
50 муж 110 50,5 книга 101 49,5 собака 95 50 мужик 301
51 красивый 106 50,5 ночь 101 51 белый 94 51,5 страх 287
52,5 далеко 106 53,5 мужчина 100 52 удар 93 51,5 умный 287
52,5 умный 106 53,5 сделать 100 55,5 быстро 90 53 долго 286
54 труд 105 53,5 спать 100 55,5 дело 90 54,5 далеко 285
55 вид 103 55 счастье 99 55,5 идиот 90 54,5 сильный 285
56 предмет 102 56 машина 98 55,5 разговор 90 56 город 284
58,5 рука 101 58,5 море 97 55,5 язык 90 57 зеленый 283
58,5 сделать 101 58,8 солнце 97 58 ужас 89 58 черный 282
58,5 слово 101 58,5 школа 97 59 муж 88 59 боль 281
60,5 красный 100 60 девушка 96 60 зеленый 87 60 всегда 278
60,5 смерть 100 62,5 делать 95 61 море 86 61 море 277
62 хлеб 97 62,5 разговор 95 62,5 есть 85 62 муж 272
63 море 94 62,5 сильный 95 62,5 предмет 85 63 счастье 272
65,5 сильный 94 62,5 уйти 95 65,5 время 84 64 солнце 267
65,5 характер 94 65 маленький 93 65,5 голова 84 65 собака 266
65,5 боль 94 66,5 дождь 92 65,5 путь 84 66 кино 265
67,5 белый 93 66,5 собака 92 68,5 глупый 83 67 ум 261
67,5 домой 93 68,5 мужик 91 68,5 деревня 83 68 маленький 260
69 стул 92 68,5 стол 91 68,5 мой 83 69 сделать 259
70 вперед 91 70,5 ветер 90 68,5 учитель 83 70,5 очень 258
71,5 маленький 88 70,5 страх 90 72,5 вечер 82 71,5 он 258
71,5 путь 88 72 бежать 86 72,5 дождь 82 71,5 предмет 258
73,5 язык 87 73 долго 85 72,5 запах 82 73 война 251
73,5 фильм 87 74,5 козел 84 74,5 взгляд 81 74 ночь 250
75 земля 86 74,5 мир 84 74,5 земля 81 75 земля 247
                         

Таблица 2. Ядро языкового сознания англичан

Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим. Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим. Ранг Ассоциат Кол-во вызв. его стим.
1 me 1087 26 nice 483 51 dead 371
2 man 1071 27 red 477 52 ship 369
3 good 881 28 now 461 53 music 363
4 sex 847 29 hard 451 54 noise 360
5 no 805 30 white 450 55 cold 352
6 money 750 31 woman 445 56.5 women 351
7 yes 743 32 bed 432 56.5 you 351
8 nothing 713 33 school 431 58 men 345
9 work 686 34 help 427 59 happy 340
10 food 676 35 pain 426 60 drink 339
11 water 669 36 sea 425 61 head 337
12 people 664 37 dog 419 62 hair 336
13 time 630 38 never 415 63 great 333
14 life 629 39 of 413 64 tree 332
15 love 622 40 old 402 65 church 331
16 bad 615 41 book 401 66 fear 330
17 girl 581 42 paper 399 67 boy 328
18 up 565 43 down 398 68 horse 326
19 car 550 44 green 395 69 it 322
20 black 549 45 in 388 70.5 war 321
21 what 545 46 person 387 70.5 word 321
22 house 539 47.5 fir 37 72 fool 316
23 out 535 47.5 to 37 73 friend 311
24 death 518 49 rubbish 374 74 fat 309
25 home 501 50 light 373 75 fun 306

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

 

ТЕМА:МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для подготовки

1. Понятие об отрицательном языковом материале.

2. Ошибки в речи на родном языке: паузы, колебания, исправления, повторы, замещения и оговорки.

3. Речевые ошибки при овладении иностранным языком.

4. Речь в ситуациях эмоционального возбуждения и повышенного нервного напряжения.

5. Речь при различного рода особенностях и патологиях головного мозга. Правополушарные и левополушарные языковые личности. Типы афазий.

 

Практическое задание.

1. Подберите примеры из речевой практики отрицательного языкового материала.

2. Смоделируйте эксперимент, позволяющий исследовать речь в ситуации измененных состояний сознания (сдайте для проверки).

