Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические подходы к изучению неосознаваемого




 

 

Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Бенедикт Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Готфрид Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Дэвид Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), Иммануил Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), Артур Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах),

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также Карлом Густавом Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию "общего бессознательного") и Э. Фроммом (развивавшем идеи о "социальном бессознательном"). Совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

 

Фрейд открыл для науки три области – неврозы, сновидения, ошибки обыденной жизни

 

Сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.

Супер-Эго – (Сверх-Я) - это моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что - нет. Совесть, стыд.

Я (Эго) часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго

Ид (ОНО) бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека.

 

 


Сознание в психоаналитической теории присутствует, но оно не позволяет человеку понять себя. Сознание в психоанализе не выполняет до конца свои функции – осознанию, но не до конца (ради чего живу, действую).

Бессознательное – сознание без понимания. Это неосознаваемые побуждения.

Бессознательное – это след неверного решения важной жизненной проблемы, которое позволяет временно снять аффект (тревогу) но тем самым задерживает сохраняет его причину.

Сверх я – это идеал своего развития

 

 

       
 
   
 

 


Если проблема решается, то человек развивается как личность (личностно растет), это означает, что человек стремиться жить (символ – имя греческого бога - Эрос). Если не решается проблема, то («падаю вниз») «стремлюсь к смерти «Танатос – бог смерти»

По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

По мнению З. Фрейда сознательное и бессознательное находятся а постоянном конфликте (получается, что сознательное и бессознательное взаимоисключающие элементы психической деятельности)

 

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако, в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления.

Психика по К. Юнгу состоит из сознания и бессознательного, которое в свою очередь состоит из трех слоёв (сознательное и бессознательное в отличии от взглядов Фрейда работают в режиме гармоничного единства, а не конфликта):

1) «Личностного бессознательного» - поверхностный слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности,

2) «Коллективного бессознательного» - врожденный глубокий слой бессознательного, ядра психики, имеющий всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей. "Содержаниями коллективного бессознательного" в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения.

3) «Психоидного бессознательного» - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

Понятие «коллективное бессознательное»Карл Юнг ввел в 1916 году.

Это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей и не зависит от индивидуального. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. «архе» — «начало» и «типос»— «образ») — мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то неясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием «Коллективное бессознательное» состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус.

Самость - наиболее важный архетип, представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспекты души.

Персона (лат. рersona — «маска») — наше публичное лицо, те роли, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с другими людьми.

Тень - обиталище всех вытесненных из сознания влечений. «Тень состоит не только из морально предосудительных тенденций, — писал Юнг, — но и включает в себя целый ряд положительных качеств, как-то: нормальные инстинкты, собранные реакции, реалистическое восприятие действительности, творческие импульсы и т. д.».

Анима и Анимус ученый связал с двойственностью природы человека, содержащей и мужское, и женское начала. Анимус — это совокупность мужских черт, безотчетно присутствующих в сознании женщины; из них складывается некий идеальный образ мужчины. Анима, напротив, образ идеальной женщины, живущей в глубине мужской психики.

 

По Дж. Морено, рассмотрел понятие «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная данная идея не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет " социальное бессознательное ", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания". Описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...