Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Hi нет самовыражаться, общаться (О.А. Караба-




IIH).


 


40


41


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Все это позволяет рекомендовать игру как основу психокоррекционных занятий,

Психокоррекционные игры, используемые в рабо­те с детьми с тяжелыми нарушениями речи проводятся психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Роб­ких, заторможенных детей целесообразно назначать водящими (лидерами). Для расторможенных и гиперак­тивных детей надо подбирать более спокойные игры. Наполняемость групп (от 3 до 12 детей) при проведении игр зависит от содержания игры и имеющихся у детей особенностей личностного развития. В тех случаях, ког­да к коррекции привлекаются дети с речевым негати­визмом, наполняемость групп не должна превышать пяти человек. Игры проводятся в течение обучающего цикла каждый день (в структуре занятий и индивиду­ально). Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.

Рекомендованные психокоррекционные игры мож­но условно разделить на две группы.

Игры первой группы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серь­езным комбинированным играм. Часть игр этой груп­пы тесно связана с приемами телесной психокоррекции и направлена на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников.

Игры второй группы предполагают введение более сложных драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами и приемы игры-психодрамы. Они направлены на разрешение личных и межличностных проблем каждого члена группы, на вос­становление общения.


' i Типизация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

Приемы элементарной библиотерапии

»>./[ лотерапия предполагает психокоррекционное стане на детей с помощью чтения специально по-

пной литературы в целях нормализации и опти-

I их психического состояния. В настоящее вре-

'ика использования библиотерапии с детьми с

•пнями в развитии представлена в работах

|" И Ili-ic расовой.

л члого чтения библиотерапия отличается сво-

(лешюстыо на те или иные состояния, свойства

. 11ри чтении произведений с целью профилак-

I > | кжции личностных нарушений у детей с ОНР

гея разные книжные жанры и стили (расска-

п, сказки, пословицы, поговорки) с учетом:

i доступности изложения, которая зависит

имания текста и уровня речевого развития

тип ситуаций в книге с ситуациями, в которых [тся ребенок.

Шабления негативных состояний детей, уси-|.жптельных эмоций и восстановления душев­ая рекомендуются следующие литератур- зия: «Что такое хорошо и что такое пло­ского, «Ласточки пропали» А. Фета, «Ма-щ» А. де Сент-Экзюпери, «Деревья» й, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Маугли» 'А, «Дюймовочка», «Дикие.лебеди», «Гадкий. Андерсена, «Сераяшейка», «Храбрый уте-)Ва, русские народные сказки «Лиса и др., различные загадки, пословицы и пого->Ппое - см. Прилож. 3).


 


42


43


Психологическая помощь дошкольникам с обидим недоразвитием речи

Приемы арттерапии и музыкотерапии

В последние годы заметно возрос интерес к коррек-ционной деятельности средствами искусства. Это связа­но с тем, что искусство имеет специальные функции, 4 помощью которых человек может научиться рассказы-i вать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тре­вожит, радует (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др.).

Сущность арттерапии состоит в коррекционном действии искусства на человека и проявляется в рекой] струировании психотравмирующей ситуации, выведе-j нии переживаний, связанных с ней, во внешнюю фор му через продукт художественной деятельности.

Практический опыт психокоррекционной работ средствами арттерапии показывает ее большой терапев тический и коррекционный эффект в работе с детьми проблемами в эмоционально-личностном развитии.

Для детей с ОНР рекомендуется использовать при
емы арттерапии, основанные на переживании и смен<
психологических состояний в процессе рисования, л en
ки. Выбор этих средств психокоррекции связан с осо
бенностями детей с ОНР, испытывающими трудност^
при оречевлении своих переживаний и проблем. i

Занятия по арттерапии проводятся в основном гр повые (наполняемость 10-12 детей). Их проводит пс холог совместно с воспитателем. Для усиления позити ных внутренних процессов у детей, для стимуляции ъ речи часто используется специальное музыкальное с ~ провождение. Цели стимуляции музыкой могут бы1 различными:

> снять или уменьшить произвольный контроль
речью;

► увеличить общую активность, в том числе подня
эмоциональный и мышечный тонус;


' i Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

| вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения по-

I | к 'дством подражания поющим детям и взрослым.

11мжно, чтобы сам музыкальный контекст содержал

ихты реальных движений и ритмов («По малинку

1.1 по й дем», «Веселые гуси»).

При нарушении общения у детей рекомендуется (Ользовать следующие приемы музыкотерапии:

> 111 ювождение действий ребенка музыкальным от-i и.1 к ком, исполняемым на различных музыкальных нструментах, созвучным его настроению и харак­теру его действий;

провождение голосом. Взрослый комментирует (Кения, выполняемые ребенком, при этом текст Продевается под мелодию, соответствующую на-' 11 >< к ■ 11 и ю ребенка;

■Местная игра на инструментах - еще один вари-

стаиовления межличностных контактов.) г m я по музыкотерапии проводятся в музыкальном < тпем музыкального работника. Их продолжи­ло 25 мин., наполняемость группы 10-12 детей.

Приемы гештальттерашш и телесно-<»|>itентированной психотерапии

г.1кчтия, способствующие осознанию собствен-|. относятся к таким направлениям психокор-.п, гештальттерапия, телесно-ориентирован-ихотерапия.

Ория телесной терапии восходит к работам уче-

ФроЙда В. Райха, который полагал, что меха-

i психологической защиты можно противодей-

i о мощью прямого телесного контакта. За-

i |Д(■ 11 не, выражающееся в напряжении мышц

ином дыхании, он назвал «телесной броней».


