Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников

Отчет

о научно-исследовательской работе магистранта

 

 

Выполнила: магистрант 1 года обучения

профильного направления

Юридического факультета

Ермагамбетова Алина Сериковна ______________________________

 

 

АЛМАТЫ

Содержание

1. Научно-исследовательская работа магистранта

2. Протокол

Введение

В соответствии с учебным планом мной была выполнена научно-исследовательская работа на базе кафедры гражданского права, гражданско-процессуального и трудового права Юридического факультета Казахского Национального Университета имени аль-Фараби в период с 1 сентября по 5 декабря 2015 года. Руководителем выполнения научно-исследовательской работы выступила Сулейменовва С.Ж.. – д.ю.н., профессор кафедры гражданского права, гражданско-процессуального и трудового права. Первым этапом научно-исследовательской работы стал выбор научного руководителя и темы магистерской диссертации. Моим научным руководителем является д.ю.н., профессор кафедры гражданского права, гражданско-процессуального и трудового права Сулейменова С.Ж.. КазНУ им.аль-Фараби. Тема магистерской диссертации звучит следующим образом: «Правовое регулирование усыновления по законодательству Республики Казахстан: вопросы теории и практики». Следующий этап работы заключался в составлении индивидуального плана работы магистранта. Затем мной были собраны научные материалы для написания магистерской диссертации, подготовлены научные статьи для публикаций. Вся проделанная научно-исследовательская работа была положительно оценена моим научным руководителем.

Целью данной научно-исследовательской работы является приобретение умений и навыков проведения научных исследований, закрепление и углубление знаний, полученных мною в процессе теоретического обучения.

Во время выполнения научно-исследовательской работы мной были достигнуты цели данного вида работ. Я обобщила полученные знания в области научных исследований, провела анализ проделанной работы, сделала выводы, которые представлены мной в данном отчёте о выполнении научно-исследовательской работы.

 

Основная часть

Научно-исследовательская работа осуществлялась магистранткой 1 года обучения профильного направления Юридического факультета Казахского Национального Университета имени аль-Фараби –Ермагамбетовой А.С.. на базе кафедры гражданского права, гражданско-процессуального и трудового права.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций с целью подготовки магистрантов к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно-исследовательских задач:

• выявление и формулирование актуальных научных проблем;

• разработка программ научных исследований и разработок, организация

их выполнения;

• разработка методов и инструментов проведения исследований и

анализа их результатов;

• разработка организационно-управленческих моделей процессов,

явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

• поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме

исследования;

• подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы приобретаются следующие навыки и умения:

• способность обобщать и критически оценивать результаты,

полученные отечественными и зарубежными исследователями;

• способность выявлять и формулировать актуальные научные

проблемы;

• способность обосновывать актуальность, теоретическую и

практическую значимость избранной темы научного исследования;

• способность представлять результаты проведенного исследования в

виде научного отчета, статьи или доклада.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы магистранта мною были выполнены следующие виды работ:

• составление индивидуального плана работы магистранта, который

включал в себя план написания магистерской диссертации, научных публикаций, определение актуальности, целей, задач, объекта, предмета, теоретической и практической значимости моей магистерской диссертации;

• сбор научных публикаций отечественных и зарубежных авторов;

• подготовка научных статей на тему магистерской диссертации для публикаций.

В соответствии с моим индивидуальным планом магистранта запланирована следующая программа научно-исследовательской работы:

 

    Вид работы Период выполнения Форма отчетности
  Подготовка плана Сентябрь 2015 письменно
  Сбор и анализ материалов по диссертации 2015г. письменно
  Опубликовать статьи по теме диссертации 2016 гг. письменно
  Участие в научных конференциях 2015-2016 гг. письменно
  Написание вводной части диссертации Октябрь-ноябрь 2015г. письменно  
  Написание первого раздела диссертации Ноябрь-декабрь 2015г. письменно
  Написание второго раздела диссертации Декабрь-январь 2015-2016гг. письменно
  Написание третьего раздела диссертации Январь-Февраль 2016г. письменно
  Написание заключительного раздела диссертации Март-апрель 2016г. письменно

 

В ходе выполнения научно-исследовательской работы были подготовлены содержание и вводная часть магистерской диссертации.

Тема: «Правовое регулирование усыновления по законодательству Республики Казахстан: вопросы теории и практики».

 

Структура диссертации:

Магистерская диссертация состоит из 3 пунктов: введение, основная часть, заключительная часть, использованная литература.

