Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип действия асинхронного двигателя




В обмотке статора, включенной в сеть трехфазного тока, под действием напряжения возникает переменный ток, который создает вращающееся магнитное поле. Магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них (на основании закона электромагнитной индукции е = Blv) переменную ЭДС, направление которой определяется по правилу правой руки и указано на рис. 10.12 крестиками. Поскольку обмотка ротора замкнута, ЭДС вызывает в ней ток того же направления.

В результате взаимодействия тока ротора с вращающимся магнитным полем (на основании закона Ампера F = ВlI) возникает сила, действующая на проводники ротора, направление которой определяется по правилу левой руки. Сила создает момент, действующий в ту же сторону.

Под действием момента ротор приходит в движение и после разбега вращается в том же направлении, что и магнитное поле, с несколько меньшей частотой вращения, чем поле:

n = (0,92 ÷ 0,98) n0*.

*Для двигателей общего назначения.

Рис. 10.12. К пояснению принципа действия асинхронного двигателя

Все сказанное о принципе действия асинхронного двигателя справедливо, если обмотка ротора выполнена из ферромагнитного материала с теми же магнитными свойствами, что и сердечник ротора. В действительности обмотка ротора выполняется из неферромагнитного материала (меди или алюминия), поэтому магнитная индукция в пазу с проводниками намного меньше, чем в зубцах. Основная сила, вызывающая момент вращения, возникает в результате взаимодействия магнитного поля ротора с вращающимся магнитным полем статора и приложена к зубцам ротора. На проводник действует только небольшая сила. Однако для анализа работы двигателя и получения расчетных уравнений обычно считают, что в основе принципа действия асинхронного двигателя лежит закон Ампера — взаимодействие проводника с током и магнитного поля. Такая трактовка закономерна, поскольку результаты расчета при этом совпадают с полученными из принципа взаимодействия магнитных полей ротора и статора.

 

ЭДС ОБМОТКИ СТАТОРА

Вращающееся магнитное поле, распределенное синусоидально вдоль воздушного зазора, пересекает проводники обмотки статора и наводит в них переменную, изменяющуюся синусоидально во времени ЭДС E 1.

Среднее значение ЭДС в одном витке Е' ср можно определить с помощью закона электромагнитной индукции:

Е' ср = 2 B cp lv 0, (10,15)

где В ср — среднее значение магнитной индукции вращающегося магнитного поля; l — длина проводника обмоток статора; v 0 — скорость движения магнитного поля относительно проводников обмотки статора.

 

Скорость движения магнитного поля

v 0 = π Dn 0 ,
 

(10.16)

где D — внутренний диаметр сердечника статора; n 0 = 60 f 1/ p — частота вращения магнитного поля.

Подставив в (10.15) вместо v 0 его значение из (10.16), получим

Е' ср = 2 B ср l π D   60 f 1 ,
  p

где B cp l π D /2 p = Ф — магнитный поток одного полюса двигателя.

Следовательно,

Е' ср = 4Ф f 1.

 

Рис. 10.13. Расположение секций фазы обмотки статора двигателя ( а ); потоки рассеяния статора и ротора ( б )

Выразим Е' ср через действующее значение Е':

Е' ср = 2 Е'm = 2√2 E' = 4 f 1Ф.
π π

(10.17)

Из выражения (10.17) вытекает, что действующее значение ЭДС в одном витке фазы обмотки двигателя

Е' = π 4 f 1Ф = 4,44 f 1Ф.
2√2

Если бы оси секций одной фазы обмотки совпадали, то результирующая ЭДС Е 1 одной фазы обмотки равнялась бы произведению ЭДС одного витка Е' на число витков фазы:

E 1 = Е'w 1 = 4,44 f 1 w 1Ф. (10.18)

Полученное выражение ЭДС имеет тот же вид, что и для трансформатора. Однако в связи с тем, что фаза обмотки статора состоит из нескольких секций, расположенных в разных пазах (рис. 10.13, а) и сдвинутых в пространстве на угол θ, ЭДС в каждой секции будут сдвинуты во времени также на угол θ. Вследствие этого результирующая ЭДС одной фазы обмотки будет определяться не арифметической, а геометрической сум­мой ЭДС секций.

Поэтому в выражение (10.18) вводится поправочный коэффициент k 01, равный отношению модуля геометрической суммы ЭДС секций обмотки к арифметической сумме:

k 01 = |Σ Е' |/Σ Е'.

Этот коэффициент называется обмоточным.

Следует отметить, что обмотки выполняются с укороченным шагом, что приводит к увеличению угла θ. Обмоточный коэффициент k 01 = 0,91÷0,95.

Таким образом, расчетная формула ЭДС обмотки статора имеет вид

Е 1 = 4,44 f 1 w 1Ф k 01.

Как вытекает из уравнения электрического равновесия цепи статора, которое имеет тот же вид, что и уравнение первичной цепи трансформатора,

U 1 = - Е 1 + I 1 r 1 + j I 1 х 1,

и если пренебречь падением напряжения в обмотке статора, то ЭДС будет равна напряжению на обмотке статора:

U 1 = Е 1 = 4,44 f 1 w 1Ф k 01. (10.19)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...