Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие усыновления (удочерения),




Джандарбек Бауржан Абылкасымулы

 

 

«Усыновление (удочерение) в семейном праве Республики Казахстан»

Алматы 2007

Аннотация

 

В данной работе проводится анализ современных проблем усыновления (удочерения) в РК. Усыновление рассматривается как комплексный механизм, включающий в себя как материально-правовые, так и процессуальные нормы. Свой анализ автор строит на анализе теоретических источников по проблемам семейного права и иных отраслей права(в частности материального гражданского, гражданского процессуального права). В работе использован богатый практический материал, что усиливает степень убедительности выводов, сделанных автором. Выводы автора касаются реализации как личных неимущественных, так и имущественных прав ребенка при усыновлении, ограждения интересов биологических родителей детей усыновление (удочерение) которых производится. Данная работа может представлять интерес для научных работников, специализирующихся по проблемам семейного права (в том числе для соискателей, аспирантов), практических работников органов Министерства юстиции, опеки и попечительства, судов, органов прокуратуры. Также она может быть использована в учебном процессе организаций образования, осуществляющих подготовку юристов.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Усыновление (удочерение) представляет собой один из особых социально значимых институтов семейного права. Его роль и значение заключаются в том, что усыновление (удочерение) восполняет собой воспитания детей их биологическими родителями. Причин необходимости такой замены достаточно много. Самая естественная и, скорее всего, не самая распространенная – причина это отсутствие биологических родителей на момент устройства детей в семью на воспитание.

В настоящее время остро стоит проблема и социального сиротства по иным причинам, когда биологические родители попросту отказываются выполнять свои обязанности. Такое поведение может быть сопряжено и оказанием вредоносного воздействия на детей (через пьянство, ведение иного анти-общественного (в т.ч. преступного) образа жизни и т.д.).

Устройство детей в ситуациях, граничащих с вышеперечисленными в семьи на основе усыновления (удочерения), представляется весьма удачным разрешением возникающих проблем. Ведь обретение хотя бы одним ребенком настоящей семьи уже представляет собой большое достижение.

Тем не менее в последние годы возникают различные проблемы этого, казалось бы, с виду благополучного института права. Современные реалии таковы, что с помощью этого гуманного на первый взгляд, механизма порой достигаются корыстные цели. Об этом свидетельствуют публикации в средствах массовой информации (1). Это обусловливает предложения по ужесточению контроля за усыновлением (в первую очередь за иностранным). Предлагается подтверждать финансовую состоятельность, семейное положение и состояние здоровья будущего усыновителя. Необходимо учитывать и нравственные качества претендентов. Документы, подтверждающие это, должны выдаваться компаниями, уполномоченными на то зарубежными государствами. По мнению депутатов Мажилиса РК, следует запретить усыновление казахстанских детей людьми одинокими, а также представителями нетрадиционной сексуальной ориентации и тем, у кого нет постоянного места жительства и имеющим непогашенную судимость. В этот же список включить и жителей стран с неблагоприятными климатическими, экономическими и эпидемиологическими условиями.

Уже сама постановка таких вопросов наталкивает на мысль о необходимости серьезно задуматься о проблемах усыновления (удочерения). Естественно, соответствующие критерии должны быть выработаны и к усыновителям (удочерителям), гражданам РК.

Закон Республики Казахстан «О браке и семье» 1998 года предусмотрел возможность усыновления (удочерения) в судебном порядке. Однако курс на совершенствование правового регулирования отношений усыновления (удочерения) с учетом интересов детей выдерживается не в полной мере, в указанном законе и в некоторых других нормативных актах имеются упущения, отрицательно влияющие на поставленные цели.

Серьезный диссонанс наблюдается между нормами материального и гражданско-процессуального права, регламентирующих усыновление (удочерение). Процессуальные нормы и практика судов не учитывают в полной мере правовую природу этих дел.

В процессе усыновления нередко нарушаются права детей и их родителей. Ущемление их прав наблюдается в не предоставлении им возможности реализации их процессуальных прав, необоснованно широком презюмировании отсутствия прав родителей на детей. Ущемление прав детей опосредованно выражается в отсутствии реального контроля за условиями (фактическими обстоятельствами) усыновления (удочерения) детей. Не полностью регламентированы имущественные вопросы, возникающие в процессе усыновления (удочерения).

Нами отмечено вынесение решений об усыновлении (удочерении), незаконность и необоснованность которых бросается в глаза, даже при незначительном анализе их содержания. В частности, основания усыновления (удочерения) описываются всего в одной строке – усыновление (удочерение) соответствует интересам ребенка. Такие примеры из судебной практики приводятся в работе. Немало судебных решений, которыми устанавливаются «факты усыновления (удочерения)» (2).