3. Прочитайте статью С. А. Сухих «Языковая репрезентация измененных состояний сознания»(Язык, коммуникация и социальная среда. - Вып. 4. - Воронеж, 2006; Приложение 4). Ответьте на вопросы: 1. Какие закономерности, связанные с речью людей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения выявлены учеными? 2. Какой эксперимент был проведен автором? 3. Какие выводы были сделаны по полученным экспериментальным данным? 4. Сравните результаты, полученные от людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Что общего? Есть ли различия? 5. Выделите непонятные термины, найдите им объяснения в словарях.

4. Решите психолингвистические задачи:

А. У злостного курильщика в состоянии глубокого гипнотического сна была создана установка, содержание которой заключалась в том, что после пробуждения испытуемый не должен замечать папиросы и сигареты. После того, как подопытный проснулся, он не замечал не только сигареты и папиросы, но и пепельницу, спички, зажигалку и т.п. Объясните, почему возник подобный «побочный» эффект?

Б. При гипнопедии (обучении во сне) и суггестопедии (обучении под гипнозом) легче всего усваиваются и понимаются речевые штампы, труднее всего - совершенно новое знание. Почему? О чем это говорит?

В. При так называемых «измененных состояниях» мозга (наркотическое или алкогольное опьянение) наблюдаются явления, внешне сходные с афатическими. Какие это явления? Почему они наблюдаются при этом?

Г. Известно, что вскоре после травмы (или инсульта) афазики находятся в состоянии психологического шока, плохо контактируют. При какой афазии больной более всего удручен и неконтактен, а при какой меньше огорчен и более контактен?

Д. Какие невербальные задания можно предложить афазикам для проверки сохранности их интеллекта?

Е. Перед нами две сестры - девочки-близнецы (11 лет). Лена смотрит в окно и говорит: «Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши капает». Аня ее перебивает: «Какая же весна - сейчас февраль». Кто из сестер левополушарница, а кто правополушарница?

ЛИТЕРАТУРА

1. Текст лекции.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2005. С. 218 – 256 (Прикладная психолингвистика).

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001. С. 105-119 (Мозг и речь).

4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2007. С. 165 - 177 (Психолингвистика и овладение неродным языком).

Приложение 4

С. А. Сухих Языковая репрезентация измененных состояний сознания (Язык, коммуникация и социальная среда. - Вып. 4. - Воронеж, 2006)

Проблема измененных состояний сознания (ИСС) была актуальна преимущественно в психологии. Для лингвистики данная проблема получила интерес в силу изучения воздействия дискурсов на психику коммуникантов. Современный человек живет в условиях, когда состояние сознания постоянно изменяется под влиянием стрессовых факторов: аффективные переживания, интоксикации, парадоксальные инструкции, музыкальные и информационные перегрузки. В реальной жизни состояния сознания прерывны, «так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большей степени смежны…» (Рассохин, Измагурова 2004: 41).

В лингвистике попытку обобщения данных о знаковом измерении или репрезентации ИСС предпринимал Д. Л. Спивак (2000). Изменения функционального состояния сознания достигается суггестией, фармакологией, экзогенными факторами. ИСС характеризуются регрессией к более ранним стадиям онтогенеза, перестройкой структуры отдельных концептов, дополнения структуры концептов. В языковом представлении ИСС характеризуется сегментированностью предложений, цепочками номинативных предложений, редукцией, компрессией, преобладанием клише, разрушением СФЕ, преобладанием синтагматических ассоциаций над парадигматическими, наличием индекса Шлисмана, т.е. возрастание глаголов по сравнению с существительными, возрастанием указательно-заместительной и служебной лексики, наречия, частицы, диссоциация нарративных структур.

В психологии ИСС описаны достаточно основательно, подробнее, см. (Рассохин, Измагурова 2004). Однако особенности знаковой символики ИСС практически не исследовались. Предпринималась попытка проникнуть в особенности языка бессознательного (Кюглер 2005). Ибо изменяться сознание может в сторону расширения или сужения (сумрачное) его границ. Различие этих изменений состоит в степени осознания содержания бессознательного. Современные представления в психологии допускают наличие в личности разнообразных чувственно окрашенных комплексов, «каждый из которых состоит из бессознательных групп ассоциаций, объединенных общим аффектом, в центре которого располагается психический образ <…> При пониженном уровне сознания у человека отмечается переход от преобладания семантических ассоциаций к ассоциациям преимущественно фонетическим» (Кюглер 2005: 98). При этом автор исходит из теоретического предположения о существовании в языке бессознательного фантазий и мифических образов, включенных в скопление фонетически близких слов. При снижении уровня сознания такое скопление ассоциаций становится все более доступным, благодаря росту тенденций к ассоциированию вследствие сходства между звуком и образом.

