Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт различных стран в изъятии рентных доходов в государственном регулировании нефтяного бизнеса.




Особенности изъятия государством рентных доходов у нефтяных компаний рассмотрим на примере Норвегии, Великобритании, Австралии и США.

Норвегия. Система взаимоотношений между государством и бизнесом, сложившаяся в Норвегии, позволяет аккумулировать значительную долю природной ренты и использовать ее в интересах всего общества. Базисом для защиты интересов государства и общества в разделе природной ренты служит механизм "прямого финансового участия государства". Он был введен в действие 1 января 1985 г., когда доля участия государственной нефтяной компании Statoil в проектах по освоению норвежских шельфовых месторождений была разделена на государственную часть (прямое финансовое участие государства) и на часть, принадлежащую Statoil.

В основе взаимодействия государства и добывающих компаний лежит режим лицензирования. Лицензионная система Норвегии базируется на ряде нормативных документов, которые детально определяют права и обязанности заинтересованных сторон. Государство выделяет лицензии, как правило, консорциумам компаний и определяет их доли в проектах.

Назначается компания-оператор, которая отвечает за выполнение условий лицензии. Участники консорциума заключают между собой совместное операционное соглашение, которое регулирует отношения между ними, формирует основу для организации деятельности на лицензируемой территории и регулирует распределение доходов, а также определяет обязанности оператора перед партнерством, правила голосования и принятия основных решений.

В зависимости от доходности и ресурсного потенциала лицензируемой территории государство определяет размер своего прямого финансового участия (обычно 30 - 40% общей добычи). Государство, получая доходы от своей доли, осуществляет инвестиционную деятельность и несет операционные расходы в соответствии со своим процентом участия в проектах.

Налогообложение нефтедобывающих компаний в Норвегии основано на общих налоговых правилах с поправками на нормы Закона о нефтяном налогообложении. Основными платежами являются подоходный налог, специальный налог на нефтяные операции, роялти, налог на капитал, ренталс. Первые два налога - основные и базируются на обложении чистого дохода компании. Роялти рассчитываются как процент от валового, а не от чистого дохода производителя. Этот платеж легко контролируется и обеспечивает государственному бюджету ранний и гарантированный доход. Постоянный платеж нефтедобывающих компаний - ренталс - не меняется в течение первых 6 лет, а затем ежегодно увеличивается, пока не достигнет максимального размера.

Помимо указанных налогов, в нефтяной отрасли держатели лицензий на разработку месторождений вносят плату за использование территории по окончании периода геологоразведки (обычно 3-4 года). Ежегодная плата для большинства лицензий постепенно увеличивается с 7000 до 70000 норвежских крон за 1 км2 в течение десяти лет. Для лицензий на разработку шельфа Баренцева моря действуют особые правила.

В Норвегии установлен налог на окись углерода - исчисляется на 1 мЗ сожженного или выброшенного в атмосферу газа, а также на литр сожженной нефти (около 1 норвежской кроны).

Для управления доходами от нефти в 1990 г. был создан Правительственный нефтяной фонд. Доходы фонда состоят из финансовых потоков от нефтяного бизнеса, а также прибыли от его инвестиционной деятельности. Это во многом помогло Норвегии возглавить мировой рейтинг стран по качеству жизни.

Великобритания. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии используется лицензионный режим разработки нефтегазовых ресурсов. За выдачу лицензий отвечает Департамент торговли и промышленности государства. Лицензии подразделяются на континентальные и шельфовые. Шельфовая лицензия на добычу и континентальная лицензия на геологоразведку и разработку подразумевают

выполнение определенной последовательности стадий работ на месторождении.

Налоговый режим периодически совершенствуется для достижения баланса между получением государством справедливой доли доходов от добычи углеводородов и обеспечением долгосрочных инвестиций в проекты на Северном море. В апреле 2002 г. был введен дополнительный налог на доходы от добычи нефти и газа, его ставка составляет 10% в дополнение к 30%-му налогу на прибыль корпораций и исчисляется от той же налогооблагаемой базы. Дополнительным налогом облагаются только корпорации, ведущие добычу нефти и газа.

Кроме упомянутых налогов, некоторые нефтегазовые компании уплачивают:

роялти в размере 12,5% валовой стоимости нефти и газа, добытых на лицензионной территории, за исключением затрат, связанных с транспортировкой, очисткой и первичным хранением нефти и газа; налог на нефтяные доходы, призванный изымать сверхприбыль от добычи нефти и газа; ренталс - ежегодный сбор с держателя лицензии по прогрессивной шкале с 1 км2 лицензионной территории.