В монографии дан анализ материалов Верховного Суда Республики Казахстан, Управления Юстиции по городу Алматы, Министерства образования и науки Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

В обобщении Верховного Суда выделяются лишь незначительные нарушения каких-либо выводов, которые могут существенно сказаться на повышении эффективности правоприменительной практики при усыновлении, не имеются (3). Государственные органы не обращают внимания на нарушения прав ребенка в последующем. Особенно это касается усыновления (удочерения), иностранными гражданами. Число признанных недействительными усыновлений (удочерений) составляет лишь сотые одного процента от общего числа рассмотренных дел. Между тем имеются тревожные тенденции, заставляющие говорить о неблагополучии в сфере охраны прав и интересов детей, их восстановления при нарушении. К примеру, в Казахстане отсутствует статистика посягательств на права детей путем незаконного их вывоза за границу. Эти посягательства косвенно учитываются лишь через статистику без вести пропавших лиц, где показатель без вести пропавших детей отдельно не учитывается (4).

Недостаточное внимание уделяется совершенствованию механизма усыновления (удочерения) в актах законодательства, которые принимаются в последнее время. В частности в нормативном постановлении Верховного суда РК от 25 декабря 2006 года № 10 решены локальные вопросы. Речь идет об апостилировании документов, подаваемых для иностранного усыновления (удочерения) в РК. Также определено, что двухнедельный срок для непосредственного контакта иностранца с ребенком должен быть соблюден им до подачи заявления в суд. Факт наличия или отсутствия судимости должен быть подтвержден только компетентным органом страны проживания лица, желающего усыновить ребенка (5).

Некоторые вопросы в ходе исследования, нами рассматриваются лишь в постановочной форме. Констатация указанных вопросов и предложение первичных мер по их решению вызваны не нежеланием изучать соответствующие проблемы. Мы видим реальные контуры проблем, необходимость дальнейших целенаправленных исследований по некоторым на первый взгляд «локальным» проблемам усыновления (удочерения). Рамки настоящего исследования просто не позволяют их решить, что лишний раз подтверждает своевременность и обоснованность его выбора.

Теория отраслей права должна гибко отзываться на потребности практики, восполнять бреши интеллектуальной, научной обработки правовой реальности, тех задач, которые ставит перед нами реальность сегодняшнего дня. При этом не исключается и перспективный анализ проблем.

Современные условия в обществе уже не позволяют, как раньше обходиться формальной, декларацией прав граждан. Необходимы практические механизмы, которые возведут усыновление (удочерение) в ранг такого механизма, который эффективно будет решать проблемы социального сиротства. Такие практические механизмы должны быть выработаны в каждой отрасли права - семейного, гражданского, гражданского процессуального. В последующем, необходимо обеспечить эффективное применение норм вышеуказанных отраслей права. Как всякий новый механизм, усыновление (удочерение) еще будет проявлять в себе «шероховатости». При этом важно, чтобы локальные нормы не вступали в противоречие с наиболее общими нормами отраслей, их идеологическими началами. Не случайно, к примеру, исследование процессуального порядка рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) увязывается с рассмотрением, принципов гражданского процессуального права. К настоящему времени четко обозначилась потребность в подготовке специалистов, которые не будут «слепыми орудиями» правоприменения. Сохраняя беспристрастность, они и, впервую очередь судьи, должны осознавать не только прямые, но и скрытые требования права, ощущать его как «живой организм», пользоваться богатейшей гаммой возможностей, которое дает современное право.

Конечно, сами по себе практические работники будут затруднены в системном анализе тех или иных вопросов. Помочь в этом могут и должны представители теории.

Настоящая работа направлена и на то, чтобы дать импульс дальнейшим исследованиям в области семейного права. Представляется несовершенным не только механизм усыновления (удочерения), но и иные формы воспитания детей в семье. Не в полной мере, по рассматриваемым проблемам, изучены взаимосвязи семейного и гражданского права. В этой области должна быть выработана трактовка реализации частноправовых начал.

При проведении исследования, было стремление избежать догматического восприятия права. Необходимость ломки стереотипов есть и будет всегда. Увеличение числа исследований, не дающих отраслям частного права остановиться в своем развитии, будет всегда желательным. В этом одна из основных формул актуальности данного исследования.

 

 


Глава 1

 
 

 

 


УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) КАК ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РК

Понятие усыновления (удочерения),

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...