 


44

Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

«Броня» - это хроническое мышечное напряжение, из­бавляющее человека от переживания неприятных эмо­ций. В момент напряжения мышц происходит ослабле­ние чувствительности.

В коррекционной работе с детьми наиболее перепек тивным является анализ своих ощущений, эмоциональ­ного состояния и поведения в настоящий момент вре­мени в данной ситуации («здесь и теперь»), что помога­ет овладеть саморегуляцией, научиться самостоятель­но принимать решения и нести за них ответственность.

Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:

► освобождение от мышечных зажимов;

V общение и взаимодействие с использованием невер­бальных средств коммуникации;

► развитие внимания, чувственного восприятия.
Данное деление направлений работы является ус­
ловным, так как большинство упражнений имеет мно­
гоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения,
а также в зависимости от контекста, наполняются но­
вым содержанием.

Большую роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР:

> увеличение диапазона эмоциональных проявлений,
способствующих обогащению чувственного опыта;

> совершенствование психомоторики, развитие уме­
ния свободно владеть своим телом («Подвески»,
«Росток», «Потянулись-сломались» и др.).

Таким образом, психокоррекционнаяработа, осно­ванная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность кор-рекционно-педагогическойработы с детьми с тяжелы­ми нарушениями речи.

46


1лава 2. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

Работа с семьей

Семья как один из важнейших социальных инсти­тутов общества оказывает огромное влияние на воспи­тание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся лич­ности наиболее важна при воспитании и обучении де­тей, имеющих отклонения в развитии, - не только с тя­желыми формами, но и с негрубыми нарушениями, по­сещающих дошкольные группы разной коррекционной направленности. В связи с этим, система работы с роди­телями по повышению их компетентности и формиро­ванию адекватной оценки состояния своего ребенка дол­жна быть частью комплексной программы коррекцион-ного воздействия по преодолению личностных наруше­ний детей с ОНР.

С учетом особенностей социальной ситуации разви­тия ребенка могут быть рекомендованы направления психокоррекционной ж консультативной работы, апро­бированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева):

> гармонизация семейных взаимоотношений;

> установление правильных детско-родительских от­
ношений;

> помощь родителям в формировании адекватной
оценки состояния ребенка;

> обучение элементарным методам психологической
коррекции,,

Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: инди­видуальной и групповой.

Индивидуальная работа осуществляется в виде бе­сед или частично структурированного интервью с роди­телями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучают


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблема­ми ребенка.

Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям:

1) гармонизация взаимоотношений между родите­
лями и ребенком;

2) гармонизация внутрисемейных отношений;

3) оптимизация социальных контактов семьи.

Проводя коррекционную работу по первому направ­лению, можно использовать организационные формы и содержание коррекционных занятий, представленные в «Практикуме по формированию адекватных родитель-ско-детских отношений», разработанном В.В. Ткаче­вой (1999).

Работа по второму направлению реализуется двумя способами: в виде занятий с реальными супружескими парами или в виде занятий только с матерями. Коррек-ционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространяется и на дру­гих членов семьи.

Гармонизация позиции матери позволяет оптимизи­ровать отношения между членами семьи и социальные контакты (третье направление коррекционных занятий).

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенно­стям родителей проблемных детей.

Работа с персоналом дошкольного учреждения

Взаимоотношения ребенка с другими людьми пони­маются как один из важнейших факторов его личност­ного развития. Особая роль в этом взаимодействии при­надлежит персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению


i Пав а 2. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопо-1111 мания. Стиль поведения педагога бессознательно при­сваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспита­телей и логопедов, с ребенком и его родителями зави­сит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррек-11,ионное воздействие только тогда будет успешным, ког­да педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотруд-п ичать на основе равноправного диалога.

Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды при­нимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, за­мечали любые продвижения на пути к успеху. С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к де­тям с отклонениями в развитии необходимо проводить психологическое просвещение персонала, в частности,

помочь изучить:

> возрастные особенности детей с отклонениями в

развитии;

> оптимальные пути организации общения персона­
ла с детьми;

> оптимальные пути организации общения между
детьми;

 

> принципы организации детских групп;

> методы работы с родителями.

У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс), ("уть этой позиции заключается в необходимости:

> поддерживать в ребенке достоинство и формировать
позитивный образ «Я»;


49


48


А 5362


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи


> говорить о ситуации, поступке и его последствиях,
а не о личности и характере ребенка;

> отмечать сдвиги в личностном росте посредством
сравнения ребенка с самим собой, а не с другими
детьми;

> отказаться от негативных оценочных суждений,
«ярлыков», отрицательного программирования;

9> избегать навязывания вопреки желанию ребенка

способа деятельности и поведения.

С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, групповые и индивидуальные кон­сультации, анкетирование, подбор и анализ психологи­ческой и психолого-педагогической литературы, а так­же тренинг «Эффективный педагог». Тренинг направ­лен на приобретение психолого-педагогической компе­тентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других. Программа тренинга включает анкети­рование, психогимнастику (упражнения на снятие фи­зической зажатости и психологическое раскрепоще­ние), взаимоконсультирование, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, психотехнические игры, ана­лиз конфликтов в педколлективе и их разрешение.

Важнейшим условием эффективности коррекцион-ной работы является кадровая обеспеченность образо­вательных учреждений специалистами коррекционно-го профиля, знающими особенности развития и харак­тер трудностей детей с проблемами, владеющими тех­нологиями коррекционно-развивающего обучения. По­этому подготовка кадров — неотъемлемая часть общего комплекса мероприятий по реализации коррекционно-го воздействия на детей и их родителей.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...