Актуальность темы исследования: Правовое регулирование усыновления как одной из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье является важнейшей составляющей в системе мер по обеспечению охраны и защиты прав и интересов детей. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы принцип был действенным, необходимы механизмы его реализации, закрепленные в нормах права. В свою очередь, чтобы нормы права реально работали на практике, необходима система гарантий, воплощающих в себе механизмы для реализации норм права. Систему гарантий, позволяющих реализовать нормальное правовое регулирование, составляют гарантии разного направления: правовые, социальные, экономические, политические и другие. Непременным условием построения демократического правового государства является наделение граждан широким комплексом прав и свобод, а также признание, соблюдение и эффективная защита этих прав. Наиболее незащищенными в данной период истории стали дети. Ребенок, не защищенный государством, обществом, семьей, не способен гармонично, всесторонне развиваться и в будущем быть полноценным членом человеческого сообщества, не сможет развиться в духовно-одаренную личность, законопослушного гражданина.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ эффективного нормативного регулирования усыновления как формы реализации права ребенка на приоритетное семейное воспитание, а также в комплексном анализе норм института усыновления и практики его применения.

 

Задачи исследования: Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

изучить понятие института усыновления (удочерения) и историю его становления и развития; рассмотреть порядок выявление и устройства детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать условия усыновления (удочерения);изучить порядок рассмотрения дел об усыновлении в суде, регистрацию усыновления; рассмотреть способы обеспечения тайны усыновления и ответственность за посредническую деятельность в ее разглашении; изучить правовые последствия усыновления (удочерения), а также основания и правовые последствия отмены усыновления (удочерения); проанализировать правовое регулирование усыновления (удочерения) казахстанских детей иностранными гражданами.

Объект исследования: Объектом диссертационного исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, их правовое регулирование с учетом современного отечественного законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендаций по совершенствованию соответствующей законодательной базы.

Предмет исследования: Предметом исследования являются отношения усыновления и проблемы защиты прав и интересов граждан, возникающих в связи с этими отношениями, прежде всего - интересов ребенка, установление недостатков, мешающих нормальному формированию и осуществлению указанных отношений, правовое регламентирование усыновления по семейному праву Республики Казахстан, его состояние, практика применения, состояние защиты прав детей.

Методы исследования: В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания применялись также частнонаучные методы: системный, логический, исторический, метод сравнительного правоведения и другие методы научного исследования. Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в возможности использования содержащихся в ней положений, выводов, рекомендаций для совершенствования семейного законодательства, в дальнейшей научной разработке проблем института усыновления, в учебном процессе, а также в правоприменительной практике.

План выполнения диссертации:

№ пп Вид работы Период выполнения
  Написание и представление Введения и 1 главы (не менее 25%) диссертации Декабрь 2015
  Доработка 1 главы с учетом замечаний научного руководителя, написание и представление 2 главы (примерно 50%) диссертации Январь 2016
  Доработка 2 главы с учетом замечаний научного руководителя, написание и представление 3 главы (примерно 50%) диссертации Февраль 2016
  Написание и представление 3 главы (не менее 25%) диссертации Март 2016
  Доработка 3 главы с учетом замечаний научного руководителя, написание и представление 3 главы (примерно 90%) диссертации Апрель 2016
  Оформление диссертации в окончательном варианте (100%) и представление ее научному руководителю Май 2016
       

План научных публикаций:

№№ Вид публикации Сроки выполнения
  Статья в материалах республиканской конференции октябрь-ноябрь 2015г.
  Статья в материалах международной конференции февраль- март 2015-16г.
  Статья в материалах конференций октябрь-ноябрь 2015г.
  Статья в материалах конференций февраль-март 2016г.

В период выполнения научно-исследовательской работы мной были собраны научные материалы отечественных и зарубежных авторов.

Также мной были подготовлена на сегодняшний момент 1 научная статья для публикаций, которые будет представлена в отчете ниже.

Таким образом, объем проделанной научно-исследовательской работы положил начало для дальнейших научных исследований по теме выбранной магистерской диссертации, позволил получить теоретические знания и практический опыт проведения научных исследований (определение актуальности, целей, задач, теоретической и практической значимости научной диссертации), способность анализировать, обобщать, выводить для себя актуальные научные проблемы.

Статья 1.