Конкретные черты психические расстройства в семантическом измерении получают в направлении клинической семантики, которая призвана изучать процесс патологического смыслообразования. Это позволяет понять патогенез психических нарушений. Образовалось целое направление - клиническая психология, изучающая употребление слов субъектом патологии, что составляет патоидиолект (патологический вариант индивидуального языка), подробнее, см.: (Микиртумов 2004). Каждый вид психического расстройства представлен определенными тематическими рядами. К примеру, при сенестопатии, т.е. при локальном изменении внутренней чувствительности, в речи больных преобладает лексика таких тематических рядов как: тяжесть, жжение, давление, объем, плотность, форма, движение. Практически выделяются факторы и языковые способы их выражения. Однако данный подход нуждается в использовании более глубокого лингвистического анализа.

В целом проблема ИСС в языковом воплощении только обозначена и нуждается в разработке концептуального и операционального аппарата исследования. Такая попытка осуществлена в нашем исследовании совместно с С. Рожковым.

Предметом исследования является процесс вербализации в письменной и устной форме у лиц, употребляющих психоактивные вещества (алкоголь и наркотики). Специальных исследований, посвященных изучению процессу вербализации у лиц, употребляющих психоактивные вещества, не проводилось и поэтому целью исследования является установление уровня языковой компетенции у лиц в измененном состоянии сознания (ИСС). При этом выявлялись вербальные способности у лиц, употребляющих психоактивные вещества, и вскрывались влияние глубинных факторов препятствующих вербализации.

Проводимое исследование опиралось на рабочую гипотезу, согласно которой нарушение символической функции препятствует осознанию себя, в силу деформации вербальных структур. Для проверки рабочей гипотезы был проведен эксперимент; на первом этапе, которого выявлялся уровень самосознания; на втором - измерялась языковая компетенция; на третьем - устанавливались корреляции между психологическими и лингвистическими переменными.

В качестве методов исследования использовались тематический апперцептивный тест (сокращенный вариант) и метод свободных ассоциаций с метафорическим переносом. Исследование проводилось индивидуально и проходило в два этапа. На первом этапе испытуемые проходили обследование по методике «Тематический Апперцептивный Тест»; на втором этапе - испытуемым предлагалась анкета «Метафорический сравнения ассоциативным способом».

На первом этапе испытуемые получали инструкцию в устном виде: «Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картинке, что происходит с людьми. Кроме того, скажите, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того, надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картинке или кто-нибудь из них, каковы их переживания, эмоции, чувства. И еще скажите, что думают люди, изображенные на картине, каковы их рассуждения, воспоминания, мысли, решения». Инструкция была повторена дважды. После этого инструкция была дополнена ее второй частью:

1) ‘правильных’ или ‘неправильных’ вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;

2) рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать рассказывать первое, что приходит в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этой необходимость;

3) литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу.

На втором этапе испытуемым предлагалось заполнить анкету «Метафорические сравнения ассоциативным способом».

Эмпирический материал предоставляли лица, находящиеся на стационарном лечении от алкогольной и опиоидной зависимостей в Краснодарском Краевом Наркологическом Диспансере. В качестве экспериментальной группы были представлены лица, находящиеся на стационарном лечении в Краснодарском Краевом Наркологическом Диспансере, в 4-ом отделении. Экспериментальная группа была разделена в соответствии с диагнозами больных на две группы: диагноз первой - зависимость от опиоидов; диагноз второй - зависимость от алкоголя. Первую группу составляли лица имеющие стаж употребления опиоидов не менее 3-х лет, проходящие повторное лечение. Вторую группу составляли лица в анамнезе которых был Delirium tremens («Белая горячка»). В каждой группе было по 30 испытуемых, в возрасте от 18 до 55 лет. Прочие статусы и положения испытуемых игнорировались.

