Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая среда и достижения Иоанна Грозного.




Когда Иоанн Грозный унаследовал престол, то ему было только 4 года, убить для бояр не составляло никакого труда. Уже было сказано о бунтах, изменах, отравлении царской династии, выжить в такой среде было чудом – провидением Божиим! Иоанн III передал своему сыну, Иоанну IV, не только титул царя, наследника Палеологов, русские земли, но и историческое наследие - «Москва Третий Рим», и в связи с этим претензии и посягательства соседей.

В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей».

А патриарх Александрийский Иоаким писал ему:«Яви нам, в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями».

Иоанн IV отнёсся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя от соседних государств царём «всея Руси». Грозный был убеждён, что Московское Царство должно стать образцом добродетели и справедливости перед лицом всех народов.

С этим положеним вещей был не согласен Сигизмунд II Август, он полагал, что признание папством за Иоанном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русов», и привлечёт на его сторону православных молдаван и валахов.

Войны и интриги были не только со стороны Польши, Литвы, но и от немецкого ордена Ливонцев. Справедливо можно говорить, что первые санкции на Русь были наложены от представителей Европы - Швеции, именно с помощью Ливонцев, чтобы затормозить развитие. Не пускали на Русь торговцев, мастеров, ремесленников, учёных мужей из Европы, преграждали торговлю с Англией, арестовывали наших купцов, развязали с нами войну (1558-60), которую сами же проиграли.

Стоит вспомнить успешные походы при Иоанне Грозном: Астраханские походы (1547—1552), Казанские походы (1554—1556), вследствии чего вышли из ханства и земли Башкирии мирно присоединившееся к Руси Чувашское ханство (1551). После взятия Казани, в январе 1555 года, послы сибирского хана Едигера просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя и от сторон ото всех заступил»

В 1559 князья Пятигорские и Черкесские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в православие.

Походы против Крымского ханства и Османской Империи. В 1558 году войско князя Дмитрия Вишневецкого одержало победу над крымским войском у Азова, а в 1559 войско под командованием Даниила Адашева совершило поход на Крым, разорив крупный крымский порт Гёзлев (ныне — Евпатория).

Завоевание Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году и взятие им столицы Сибирского ханства — Искера — положили начало обращения местного населения в православие. При жизни царя вошли в состав Руси земли, кроме выше перечисленных, Область войска Донского, часть земель Ногайской Орды. Вообще, Московское царство при Иване IV было увеличено по территории вдвое: прирост Руси составил почти 100% – с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Русское государство впервые стало размером больше всей остальной Европы.

Ведь им было построено 300 новых городов и 155 крепостей, основано около 300 почтовых станций. Возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей. При Грозном было прославлено 39 русских святых, до этого чтили 22, были изданы Степенная книга, Лицевой летописный свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи, Домострой, Апостол, были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562, 1580 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима. Проведены судебная и административная и военные реформы, равным которым тогда не было во всем мире. Организована сеть образовательных учреждений.

Например, благодаря этим Соборам в 1551 году, по приказу царя, Московский собор обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей на «учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного петия псалтырного». Этот же собор утвердил повсеместное употребление многоголосного пения. По инициативе Иоанна Грозного, в Александровой слободе было создано подобие консерватории.

В его правление усилилась практика приёма на службу инородцев (кроме жидов), в частности и особенно татарских мурз, государство оставалось русским как по основному составу населения и основной религии – православие, так и по главной своей движущей силе.

Если описывать все его труды и достижения, то этому стоило бы посвятить целую книгу.

О канонизации.

В 2002 году были опубликованы «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 год), в которых на обороте 205-го листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иоана». Церковный авторитетнейший историк Е. Голубинский в своём труде «История канонизации святых в Русской Церкви» признавал, что речь идёт о мощах именно Царя Иоанна Грозного, но отмечал, что он входит в «список усопших, почитаемых», понимая под каталогом частный список из святцев Коряжемского монастыря.

В Москве он вполне официально почитался как общепризнанный угодник Божий. В трёхтомнике "Православный месяцеслов Востока" Архиепископа Сергия (Спасского) (Владимир, 1901), включено в русские святцы имя Царя Иоанна Васильевича Грозного в качестве местночтимого Московского святого. И это есть свидетельство самой Церкви: в московских сборниках Государь издревле почитался святым. Дата его памяти - 10 июня, связана она с "обретением телеси царя Иоана". Видимо, уже в XVII-м веке, в алтаре Архангельского собора производилось какое-то переустройство, и в ходе ремонтных работ были обретены нетленные мощи Грозного Царя. Скорее всего, тогда же его имя и попало в святцы местночтимых святых.

Писатель Александр Николаевич Стрижев сообщил, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ32 с документами фондов Святейшего Сниода десятых годов ХХ века – до Собора 1917-1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербургская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, … и Царь Иоанн Васильевич Грозный. Всего же в списке было более 25 имён. Но всеобщего церковного прославления в то грозное и неспокойное время не произошло.

По-видимому, по моему предположению, промысел Божий удерживает это событие, чтобы явное и открытое всеобщее прославление произошло тогда, когда русское самосознание станет святым, и державным самосознанием предательские страницы души народа будут изглажены покаянием. Но этому будут предшествовать дни духовного очищениния и испытания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...