Suleimenova S.J.- doctor of legal Sciences,

professor Chair of Civil Law and Civil Procedure,

Labour and Law, Faculty of Law

al-Farabi Kazakh National university

Nurahmetova G.G. – candidate of legal Sciences,

Docent Chair of Civil Law and Civil Procedure,

Labour and Law, Faculty of Law

al-Farabi Kazakh National university

Yermagambetova A.S.

1st year magister (profile direction) Faculty of Law

al-Farabi Kazakh National university

[email protected]

 

The legal regulation of adoption according to the RK’s legislation: theory and practice

 

Resume

This article some issues of adoption (adoption) of the Republic of Kazakhstan. Adoption is the most preferred form of placement of children without parental care. This form is the best method of protection rights of children, left without parental care.

Keywords: adoption of the child (children), children left without parental care, adoption agencies, patronage.

According to the Code on marriage (matrimony) and the family, types of legal relationships can be adoption, guardianship, custody or foster care.

Adoption - legal form of the transfer of the child in foster care on the basis of a judicial decision, as a result of which there are moral and economic rights and obligations equated to the rights and obligations of family origin.

Patronage - a form of education in which the orphans, children left without the care of parent (s) are sent to foster care in the family under a contract entered between the body carrying out the functions of guardianship or trusteeship, and the person who had expressed a desire to take the child (ren) on education.

Guardianship - legal form of protection of the rights and interests of children who have not attained 14 years of age, and persons found incompetent by a court.

Custody - legal form of protection of the rights and interests of the child (ren) under the age of 14 to 18 years, and adults of limited legal capacity by the court due to abuse of alcohol or drugs. Adoption is permitted in respect of minor children whose births are registered in the manner prescribed by the Code on marriage (matrimony) and the family, and only in their best interest, taking into account opportunities to ensure full physical, mental, spiritual and moral development. This takes into account the age and maturity of the child's consent to adoption.

Adoption is subject to the children, one or both of whose parents are:

1) died;

2) abandoned the child;

3) deprived or parental rights restored;

4) have agreed to adopt a child;

5) have been recognized by the courts as incapable, missing or declared dead;

6) are unknown[1].

Children who are the citizens of the Republic of Kazakhstan, consisting centralized registration of orphans and children left without parental care may be given in adoption to citizens of the Republic of Kazakhstan permanently resident outside the Republic of Kazakhstan, and relatives of the children, irrespective of their nationality. In a case of child adoption by foreigners court is obliged to ensure the implementation of the authorized body in the field of protection of children's rights of the Republic of Kazakhstan shall have priority adoption of the child's relatives, regardless of their nationality and place of residence or the citizens of the Republic of Kazakhstan. Adoption of children by foreigners allowed only nationals having equivalent effect with Kazakhstan's international obligations to protect the rights and interests of children. Citizens of the Republic of Kazakhstan permanently residing in the territory of the Republic of Kazakhstan wishing to adopt children who are required to personally choose the child, have him direct contacts for at least two weeks to submit to the authority in charge of the guardianship or trusteeship, the location of the child's written request of the desire to adopt the child, and to submit the certificate of inspection of living conditions, information on the amount of gross income, marital status, health status, criminal record. Citizens of the Republic of Kazakhstan permanently residing in the territory of the Republic of Kazakhstan wishing to adopt orphans and children left without parental care under the age of one year have the right to take the children into care or foster care until the end of the procedure of adoption. The adoptive father of the child is required to raise a child, to take care of his health, physical, mental, moral and spiritual development. The adopter has the right to determine how the child's upbringing, taking into account the child's views and recommendations of the authority conducting the functions of guardianship or trusteeship, and shall comply with the requirements under this Code. Adoptive parent who is a citizen of the Republic of Kazakhstan permanently residing in the Republic, is entitled to receive a lump sum cash payment in connection with the adoption of orphans and (or) a child left without parental care. The adopter must return to the budget paid a lump sum cash payment in connection with the adoption of orphans and (or) a child left without parental care, in case of cancellation of adoption. Adoptive parents who are citizens of the Republic of Kazakhstan permanently residing in the Republic are required at least once a year until the child reaches the age of eighteen years to submit to the authority in charge of the guardianship or trusteeship, the place of the court decision on adoption reports on the conditions of life, education, education and health status of the adopted child. Adoptive parents who are citizens of the Republic of Kazakhstan permanently resident outside the Republic of Kazakhstan and foreign adoptive parents are required in the first three years after the entry into force of the court decision on adoption every six months, in the next few years - at least once a year until the child reaches eighteen age to submit to the authorized body in the field of protection of children's rights of the Republic of Kazakhstan reports on the living conditions, training and health status of the adopted child. Adoption by the court at the request of the person (s) wishing to adopt a child. The cases of the adoption of the child by the court is producing in the special procedure is prescribed by the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan.