Процессы нарушения сознательной части психики (Эго) при алкогольных психозах и аутистических расстройствах, на наш взгляд, имеют единую психологическую природу.

Анализ текстового материала, полученного от испытуемых с зависимостью от алкоголя показал на экспонентном (формальном) уровне следующее:

Во-первых, испытуемые при составлении рассказов не использовали распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Текстовый материал представлен исключительно простыми нераспространенными предложениями.

Во-вторых, было выявлено, что характерным для текстов данной группы испытуемых является то, что способом связи элементов предложения является исключительно паратаксис. Пример: «Встреча дорогих людей. Он отсутствовал, и она его дождалась. Может, он с войны пришел, а она его ждала и дождалась. Они встретились, и они счастливы. Это сразу видно. Потом он будет работать по своей специальности, а она - по-своей». Предложения, в которых бы использовался гипотаксис, не было обнаружено.

В-третьих, анализ показал, что характерным для всех текстов является телеграфический стиль связи предложений в рассказы. Примеры: «Два мужчины. Один лежит. Один над ним водит рукой. Может врачеватель. Я про такое слышал». «Черный цвет. Просвет белый. Человек мужчина или женщина не знаю. Окно открыто. Больше что еще? Почему она тут?».

В-четвертых, было выявлено, что характерным для данной категории испытуемых было использование глагольных форм со значением категории активности. Испытуемые при составлении предложений используют такие части речи, как глаголы, существительные, наречия, местоимения, союзы и предлоги. Рассказы в свом большинстве исключают употребление испытуемыми прилагательных.

В-пятых, было отмечено, что текстовый материал в подавляющем большинстве случаев по объему не превышал 10 предложений.

Субстанциональный (содержательный) уровень:

Во-первых, было установлено, что при составлении рассказов испытуемыми использовались языковые единицы с узкой сферой референции; другими словами испытуемые использовали конкретные, недвусмысленные языковые единицы. Высказывания с узкой сферой референции преобладают в описательной части рассказа. Высказывания с широкой сферой референции, т.е. высказывания абстрактного содержания, преобладают в той части рассказа, где возникает необходимость установления причинности каких-либо описываемых событий или действий. Было отмечено, что испытуемые используют языковые единицы с широкой сферой референции в тех местах рассказов, где инструкция предполагала высказывания о прошлом и будущем, которые ждут персонажей картинок.

Во-вторых, было выявлено, что испытуемые не испытывали сложностей при составлении высказываний о том, что думали и из-за чего переживали персонажи. Было установлено, что характерным для всех испытуемых является наличие конфликтных ситуаций в рассказах. При чем виновными в рассказах являются посторонние, а не сам персонаж. Угроза конфликта очень часто исходила от женских персонажей.

В-третьих, анализ текстов установил, что рассказы данной категории испытуемых представлены в виде набора предложений. Рассказ состоит из высказываний, в которых испытуемые пытаются предположить возможное продолжение рассказа. Во время составления рассказа испытуемые как бы пытаются уяснить для самих себя, чтo происходит на картине. «Мать она всегда сильнее мужика. Женщина - это, прежде всего, мать!».

В-четвертых, было отмечено, что при составлении рассказов испытуемые не предлагали собственного способа образования рассказа. Испытуемые пользовались исключительно логикой, которая присутствовала в инструкции, т.е. они говорили: «Сейчас… В прошлом… В будущем… Чувствуют… Думают…».

В-пятых, в результате анализа текстов было выявлено, что рассказы испытуемых содержат конфликтность, т.е. для текстов характерно описание, которое выстраивается вокруг некоторого конфликта, противостояния.

В-шестых, было отмечено, что текстовый материал испытуемых с зависимостью от опиоидов отличается очень частым употреблением таких глаголов, как нравиться, хотеть.

В-седьмых, было установлено, что одна из самых встречаемых тем рассказов является потеря сына или ребенка.

Сравнительный анализ текстов, полученных от испытуемых с зависимостью от опиоидов выявил следующие факторы на экспонентном уровне:

Во-первых, было выявлено, что испытуемые при составлении рассказов используют как простые нераспространенные предложения, так и простые распространенные предложения.

