Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Открытие «собственно детской поэзии». Творчество крупнейших писателей (2 часа).




Цель: в ходе анализа стихотворений, написанных специально для детей выявить особенности поэтического языка, синтаксиса, ритма, рифмы в детской поэзии, жанровое и тематическое многообразие и роль собственно «детской поэзии» в круге чтения современного ребенка.

Вопросы для подготовки:

1. Развитие поэзии для детей с XVII по XXI век: краткий обзор.

2. Специфика «собственно детской поэзии». Стихотворная школа Маршака.

3. Творчество крупнейших писателей. Анализ одного стихотворения.

4. Место поэзии в круге детского чтения современного ребенка.

Методические рекомендации:

Первый вопроса можно предложить подготовить микрогруппе в качестве опережающего дополнительного задания. Сообщение о развитии поэзии с XVII по XXI век должно быть кратким и емким. Тезисы сообщения следует дать под запись.

Материал для ответа на второй вопрос должен содержать сведения о поэзии для детей, об её формировании и развитии, о значимых фигурах в этой области, о складывающейся традиции и о новаторстве поэтов, о стихотворной школе С.Я. Маршака, о разнообразии жанров, сюжетных коллизий, способов обновления «штампованной» педагогической задачи. Этот вопрос можно дать на подготовку всем, можно предусмотреть индивидуальное сообщение 1-2 студентам. В этом случае, задача остальных – познакомиться с творчеством одной творческой индивидуальности, иметь представление об излюбленных темах, жанрах поэта, об особенностях стиля в целом. Также подготовить анализ одного стихотворного произведения для детей, обратив особое внимание на тематику, «сюжетность», средства художественной выразительности, лексику, синтаксис, ритмическую организацию текста, соответствие восприятию ребёнка определённой возрастной группы и т.д.

Ответ на третий вопрос предполагает обзор творчества одного из поэтов и анализ стихотворения (по выбору студентов).

Аспекты, требующие внимания:

- Саша Черный. Роль городского фольклора в формировании поэтического стиля. Взгляды на воспитательные задачи поэзии. Система средств изобразительной выразительности. Анализ одного стихотворения.

- С.Я. Маршак. Разнообразие жанров, сюжетных коллизий, способы обновления «штампованной» педагогической задачи. Особенности ритмики, тематика, «сюжетность». Анализ лирического произведения для детей.

- К.И. Чуковский. Портретирование детской речи в поэзии, стихотворные сказки, система художественно речевых средств. Анализ одного стихотворения.

- Поэты группы ОБЭРИУ. Нонсенс в поэзии для детей. Новый подход к освоению «детского языка»: игра слов, оксюморон, образная система, ритмика.

- А.Л. Барто. Адресат поэзии Барто. Лирический герой, специфика рифмы, тематика. Переводы. Анализ одного стихотворения.

- Е. А. Благинина. Отличие стиля Благининой от стиля других поэтов, образ лирической героини. Темы и мотивы. Традиции фольклора и литературы XIX века. Переводы стихов. Анализ одного стихотворения.

- Четвертый вопрос рекомендуется обсудить в конце занятия, так как ответ предполагает обобщение и синтез знаний, полученных при самостоятельной подготовке и в ходе занятия в аудитории.

Примерные варианты ответа на третий вопрос:

С. Я. Маршак

Краткие биографические сведения о С. Я. Маршаке. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.

Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира.

Развитие горьковской мысли о романтике и героизме свободно­го труда на благо людей («Пожар», «Почта», «Война с Днепром», «Вчера и сегодня»).

Тема любви к Родине, самоотверженности советских людей в мирное время и в годы войны («Рассказ о неизвестном герое», «Почта военная»). Тема счастливого детства («Первое сентября», «Усатый-полосатый», «Великан», «Хороший день»).

Воспитание любви к природе («Лесная книга», «Откуда стол пришел?», «Разноцветная книга», «Круглый год»). Сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира.

Юмор и сатира в стихотворениях «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Лодыри и кот», «Мастер-ломастер».

Сказки Маршака, их неразрывная связь с произведениями устного народнрго творчества. «Сказка о глупом мышонке», «Сказ­ка об умном мышонке», «Теремок», «Кошкин дом».

Поэтическая энциклопедия для детей («Веселое путешествие от А до Я»).

Своеобразие поэтики произведений Маршака для детей: реа­лизм и конкретность поэтического образа, четкость ритма, разно­образие рифм, юмористические интонации и т. д. Статьи С. Я. Мар­шака о детской литературе. Значение его творчества для развития советской детской литературы.

А. Л. Барто

Биографические сведения об А. Л. Барто.

Краткость стиха, завершенность сюжета в книгах для самых маленьких («Игрушки», «Машенька», «Машенька растет», «Кто как кричит»). Любовное отношение к ребенку. Стихи об отноше­нии детей к появлению в семье новорожденного («Младший брат», «Обида»).

Сатира и юмор в стихах поэтессы («Девочка-ревушка», «Де­вочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья», «Любочка», «Очки»). Отсутствие нравоучений и ясность морали в стихах Барто, их значение в воспитании нового человека.

Поэма «Звенигород». Образы детей и взрослых. Особенности композиции. Сюжетность произведений А. Барто; их искренность и непосредствен­ность; сочетание лиризма и юмора.

Сборники стихов «За цветами в зимний лес», «Просто стихи», «Переводы с детского».

Отражение педагогической и эстетической концепции в книгах «Найти человека», «Записки детского поэта».

С. В. Михалков

С. В. Михалков — выдающийся советский детский поэт. Начало литературной деятельности (стихотворения в журнале «На подъе­ме», в. газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда»), воздействие поэзии В. Маяковского и Д. Бедного. Первые поиски в области детской поэзии (песни, марши, стихи 1932—1935 гг.), сборник «Огород». Освоение традиций фольклора, классической русской литературы и достижений детской литературы 20-х гг.

Многогранность творческого метода в зрелой поэзии Михалко­ва. Жанровое разнообразие творчества: поэмы, песни, марши, ве­селые игровые стихи, сатирические стихи, басни, поэтические рас­сказы; стихотворная публицистика, пьесы, сказки.

Эволюция жанра поэмы для детей в трилогии «Дядя Степа». Фольклорные традиции в создании образа главного героя, приметы современности в постановке проблемы преемственности поколений. Единство героического и юмористического, воспроизведение действительности в историческом аспекте. Гармоническая цельность трилогии и художественная завершенность каждой части.

Гражданственность, гуманизм, чувство ответственности за растущее поколение.

Особенности юмора и сатиры в стихах: сатирическая гипербо­лизация («Мимоза»), юмористический гротеск («Фома»), полити­ческая сатира («Миллионер»), сатирическая дидактика («Одна рифма»).

Басни С. Михалкова, вошедшие в детское чтение («Слон-живописец», «Рыбьи дела» и др.). Позитивный характер сатиры: борьба с отрицательными чертами во имя утверждения этических норм советского общества.

Для выполнения анализа стихотворений могут быть использованы примерные планы анализа.

Литература:

1. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2009. 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. 680 с.

3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

4. Детская литература. Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 431 с.

5. Ивич, А. Воспитание поколений, М., 1969.

6. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

7. Минералова, И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

8. Павлова, Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. М., 1987.

9. Советская детская литература. / Под ред. В.Д. Радовой. М.: Просвещение, 1978. - 496 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...