Cases concerning the adoption of children are considered by the court with mandatory participation of the adoptive parents, the representative body which carries out the functions of custody or guardianship, as well as the prosecutor. With adoption in the Republic of Kazakhstan nationals of the Republic of Kazakhstan a child who is a foreigner, you must obtain the consent of the child's legal representative and the competent authority of the State of nationality of the child, as well as, if required, in accordance with the legislation of that State, the child's consent to adoption.

Adoption of a child who is a citizen of the Republic of Kazakhstan and living outside of the Republic of Kazakhstan, the competent authorities of the foreign state of which the adoptive parent is recognized as valid in the Republic of Kazakhstan subject to prior authorization for the adoption of the local executive body at his place of residence or his or her parents to travel outside the territory of the Republic of Kazakhstan. Rights and obligations of the adoptive parent and the adopted child arise from the date of entry into force of the court decision on adoption of a child. The court shall, within three days from the date of entry into force of the court decision on adoption of a child to send the extract of the verdict to the registration authority in the place of judgment on adoption and the body carrying out the functions of guardianship or custody, the place of judgment. One person can adopt a few children who are siblings or not made up with each other in kinship. Between the adopted children who do not belong to each other in a relationship, there are rights and responsibilities as between brothers and sisters. 2. Adoption of brothers and sisters, was raised in the same family, different persons is not permitted, except in cases when the adoption is in the interests of the children and the children do not know their relationship is not living and not brought together.

Adoptive parents can be adult persons, except:

1) persons recognized by court as incapable or partially capable;

2) spouses, one of whom is recognized by court incapable or partially capable;

3) persons deprived of parental rights by a court or tribunal of limited parental rights;

4) persons suspended from duties of the guardian or trustee for improper execution of his duties by the laws of Republic of Kazakhstan;

5) former adoptive parents, if the adoption was canceled by court because of their fault;

6) persons who for health reasons can not exercise their parental rights. The list of diseases, under which a person may not adopt a child, take him under custody or guardianship, patronage, established by the authorized body in the field of health care;

7) persons who have no permanent place of residence;

8) persons holding different sexual orientation;

9) persons having outstanding or previously convicted for committing an intentional crime at the time of adoption;

10) persons without citizenship;

11) males, not in a registered marriage (matrimony), except where the actual raising a child for at least three years following the death of the mother or the deprivation of her parental rights;

12) persons who at the time of adoption do not have an income providing adopted child subsistence minimum established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

13) persons were registered in drug treatment or mental hospital.

3. Persons who are not together in marriage (marriage), can’t jointly adopt the same child.

Based on the specifics of cases of this category, the court must check the indication in the statement of information about themselves adoptive children that they wish to adopt, their parents, the request for possible changes in the registry of the birth of adopted children, the circumstances to which the code relates the opportunity to be an adoptive parent confirming their evidence, and the presence in the annex to the application the following documents:

- Finally, the body carrying out the functions of custody or guardianship of residence (location) of the child and on the validity of the adoption, according to the interests of the adoptee;

- Certificate of inspection of the living conditions of the adoptive parents;

- Copy of act record and birth certificate of the child;

- A medical report of the competent authority on the state of health, physical and mental development of the adoptee;

- Parental consent for adoption of a child if it is required by law;

- The child's consent to the adoption if the child has reached the age of 10 years;

- Evidence confirming that the applicant may be an adoptive parent of the child.

Failing receipt by the applicant of documents from the relevant authorities, they must be demanded by the court at the request of the applicant[2].

The protection of rights and interests of the orphans and children, left without parental care, lays on representative organ in sphere of defence of children’s rights of the RK and the other state organs within their competence, and it lays on legal representatives of these children. The organization of orphans' calculation activity lays on local executive organ. Moreover, the mediatory activity and activity of selection, organization and transmission of orphans and children, who were left without parents' care by any person or legal entity, is prohibited. The representative organs' activity of adoption, guardianship and patronage, is not mediatory. Legal entities and persons cannot pursue commercial aims during their activity. The protection of rights and interests of orphans and children, left without parental care is realizing by sending them to guardianship in the family (adoption, guardianship or patronage) and within the lack of such possibility - to the organizations of all types for orphans and children, who were left without parents' care. The detection of orphans and the children, who were left without parental care, is realizing by all people and legal entities, who know about the lack of parents' guardianship. Furthermore, people and legal entities must immediately inform representative organs, which realizing functions of guardianship and patronage, about orphans and children, who were left without parental care, according to the place of their location.

