Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3. Понятие и система источников земельного права




Вопрос №3. Понятие и система источников земельного права

Источник права – внешняя форма выражения права или способ выражения вовне юридических правил поведения. Выделяют четыре основных вида источников права:

1. НПА;

2. правовой (санкционированный) обычай;

3. юридический (судебный) прецедент;

4. нормативный договор

    В российской правовой системе определяющее значение играет НПА (официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения).

Источники земельного права – совокупность НПА, содержащая правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Основные требования к источникам права, в том числе земельного:

• должны иметь установленную законом документальную форму;

• должны быть приняты уполномоченными на то органами государства или иными органами и организациями, которым полномочны их принимать;

• должны быть приняты в условиях установленной законом процедуры;

• должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений.

Классификаций источников земельного права:

1. По юридической силе: законы и подзаконные акты.

2. По территории действия: федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локальные правовые акты.

3. По предмету регулирования: общие и специальные НПА.

4. По характеру правового регулирования: материальные и процессуальные НПА.

5. По степени значимости в регулировании земельных отношений: основные и вспомогательные.

К системе источников ЗП относятся:

· Конституция РФ;

· международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках от 10. 11. 1997г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» от 25. 03. 1996г. и др);

· федеральные законы (ЗК РФ от 25. 10. 2001г. №136-ФЗ; ГК РФ от 30. 11. 1994г. №51-ФЗ; Лесной Кодекс от 04. 12. 2006г. №22-ФЗ; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11. 06. 2003г. №74-ФЗ; ФЗ «О мелиорации земель» от 10. 01. 1996г. №4-ФЗ; Градостроительный кодекс РФ от 29. 12. 2004г. №190-ФЗ; ФЗ «О землеустройстве» от 18. 06. 2001г. №78-ФЗ и др. );

· НПА Президента РФ (Указ Президента РФ от 27. 12. 1993г. №1767«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; Указ Президента РФ от 07. 03. 1996г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ от 25. 03. 1992г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и др. );

· НПА Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 19. 11. 2002г. № 833 «О государственном земельном контроле» и др. );

· ведомственные НПА (приказ Росземкадастра «Об упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра» от 26. 09. 2001г. №П/166; приказ Росземкадастра «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля» от 27. 01. 2003г. № П/6 и др. );

· НПА субъектов РФ (Закон города Москвы «О землепользовании и застройке в городе Москве» от 14. 05. 2003г. №27; Закон Московской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области» от 07. 06. 1996г. «№23/96-ОЗ и др. );

· НПА органов местного самоуправления;

· локальные НПА.

Роль судебной практики в регулировании земельных правоотношений неоднозначна. Весомое значение имеют руководящие постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22. 05. 1992г. №6; постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» от 24. 04. 2005г. №11 и др. ). Деятельность судов, а также административных органов способствует совершенствованию практики применения земельного законодательства.

 

Извлечение из НПА

ЗК РФ

       Статья 2. Земельное законодательство

       1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

       Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.

       Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, ….

       2. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

       3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

       4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...