Во-вторых, было отмечено, что характерным для текстов данной группы испытуемых является то, что способом связи элементов в предложениях является как паратаксис, так и гипотаксис. Предложения, в которых использовался паратаксис, количественно преобладают. Было обнаружено, что некоторые испытуемые пытались составлять высказывания (предложения), в которых в качестве способа связи между элементами предложения предполагался гипотаксис, но, обнаруживая сложность в установлении такого рода связи, испытуемые прибегали к использованию предложений с паратаксисом.

В-третьих, было установлено, что в текстовом материале данной категории испытуемых, в отличие от испытуемых с зависимостью от алкоголя, встречаются прилагательные.

В-четвертых, анализ показал, что объем текстового материала, в основном, не превышал 15 предложений.

В-пятых, было установлено, что при составлении текстов использовались глагольные формы со значением категории активности.

Субстанциональный уровень:

Во-первых, было установлено, что при составлении рассказов испытуемыми использовались языковые единицы с узкой сферой референции, другими словами, испытуемые использовали конкретные, недвусмысленные языковые единицы. «это целитель. Он лечит человека. Больше не знаю что сказать. Это наверно целитель может лечит…».

После того как образы изображенные на картинах были исчерпаны, т.е. описаны конкретным языком, было отмечено, что в речи испытуемых начинали преобладать языковые единицы с широкой сферой референции, т.е. в речи появлялись высказывания абстрактного, многозначного содержания. Выражения с широкой сферой референции появлялись в речи испытуемых в тех случаях, когда им предстояло «заглянуть» в будущее или предположить, чтo' имело место в прошлом. Были отмечено, что испытуемые испытывали сложности с выражением состояния персонажей «здесь и теперь», здесь также преобладали выражения абстрактного содержания. Пример: «Будущее будет плохо», «Раньше все было хорошо», «сейчас думает может о чем… я не знаю о чем, может о жизни, может еще о чем всякое бывает. Все».

Во-вторых, было отмечено, что при составлении рассказов испытуемые не испытывали сложностей с высказываниями о том, что могли думать и из-за чего могли бы переживать персонажи на картинах. Также было замечено, что после вопроса уточнить или просьбы предположить еще какие-нибудь варианты развития темы испытуемые приходили в замешательство и реагировали либо высказываниями абстрактного содержания, либо жаловались на то, что им трудно фантазировать, что ничего не лезет в голову.

В-третьих, анализ показал, что тексты рассказов представляют собой набор предложений, набор высказываний не столько по поводу, изображенной ситуации, сколько по поводу отдельных персонажей, изображенных на картине. Рассказы испытуемых представляются как рассуждения о том, что могло иметь место на картине. Еще одной отличительной чертой является на наш взгляд то, что в процессе составления рассказа испытуемые пытаются угадать состояние изображенных людей. Многие испытуемые жаловались на то, что картинки черно-белые и что на них нечеткое изображение, т.е. по их убеждению из-за нечеткости изображений они ничего не могут сообщить о чувствах персонажей. Пример, «Два человека. Мужского и женского пола. Кто они я не знаю. Я хочу есть».

В-четвертых, анализ показал, что испытуемые испытывают трудности в создании индивидуальной тематики, собственной логике рассказа, они предпочитали использовать логику, которая содержалась в инструкции. Рассказы имели форму: «Сейчас…. В прошлом… В будущем… Чувствуют… Думают…». Рассказы жестко привязаны к изображенной ситуации на картине. Тематика рассказов сужена до отношений между мужчиной и женщиной, отношений матери и ребенка.

В-пятых, была отмечена конфликтность как одна из тем рассказов, которая встречается у всех испытуемых. Пример: «они в ссоре и он уходит», «мальчика заставляют родители», «он узнал о жене что-то плохое и убил ее», «человек не знает, как жить дальше, и вот он один на улице».

Таким образом, опираясь на полученные - по обеим экспериментальным методикам - данные можно с высокой долей вероятности говорить, что уровень языковой компетенции у лиц употребляющих психоактивные вещества (лица с зависимостью от алкоголя и лица с зависимостью от опиоидов) очень низок. Данный вывод опирается на следующие экспериментальные факты: Прежде всего, на это указывает эгоцентрическая речь, которая обращена на себя, но не на собеседника; ориентация испытуемых на внешние стимулы, т.е. отсутствие внутренней опоры; «телеграфный» стиль речи; нарушение внешнего синтаксиса рассказов; предикативный способ изложения; использование высказываний с широкой сферой референции в отношении прошлого, будущего, чувств; и др. …

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

 

ТЕМА:ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

 

Вопросы для подготовки:

1. Кто и зачем изучает речь ребенка?