Австралия. В Австралии, так же как и в Норвегии, в основе взаимоотношений государства и нефтегазового бизнеса лежит лицензионный режим. Государство получает свою долю доходов от нефтегазовой деятельности посредством налогов и сборов. Основные налоги - это налог на ресурсную ренту, акциз на нефть, роялти. Кроме этого, нефтегазовый сектор страны уплачивает налог на прибыль в размере 36%.

США. Основой государственного регулирования нефтяного бизнеса в США является государственный надзор Министерства энергетики за деятельностью крупнейших (Majors) нефтегазовых компаний посредством обработки и анализа сложного комплекса данных.

Главным инструментом государственного регулирования нефтяного бизнеса в США является гибкая налоговая политика. Сложность американской системы налогообложения нефтяных компаний состоит не в составе налогов (три основных налога: роялти, налог на добычу и налог на прибыль), а в определении налоговой нагрузки, которая существенно меняется в зависимости от многих факторов (условия добычи, местное законодательство и т. п.).

К категории крупнейших (Majors) в США относятся публичные акционерные нефтегазовые компании (базирующиеся в США или отделения зарубежных компаний, действующих на территории США), которые добывают не менее 1% от национальной добычи и (или) контролируют не менее 1% от национальных запасов нефти и (или) газа и (или) контролируют не менее 1% мощностей нефтепереработки или продаж нефтепродуктов.

Особенность американского недропользования состоит в том, что собственник участка земли является и собственником полезных ископаемых, которые находятся в его недрах. Собственник участка платит налог на собственность исходя из стоимости участка с учетом стоимости запасов полезных ископаемых. Этот налог стимулирует более полное изъятие жидкого топлива из недр. Добывающим компаниям нет смысла увеличивать доказанные запасы, за которые придется платить больший налог, поэтому доказанные запасы нефти американских компаний в несколько раз меньше российских.

Однако в США значительная часть нефтегазовых ресурсов (треть объемов природного газа и более одной пятой объемов нефти) залегает на суше в пределах земель, находящихся в собственности или федерального правительства, или индейских племен, а также на шельфе. Процессами освоения этих минеральных ресурсов руководит Служба управления полезными ископаемыми в составе Министерства внутренних дел (U.S. Department of the Interior's Minera-Management Service - MMS). MMS предоставляет права на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в пределах данных участков частным компаниям; в свою очередь, нефтегазовые компании платят федеральному правительству за аренду, а также роялти с добываемых на этих участках нефти и газа. Для континентальных месторождений роялти составляет 1/8, а для шельфовых -1/6 добытых углеводородов. Роялти необходимо уплатить в течение 30 дней после добычи. Эти доходы составляют одну из крупнейших частей неналоговых поступлений бюджета федерального правительства.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Задание {{85 }} ТЗ № 85 тема 9

Отметьте правильный ответ

Какая модель взаимоотношений государства и его институтов с нефтяным бизнесом является оптимальной для всех стран:

a) сотрудничество

b) контроль

c) независимость и невмешательство

 

2. Задание {{89 }} ТЗ № 89 тема 9

Соотнесите страны и особенности изъятия государством рентных доходов у нефтяных компаний

Норвегия "прямое финансовое участие государства";

 

Великобритания за выдачу лицензий отвечает департамент

торговли и промышленности государства;

 

Австралия нефтегазовый сектор страны уплачивает

налог на прибыль в размере 36%;


США государственный надзор министерства энергетики за деятельностью крупнейших (Majors) нефтегазовых компаний;

 

3 Задание {{90 }} ТЗ № 90 тема 9

Введите название страны

В какой стране установлен налог на окись углерода, который исчисляется на 1 мЗ сожженного или выброшенного в атмосферу газа, а также на литр сожженной нефти?

Правильные варианты ответа: Норвегия; в Норвегии; Норвегии;

4. Задание {{16 }} ТЗ № 16 тема 9

Дополните

Важнейшую роль в конфликтах между властью и бизнесом в нефтегазовой сфере

играетфактор

Правильные варианты ответа: экологический;

5. Задание {{86}} ТЗ № 86 тема 9
Отметьте правильный ответ

Налог роялти, используемый в странах с успешной системой налогообложения, рассчитывается как:

a) процент от чистого дохода компании

b) процент от валового дохода компании

c) постоянный платеж нефтедобывающих компаний

6. Задание {{87}} ТЗМ 87 тема 9
Отметьте правильный ответ

Налог ренталс, используемый в странах с успешной системой налогообложения, рассчитывается как:

a) процент от чистого дохода компании

b) процент от валового дохода компании

c) постоянный платеж нефтедобывающих компаний

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...