Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терминологический минимум




АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos – недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины, или существенно ограничивающий возможности познания. Термин введен Т. Гексли (1869).

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, высказывание, истинность или ложность которого может быть установлена исключительно на основе анализа его грамматической или логической структуры. Примеры истинных аналитических высказываний – логические законы.

 

АНКЕТИРОВАНИЕ, техническое средство конкретного социального исследования, включающее составление, распространение и изучение анкет. Применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и др. исследованиях.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

 

АПОСТЕРИОРИ (от лат. a posteriori – из последующего), философское понятие: знание, получаемое из опыта. В новоевропейском рационализме (Декарт, Лейбниц) и трансцендентальной философии (Кант, неокантианцы) противопоставляется понятию априори.

 

АПРИОРИ (от лат. a priori – из предшествующего), философское понятие: знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В новоевропейском рационализме и трансцендентализме – знание, имеющее характер всеобщей и необходимой истины.

 

АРГУМЕНТ (лат. argumentum), 1) совокупность суждений, приводимых в подтверждение истинности к.-л. др. суждения (или теории); 2) в логике – посылка (основание, часть основания) доказательства; 3) в математике – независимая переменная величина, изменением которой определяется изменение другой величины (функции).

 

АТОМИЗМ (атомистика) (от греч. atomos – неделимый), учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В более широком смысле – дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логический атомизм и др.). Атомистические представления зародились в 5-4 вв. до н. э. в учениях Левкиппа и Демокрита.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ – (от лат. verus — истинный, facere — делать) – проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.

 

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – основание, предположение), предположительное суждение о связи явлений. Истинностный статус считается неопределенным. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

 

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ – (по П. Фейерабендту) единственный принцип, не создающий препятствий прогрессу – принцип «допустимо всё», поскольку ни одна теория никогда не согласуется со всеми известными в своей области фактами.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ (от лат. gnosis – познание и logos – учение), раздел философии, изучающий закономерности познания, его ступени и формы, условия и критерии истинности и достоверности познания. То же, что теория познания; синонимичное понятие — эпистемология.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

 

ДИАЛЕКТИКА (dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В науке различают эмпирические доказательства, связанные с обращением к наблюдениям и экспериментам, и дедуктивные – осуществляются исключительно при помощи логической дедукции. Дедуктивные доказательства принято отличать от правдоподобных рассуждений (индукция, аналогия и т. п.).

 

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Разновидность правдоподобных рассуждений. Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию – в противном случае. Индуктивная логика, впервые разработанная Ф. Бэконом, является одним из основных методов научного познания.

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, способ проведения опросов (социологических, политических и др.) как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью подразделяются на свободные и стандартизированные.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio – разъяснение, (ис)толкование), 1) в широком смысле — истолкование, объяснение, придание (установление) смысла; в спец. смысле – построение моделей для абстрактных систем (в логике, математике). 2) В искусстве – творческая трактовка оригинала, истолкование смысла произведения.

 

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis – неразумное), находящееся за пределами разума, алогическое, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Обычно противопоставляется рациональному.

 

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria – высказывание; признак), в философии – наиболее общие, фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

 

ЛОГИКА (греч. logike, от логос), наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений (умозаключений) к другим, способы формализации систем умозаключений.

 

ЛОГОС (греч. logos – речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром; в разнообразных мировоззренческих концепциях употребляется в различных смыслах. В составных словах («-логия») означает учение, науку.

 

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika, букв. – то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии; близкое понятие — онтология. В марксистской философии метафизика как способ философствования противопоставляется диалектике.

 

МЕТОДОЛОГИЯ, (от греч. methodos – путь исследования, теория и логос), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

 

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ – (по М. Полани) личное знание, некритично принятые и формально непередаваемые правила (часто включающие навыки, умения и культуру); такое знание невозможно сравнить.

 

НОУМЕН (от греч. noumenon), в философии – умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами.

 

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on – род. падеж ontos – сущее и логос), раздел философии, учение о бытии как таковом, его формах, фундаментальных принципах и наиболее общих категориях. Иногда отождествляется с метафизикой.

 

ОПРОС, метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. Начал применяться со 2-й пол. 19 в. при переписях населения и различных статистических обследованиях. Чаще используют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства – анкетирование и интервьюирование.