The official persons, working in the medical organizations, must inform the representative organ during three working days, from the day of desertion of neonate. The local administrative organ, knowing the fact of lack of guardianship from child's parents or relatives, during three days from the day of getting information, must make a survey of living conditions of the child and to provide protection of rights and interests of the child until the decision of question about their organization.

In accordance with Art. 209 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On marriage and family" adoption (adoption), including the abolition of adoption (adoption), in the Republic of Kazakhstan foreign child is a citizen of the Republic of Kazakhstan carried out in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan, in compliance with Articles 76-78, 82-84 and 96 of the Law "On Marriage and Family".

Foreign adoptions as a process device in a family of a child left without parental care consists of certain stages:

1) the selection, approval, preparation of prospective adoptive parents;

2) trial;

3) completion of the process of foreign adoption (registration of birth certificates, the control of the adaptation of the adopted child in the adoptive family).

To register children on account of adoptive parents (was adopted) are as follows documents:

1) the application for the consulate adoption (adoption) of the child;

2) a national passport of the Republic of Kazakhstan to permit recording of the child's internal affairs agencies to leave for permanent residence abroad;

3) identification documents adopters;

4) two photographs of the child;

notarized copies:

5) birth certificate;

6) certificate of adoption (adoption)[3].

The procedure for international adoption involves three stages: a) the selection, approval, preparation of prospective adoptive parents; b) trial; c) completion of the process of international adoption (registration of birth certificate), the recognition of adoption by the competent authority of a foreign state; control over the adaptation of the adopted child in the family of adoptive parents. The first phase of Intercountry Adoption begins with the application of persons wishing to adopt a child, the competent authorities of the State of which they are nationals or on the territory of which are permanent residents[4].

Upon arrival in Kazakhstan, foreigners applying for adoption, must personally select the child for at least two weeks to have direct contact with him in the place of residence of the child. It should also be pointed out that foreigners applying for adoption, are obliged to familiarize themselves with the documents adopted child, to confirm in writing the fact of acquaintance with a medical report on the state of his health. They also have the right to receive detailed information about the child and information about the presence of his relatives.

Adoption Institute in Germany has some similarities and differences with the institution of adoption in Kazakhstan. For example, in both countries, provided that the adopted child has to join the family and the foster family must take care of the adopted child as their own, without making distinctions between biological and adopted children. However, in Germany, in order to test the feasibility of adoption, there is a period called "the time of getting used to," during which the child and prospective parents need to have direct contact during the year. In Kazakhstan, this period also exists, but it lasts only two weeks at the place of residence of the child. Also similar to the fact that only married spouses can adopt the child. If you wish to adopt a child by one spouse, the other spouse must give written consent to the adoption. Regarding the age limitation, according to German law, the age should not be less than 21 years for women and 25 - for men. There is no upper age limit. Unlike Kazakhstan, where both boundaries are marked. Adoptive parents must be over the child at least 16 years and not more than 45 years.

 

 

LIST OF REFERENCES

1 The Code on marriage (matrimony) and the family of The Republic of Kazakhstan 84/2

2 Normative Resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 22, 2000 N 17 «About some questions of application by courts of legislation on marriage (matrimony) and the family in cases of adoption (adoption) of children»// http://adilet.zan.kz/rus/docs/P00000017S

3 Order of the Secretary of State - Minister of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan dated April 11, 2003 N 08-1 / 31 «On approval of the instructions for registering children who are citizens of the Republic of Kazakhstan, the adoption (adoption) foreign»// http://mfa.gov.kz/images/spisok-npa/prikaz%2031.pdf

4 International adoption», Zimina I.A.// http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0303/12.html

Статья 2

Сулейменова С.Ж. – доктор юридических наук,

профессор кафедры гражданского права

и гражданского процесса,

Трудового права, юридического факультета

КазНУ имени аль-Фараби

Нурахметова Г.Г. – кандидат юридических наук,

Доцент кафедры гражданского права

и гражданского процесса,

Трудового права, юридического факультета

КазНУ имени аль-Фараби

Ермагамбетова А.С. -

Магистрант профильного обучения

Юридического факультета

КазНУ имени аль-Фараби

[email protected]

 

Правовое регулирования усыновления согласно законодательству Республики Казахстан: вопросы теории и практики

Аннотация

Данная статья содержит некоторые вопросы усыновления (удочерения) согласно законодательству РК. Усыновление – наиболее предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Такая форма является наилучшим способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: усыновление ребенка (детей), дети, оставшиеся без попечения родителей, агентства по усыновлению, патронат.