2. Теория усвоения языка путем имитации и действий по аналогии (бихевиоризм и необихевиоризм). Теория межличностного и социального взаимодействия (Ж. Пиаже и Л. С. Выготский).

3. Этапы детской речи.

4. Вопрос о врожденном характере языковой способности человека.

5. Дословесный период речевого развития ребенка.

6. Становление фонетического строя речи ребенка.

7. Становление лексико-семантической системы речи ребенка.

8. Детское словотворчество.

9. Становление грамматической системы речи ребенка.

 

Практическое задание.

1. Законспектируйте лекцию А.Р. Лурии «Развитие значения слов в онтогенезе» (Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 51 – 66; см. также Приложение 5). Ответьте на вопросы: 1. В чем отличие значения от смысла? 2. Укажите этапы эмансипации предметной отнесенности слова от симпрактических факторов? (эксперимент М.М. Кольцовой). 3. На основании каких экспериментов делается вывод о первоначальной диффузности значения слова у детей. 4. Какие этапы проходит формирование смысловой отнесенности слова? 5. В каком порядке, исходя из лекции А.Р. Лурии, усваиваются ребенком слова и словосочетания: а) мама, б) молоко, в) любовь, г) сестра отца.

2. На основе статьи А.И. Лысенко опишите основные закономерности формирования фонемной структуры слова у ребенка.

3. Из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» подобрать примеры детской этимологии, детского словотворчества.

4. Смоделируйте эксперимент для анализа формирования грамматических категорий у ребенка 3-4 лет (выполните письменно и сдайте для проверки).

5. Решите психолингвистические задачи:

А. Постарайтесь по возможности быстро ответить на вопрос: Может ли муж жениться на сестре своей вдовы? Почему эта фраза может вызвать затруднение у младшего школьника?

Б. Почему психолог М.М. Кольцова назвала маленького ребенка «существом невербальным» по преимуществу?

В. Дайте психолингвистический анализ детских высказываний: а) Папа брился, а мама бигудилась; А всколькером мы в лес пойдем?; Мы хорошо купались. Такую брызгань подняли; Ой, какая тетя пошла! Королева толстоты!; На что это ты так углазнилась?; Мама, я боюсь, на полу паукан; Замолоточь этот гвоздик; Папа набензинился, мама набазарилась, и теперь мы едем на дачу; б) Депутат - это тот, кто все путает; Эта дорожка ведет в заблуждение; Я такая распутница - все нитки распутала; Насупился - значит «супа наелся».

Г. Почему у детей, имеющих интеллектуальную недостаточность (дебилов) практически отсутствует (или очень слабо выражено) явление детского словотворчества?

Д. проинтерпретируйте ниже приведенный диалог:

Пятилетняя Наташа играет с подругой:

- Ты будешь продавец, а я - покупец…

- Не покупец, а покупатель.

- Ну ладно, я - продаватель, а ты - покупатель.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001. С. 193 – 227 (Возрастная психолингвистика).

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 2005. С. 172 – 189 (Психолингвистика развития).

3. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2007. С. 104 – 165 (Детская речь).

 

Приложение 5

А.Р. Лурия Развитие значения слов в онтогенезе

(Это третья лекция в курсе лекций А.Р. Лурии, посвященных теме «Язык и сознание»)

 

(На предыдущей лекции) Мы остановились на строении основной единицы языка — слова — и показали, что слово включает в свой состав по крайней мере два основных компонента. Первый из них мы обозначили как предметную отнесенность, понимаемую как функция слова, заключающаяся в обозначении предмета, признака, действия или отношения. Вторым основным компонентом слова является его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. Тем самым слово выполняет ту огромную работу, которая проделана в общественной истории языка. Это дает основание для того, чтобы слово становилось основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения — орудием речевой коммуникации.

Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической науки, которое показало, что оба этих компонента — предметная отнесенность слова и его значение — не остаются неизмененными в процессе развития ребенка, что в онтогенезе значение слова развивается, меняет свою структуру. Это открытие, которое было сделано в советской науке более сорока лет назад выдающимся советским психологом Л. С. Выготским, было им сформулировано как положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение пол<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...