 

ПАРАДИГМА (по Т.Куну) – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений

 

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат спец. наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 1830-х гг. О. Контом (ввел сам термин). Различают «классический» позитивизм – Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); совр. форма позитивизма – неопозитивизм. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

 

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Ведущую роль в нем приобретают сфера услуг, массовые коммуникации. В конце 1960-1970-х гг. концепция постиндустриального общества формировалась в работах Д. Белла, Г. Кана, З. Бжезинского, А. Турена и др. В 1980-х гг. данная концепция получила развитие в теории «информационного общества» (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации.

 

ПОСТУЛАТ (от лат. postulatum – требование), 1) утверждение, принимаемое в рамках к.-л. научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами (аксиома); 2) общее наименование для аксиом и правил вывода к.-л. исчисления.

 

ПРОБЛЕМА – (от др.-греч. προβλήμα) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; характеризуется как побуждающий фактор действия (недостаток или проявление чего либо. Проблема требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опыта. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Проблема отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны.

 

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

 

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus – относительный), методологический принцип, абсолютизирующий относительность, условность и субъективность познания; зачастую ведет к отрицанию абсолютных этических норм, скептицизму и агностицизму. Восходит к учению древнегреческих софистов (Протагор: «Человек есть мера всех вещей»).

 

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) — основа и главная форма достоверного познания. В противоположность рационализму стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Представители: П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Дж. Беркли, Д. Юм и др.

 

СИНТЕЗ (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). В этом значении противоположен анализу. В ряде дисциплин используется в специфических значениях.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике и др. дисциплинах.

 

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм.

 

СТРУКТУРАЛИЗМ, общее обозначение ряда направлений в социально-гуманитарном познании 20 в., связанных с выявлением структуры, т. е. совокупности устойчивых отношений между элементами целого, в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Исходные идеи сформированы К. Леви-Стросом и Р. Бартом под влиянием лингвистики Ф. де Соссюра. Позднее структуралистский метод был распространен за пределы лингвистики, включен в социально-полит. и культурно-исторический контекст. Критика и самокритика структурализма в 1960-е гг. способствовала переходу к постструктурализму.

 

СЦИЕНТИЗМ, (от лат. scientia – наука, знание), сайентизм, абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Конкретными проявлениями сциентизма являются концепции науки, разрабатываемые в неопозитивизме. Противоположная позиция – антисциентизм.

 

ТЕСТ (англ. test – проба, испытание, исследование), в психологии и педагогике – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умении и навыках испытуемого.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества.

 

ТИПОЛОГИЯ (от греч. typos – отпечаток, форма, образец и логос), 1) науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. 2) результат типологического описания и сопоставления. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.

 

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий), в философии общие понятия.

 

ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ (лат. falsus — ложный) – необходимое условие признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера); только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом.

 

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon – являющееся), 1) философское понятие, означающее а) явление, данное нам в опыте, чувственном познании; противопоставляется своей сущностной основе – предмету интеллектуального познания (ноумен), либо непознаваемой сущности. Такое толкование в той или иной степени характерно для платонизма, английского эмпиризма, Канта, Гегеля и др. б) Единство явления и сущности, непосредственная данность первичного опыта (феноменология Э. Гуссерля); «само по себе себя показывающее» (Хайдеггер). 2) В обыденном смысле – необычный, исключительный факт, явление.

 

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат evolutio – развертывание), в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; синоним развития. В узком смысле – представление о постепенных изменениях в отличие от революций.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. ex(s)istentia – существование), совокупность течений в философии и искусстве 20 в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Идейные истоки – взгляды Паскаля и Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Ж П. Сартр, А. Камю). Кроме того, различают экзистенциально ориентированную философию и экзистенциализм как особое учение, сформированное Сартром на основе ряда идей философии М. Хайдеггера. Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость, совесть); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть). Оказал значительное влияние на литературу и искусство 20 в.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт), род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Один из основных методов научного познания; возник в естествознании Нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей), впервые получил науч. осмысление в трудах Ф. Бэкона; неразрывно связан с теоретическим знанием.

 

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

 

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. empeiria – опыт и kritike – искусство разбирать, судить) (махизм), философское позитивистское течение, основанное в начале 20 в. Р. Авенариусом и Э. Махом.

 

ЭМПИРИЧЕСКИЙ (от греч. empeiria – опыт), основанный на опыте.

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme – знание и логос), то же, что теория познания. В отличие от понятия «гносеология» под «эпистемологией» часто понимают теорию научного познания, теорию науки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...