Resume

This article some issues of adoption (adoption) of the Republic of Kazakhstan. Adoption is the most preferred form of placement of children without parental care. This form is the best method of protection rights of children, left without parental care.

Keywords: adoption of the child (children), children left without parental care, adoption agencies, patronage.

Мазмұндама

Бұл мақалада Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес бала асырап алу (қабылдау) мәселелері кейбір қамтиды. Қабылдау - ата-анасының қамқорлығынсыз балаларды орналастырудың ең қолайлы түрі. Бұл нысаны, ата-анасының қамқорлығынсыз қалған балалардың құқықтарын қорғау ең жақсы тәсілі болып табылады.

Түйінді сөздер: баланы (балаларды) асырап алу, балалар ата-анасының қамқорлығынсыз балалар, қабылдау агенттіктер, қамқорлығында қалған.

 

В целях исследования института усыновления, необходимо определить понятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также понятия усыновления согласно семейному законодательству РК.

Ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей (родителя), - ребенок (дети), лишившийся попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием безвестно отсутствующими, объявлением умершими, признанием недееспособными или ограниченно дееспособными, отбыванием наказания в местах лишения свободы, уклонением от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе с отказом взять ребенка из воспитательной или медицинской организации, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения и нуждающийся в обеспечении необходимой защиты его прав и интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Усыновление (удочерение) - правовая форма передачи ребенка (детей) на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению[1,с.3].

Усыновление – это приоритетная форма устройства детей, т.к. в семье ребенок себя чувствует полноценным членом семьи и растет в атмосфере любви и заботы. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства, предусмотренном ГПК РК. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, а также прокурора.

Дела об усыновлении рекбенка суд рассматривает в закрытом судебном заседании[2, ГПК РК ст. 317-4]. Кроме того, законодатель определяет разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым. Эта разница составляет не менее 16 и не более 45 лет.

Рассмотрев заявление об усыновлении ребенка, суд выносит решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении полностью или в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При удовлетворении заявления об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда. Вступившее в законную силу решение направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту нахождения суда для государственной регистрации усыновления ребенка, а также в орган опеки и попечительства.

При решении дела об усыновлении ребенка суд наряду с требованиями об усыновлении ребенка рассматривает и другие просьбы заявителей:

- об изменении имени, фамилии и отчества усыновленного ребенка[3,ст.97 Кодекса];

- об изменении даты и места рождения усыновленного ребенка[4, ст.98 Кодекса];

- о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителей усыновленного ребенка[5, ст.99 Кодекса].

Исходя из специфики дел данной категории, суду необходимо проверять указание в заявлении сведений о самих усыновителях, детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьбы о возможных изменениях в записи актов о рождении усыновляемых детей, об обстоятельствах, с которыми кодекс связывает возможность быть усыновителем, подтверждающие их доказательства, а также наличие в приложении к заявлению следующих необходимых документов:

- заключение органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству по месту жительства (нахождения) ребенка об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого;

- акт обследования условий жизни усыновителей;

- копию актовой записи и свидетельства о рождении ребенка;

- медицинское заключение компетентного органа о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого;

- согласие родителей на усыновление ребенка, если оно требуется по закону;

- согласие ребенка на усыновление, если ребенок достиг возраста 10 лет;

- доказательства, подтверждающие, что заявитель может быть усыновителем данного ребенка[6].

При усыновлении подкинутого или найденного ребенка, наличие протокола или акта об обнаружении ребенка, составленного органом внутренних дел или местным исполнительным оранном, недостаточно. В таком случае к заявлению должны быть приложены копия записи актов о рождении и свидетельство о его рождении, подтверждающие регистрацию ребенка. Если на момент подачи заявления об усыновлении, подкинутый или найденный ребенок не зарегистрирован, то суд вправе оставить заявление без рассмотрения или возвратить его заявителю для устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению дела.

