Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика диагностического показателя




 

Развернутость мониторинга в пространстве и времени выдвигает особые требования к построению диагностического показателя. Диагностическую оценку целесообразно определять в рамках дихотомии: устойчивость — изменчивость. Соответственно диагноз той или иной проблемной ситуации в личностно-профессиональном развитии человека или общности людей может быть выражен в следующих измерениях:

— степень изменчивости, отношение человека к интенсивности изменений;

— направленность изменений (зоны перемен и максимального влияния, отношение человека к этому);

— степень и локализация напряженности и потенциальных конфликтных ситуаций;

— степень и формы активности в зонах напряжения (пассивная, конфликтная, конструктивная);

— оценка средств, используемых в зонах напряжения (адаптивных, заимствованных образцов и ресурсов извне, создаваемых новых средств на базе собственных ресурсов);

— оценка приоритетов и отношений человека к изменениям в области ценностных установок (ориентация на изменения или на сохранение) и т. д.

В диагностике изменений в личностно-профессиональном развитии человека уместнее пользоваться вышеприведенными принципиальными особенностями диагностической оценки, которая позволяет отследить процесс изменения в худшую или лучшую сторону. Принцип дихотомичности диагностической оценки (больше — меньше, лучше — хуже и т. д.) помогает в решении проблем и раскрытии объективной картины диагностики объекта. В тестовом инструментарии диагностический показатель фиксирует уровни изменений и оценок: высокий, средний, низкий.

Объект диагностики всегда находится в процессуальном изменении, и поэтому в исследовательских целях удобнее всего выделять два состояния объекта: подвижность, изменчивость, неосвоенность и устойчивость, стабильность, освоенность. То есть профессиональная деятельность занятых в ней людей рассматривается в инверсионной, циклической динамике, где всегда есть полюсы начала и конца, положительного и отрицательного, центробежного и центростремительного, традиционного и инновационного, национального и заимствованного и т. д., а основные состояния — это формирование; установленное, упорядоченное, институционально-организованное состояние; стагнация, кризис, преобразование. Характер изменений, происходящих в нашем обществе, позволяет определить их в диагностической терминологии как кризисное состояние всех сторон жизни общества, его регионов, которое логически предполагает переходное состояние, т. е. комплекс мер по выходу из кризисного состояния, и только далее этапы стабилизации и нормализации.

Профессионал как диагностический объект познания рассматривается с позиций динамики как активное существо, способное к целедостижению, обладающее фундаментальными потенциями и способностями к активной, созидающей деятельности.

Для того чтобы лучше представить профессиональные отношения личности в различных системах взаимодействия, мы вводим понятия экстериорного, интериорного и интроиорного уровней жизнедеятельности.

Экстериорный уровень жизнедеятельности представляет сложившееся в соответствующих формах организации и институционализации пространство профессиональной деятельности на уровне общества, где человеку предлагаются определенные роли, позиции, функции, статусы в основном в связи с вертикальной профессионально-должностной стратификацией. Основные изменения здесь связаны с образованием, трудом, территориальными перемещениями, которые зачастую являются следствием карьеры. Экстериорный уровень жизнедеятельности человека "задается" обществом; в зависимости от степени его стабильности — нестабильности, научно-технической и социокультурной отсталости или модернизационной продвинутости возникают различные проблемы решения фундаментальных основ жизнедеятельности: образования, труда, социализации, коммуникации, жизнеобеспечения.

Интериорный уровень жизнедеятельности — это, во-первых, пространство порождения новых, многообразных институциональных форм, в том числе и личностно-профессионального развития государственных служащих; во-вторых, это пространство неформальных отношений и связей человека (принадлежность к различным социокультурным группам, общностям и субкультурам: политическим, религиозным, досуговым, спортивным, этнокультурным и прочим формам горизонтальной социальной мобильности). В настоящее время истоком динамики в обществе в большей степени служит интериорный уровень — уровень "Мы", чем общественный или личностный. Это происходит и в силу общих усиливающихся в обществе тенденций интериоризации, интеркоммуникативных взаимодействий и отношений, а также из-за определенной пассивности и во многом несостоятельности современного российского человека, в котором пока не проснулась та творческая активная личность, которая, по выражению Н.А. Бердяева, наконец станет осознавать себя хозяином страны и отодвинет "женскую перцептивную пассивность"1.

Интроиорный уровень жизнедеятельности — уровень "Я", т. е. внутреннего и духовного мира личности, ее индивидуальной культуры, а также пространство ближайшего средового окружения личности (родственники, семья, дети, друзья, любимые). Интроиорный уровень порождает основные векторы и способы развития личности во все сферы жизнедеятельности, которые на последующих этапах получают свое воплощение в различных структурах, институтах и ценностях.

Эта диагностическая модель уровней жизнедеятельности помогает понять с позиций динамики следующие проблемные области личностно-профессионального развития человека в той или иной области труда:

что изменяется в профессиональной деятельности (объект изменений)?

Кто осуществляет эти изменения (субъекты изменений)?

Где возникают и как распространяются изменения?

Подобное комплексное обращение к профессионально-личностному развитию человека с точки зрения одновременного рассмотрения его как субъекта деятельности, деловых и неформальных коммуникаций и как индивидуальной личности отвечает задачам модернизации общества, где основным фактором его нормализации и стабилизации является профессионализм работников.

 

Основные методологические принципы акмеологической

Диагностики

 

Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных методологических оснований познания, позволяет акмеологии разрабатывать свои специфические методы, технологии, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем.

Этот системный подход выражается, прежде всего, в акмеологической модели профессиональной деятельности людей, занятых в конкретной сфере труда, в структуру которой входят профессиональная компетентность этих людей, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.

Акмеологическая концептуализация профессиональной деятельности представителей конкретной сферы труда предполагает построение такой фундаментальной модели профессионализма, которая рассматривает в диалектическом единстве проявление деятельностного и личностного — профессионализм личности и профессионализм деятельности, а также предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная активность членов коллектива связана с их индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

Но перспективное развитие акмеологии позволяет видеть ее проблемное поле (объект — предмет) гораздо более широким и глубоким: как интегративной науки в системе комплексного изучения человека.

Мы определяем следующие методологические принципы, лежащие в основе диагностики специфики и особенностей профессиональной деятельности работников:

экологический: человек как субъект, а не объект в целостной системе жизнедеятельности, представленной вышеназванными Уровнями: экстериорным, интериорным и интроиорным;

динамической концептуализации: закономерности процесса развития (формирование - становление - кризис - распад -преобразование);

равноценности, а не иерархии социального и индивидуального начал в выборе направленности и содержания процессов жизнедеятельности;

индивидуальной ответственности и социального участия в выработке социально значимых решений;

лонгитюдности и эксперимента: многократных изменений личностно-деятельностных проблем во времени и пространстве жизнедеятельности людей;

антропологический: проблемы индивидуального личностного развития человека;

единства науки и практики: диагностическое исследование делается всегда под конкретные практические цели и задачи, оно не может быть самодостаточным;

психологический, позволяющий учитывать особенности этнонациональной психологии в поведении, деятельности, ценностных установках людей.

По поводу последнего принципа можно было бы сказать, что он коренным образом меняет представление об этнопсихологическом изучении проблемы личностно-профессионального развития.

Этнокультурное многообразие современного общества продолжает существовать, несмотря на всеобъемлющие контакты и потоки информации, охватившие в равной мере практически весь цивилизованный мир. Наличие этнических различий в современном мире не поглощается единой социальной системой; взаимодействие в такой социальной системе не ведет к ликвидации этнических различий путем их изменения или актуализации; этнокультурные различия могут сохраняться вопреки межэтническому контакту и взаимной зависимости.

Следуя вышесказанному, мы позволяем сделать вывод, что при анализе профессиональной деятельности и личностного развития представителей конкретной трудовой общности их этническую идентификацию следует "искать" не в культурных различиях, а в системе социальных ролей, социального поведения, социального взаимодействия - т. е. в системе социально-нормативных представлений, что предполагает смещение в исследованиях этничности объекта в сферы образования, труда, социализации, коммуникации — в основные фундаментальные основы жизнедеятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...