В случае усыновления ребенка иностранным гражданином, суд истребовать от заявителя заключения об условиях жизни и возможности быть усыновителем, выданное компетентным органом того государства, гражданином которого является заявитель, либо государства, в котором он имеет постоянное место жительства. При этом, следует иметь ввиду, что иностранные граждане пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с гражданами РК. Контроль за детьми, переданными на усыновление иностранным гражданам ведется посольствами или консульскими учреждениями РК.

Иностранные граждане и граждане РК, проживающие за пределами РК, претендующие на усыновление ребенка, должны иметь непосредственный контакт с ребенком в течение 4-х недель до подачи заявления об усыновлении в суд.

При наличии у ребенка родителей, их согласие на усыновление обязательно. Более того, их согласие должно быть выражено в письменной форме, в виде нотариально удостоверенного заявления, либо оно может быть заверено руководителем учреждения, в котором находится ребенок, а также органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству.

Кроме того, не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, кроме случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (к примеру, если дети не осведомлены о своем родстве, не проживали совместно, либо не могут жить и воспитываться совместно по состоянию здоровья).

Законодательством также предусмотрены основания для отмены усыновления и признания усыновления недействительным. Правом требовать отмены усыновления обладают следующие лица: родители ребенка, супруг усыновителя, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, а также прокурор в интересах ребенка.

При отсутствии виновного поведения со стороны усыновителя, суд вправе отменить усыновление в интересах ребенка в следующих случаях:

1. Несложившиеся взаимоотношения между усыновителем и усыновленным в силу их личных качеств;

2. Выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих процесс воспитания или делающих его невозможным, о наличии которых усыновитель не был предупрежден в момент усыновления;

3. Восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым ребенок сильно привязан, что отрицательно отражается на его эмоциональном состоянии и т.п.

Усыновление признается судом недействительным в следующих случаях:

1. принятия решения суда об усыновлении на основе подложных документов;

2. совершения усыновления без согласия законных представителей;

3. усыновления лицом, состоящим в браке (супружестве), без письменного согласия другого супруга;

4. нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 91 Кодекса «О браке (супружестве) и семье».

В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка выписка из этого решения должна быть направлена в регистрирующий орган и в орган, осуществляющий функции опеки или попечительства, по месту вынесения решения об усыновлении, а выписка о решении суда об отмене усыновления и признании усыновления недействительным, в такой же срок должна быть направлена в регистрирующий орган и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по месту государственной регистрации усыновления.

При наличии исключительных обстоятельств непосредственно затрагивающих интересы ребенка, суд в соответствии со статьей 238 ГПК вправе по просьбе заявителя обратить решение к немедленному исполнению, изложив мотивы, по которым он пришел к выводу о необходимости немедленного исполнения решения суда (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения или оперативного вмешательства, и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка)[7].

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях образования, медицинских и других организациях имеют право на:

1) содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;

2) причитающиеся им алименты, пособия и другие социальные выплаты;

3) сохранение права собственности на жилище или права пользования им, а при отсутствии жилища имеют право на его получение в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

4) содействие в трудоустройстве, осуществляемое местными исполнительными органами[8, с.50]

Институт усыновления в Германии имеет некоторые сходства и различия с институтом усыновления в Казахстане. Например, в обеих странах установлено, что при что усыновленный ребенок должен влиться в семью, а приемная семья, в свою очередь, должна заботиться о ребенке, как о своем собственном, не делая различий между биологическими и приемными детьми. Тем не менее, в Германии, для того, чтобы проверить возможность принятия, есть период, называемый "время привыкания", в течение которого ребенок и будущие родители должны иметь прямой контакт в течение года. Однако, в Казахстане, в этот период также существует, но длится он всего две недели в месте постоянного проживания ребенка. Также схож тот факт, что усыновить ребенка могут только пары, состоящие в браке. Если один из супругов желает усыновить ребенка, второй должен дать письменное согласие на усыновление. Что касается ограничения возраста, в соответствии с законодательством Германии, возраст потенциального родителя не должен быть меньше, чем 21 год для женщин и 25 лет для мужчин. Верхний возрастной предел отсутствует. В отличие от Казахстана, где обе границы отмечены. Приемные родители должны быть старше ребенка не менее 16 лет и не более чем 45 лет.

Институт усыновления в РФ также имеет много схожих моментов. Согласно ст.125 Семейного Кодекса РФ, Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Кроме того, возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного ребенка также происходит со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...